«Я НЕ ДАУН. Я ЛИЗА»
Награждая 12-летнюю Лизу Халявченко-Бабич из Орджоникидзе Днепропетровской области на сцене музыкальной школы в Венгрии, глава профессионального жюри сказала: «Сегодня на 14-м международном фестивале «Золотая осень» выступала особенная, солнечная девочка. Она честно завоевала «серебро» среди здоровых детей. После этих слов зал взорвался аплодисментами.
Благодаря добрым людям отправились в Венгрию
— На фестивале, в котором участвовали дети-музыканты из разных стран, Лиза получила грамоту, кубок, медаль, множество поздравлений и была счастлива, — говорит мама девочки Валентина Бабич. — Об этой поездке дочь мечтала еще с июля, когда выиграла в Киеве всеукраинский конкурс, проходивший среди здоровых детей. Тогда руководитель корпорации «Зоряні мости», организовавшей конкурс, подошла к нам и пригласила в Будапешт: «Поверьте, Лизе там будут рады. У нее большие перспективы».
Но я понимала, что дочь не справится за границей без меня, а найти тридцать тысяч гривен на вступительный взнос, дорогу и проживание для нее, меня и педагога не смогу. Поэтому отказалась. А в сентябре нам пришло официальное приглашение, Лиза его увидела и стала готовиться. Она каждый день отрабатывала произведения, которые уже хорошо знала, примеряла наряды. Видя это, я не могла признаться ребенку, что у нас нет денег на поездку. Тогда президент организации «Даун Синдром», который хорошо знает дочь, сказал: «Это дело чести — отправить Лизу на конкурс» — и обратился в прессу.
Историю дочери описали в газетах и показали по телевизору, нас поддержала вся Украина. Это было что-то невероятное: каждые десять минут в течение трех дней на мой телефон приходили sms-сообщения: «На вашу карточку перечислили пятьдесят… сто… триста… тысячу гривен». Благодаря этим людям, которые даже не называли своих имен и фамилий, уже через неделю у нас была нужная сумма, и мы вместе с Лизой и ее преподавателем музыки Еленой Семенухой отправились в Венгрию. На конкурсе дочь села за рояль, держа правильную осанку, и без единой ошибки исполнила два произведения.
Родителям Лизы часто задают вопрос о том, кто решил отдать ребенка в музыкальную школу. В ответ они улыбаются, уверяя, что это хобби девочка выбрала сама.
— Однажды, когда Лизе было шесть лет, мы с мужем заметили, что дочки нет дома, а входная дверь приоткрыта, — вспоминает Валентина. — Очень испугались, ведь Лиза плохо ориентируется на местности, у нее немного нарушена координация движений. Оббегали весь двор и окрестности. Нашли дочку возле музыкальной школы. Позже каждый раз, когда мы проходили мимо нее, Лиза останавливалась и прислушивалась к доносившейся мелодии. Я пришла к директору музыкальной школы и попросила принять мою дочь. Очень боялась, что Лизе откажут из-за диагноза. К счастью, педагога это не смутило, и дочь стала заниматься. На тот момент мы не могли найти литературу, где бы говорилось, как обучать таких малышей, поэтому Елена Викторовна сама придумала программу для Лизы.
— Лиза воспринимает мир немного иначе, чем другие дети, — говорит учительница Детской школы искусств города Орджоникидзе Елена Семенуха. — Чтобы что-то понять и запомнить, ей необходимо это представить, прочувствовать. Например, когда Лиза начинала заниматься музыкой, я придумывала сказку о каждой ноте, мы разыгрывали с ней сценки, музицировали.
«Учиться, учиться и трудиться»
Сейчас, когда девочка играет целые произведения, пытаюсь объяснить ей эмоции, которые она должна донести слушателю. Сравниваю их с чувствами, хорошо знакомыми девочке: любовь папы, забота мамы, строгость учителя. Таким образом ей удается тонко прочувствовать мелодию. Если Лиза поняла меня, она говорит: «Я фея. Я превращаю ноты в сказку». Сейчас девочка играет 11 произведений. Мы регулярно разучиваем новые композиции, повторяем старые.
— После занятий в школе дочка приходит домой и садится за фортепиано, приговаривая: «Учиться, учиться и трудиться», — продолжает Валентина. — Этой фразе ее научила учительница, объясняя, что музыка — это не только удовольствие, но и труд, постоянные репетиции. Дочка самостоятельно отрабатывает свои «слабые» места. Лизе приходится работать больше, чем другим детям. Поначалу она боялась выступать одна. Педагог Елена Викторовна выходила вместе с ней на сцену и стояла за ее спиной, не подсказывая и не помогая.
Страх сцены у Лизы прошел после того, как полтора года назад в рамках благотворительного концерта она выступала в Киеве вместе с голландским оркестром Jostiband (самый большой музыкальный коллектив в мире, в котором играют люди с синдромом Дауна). В тот день дочка вместе с педагогом исполнила четыре произведения. У Лизы даже брали интервью. Это выступление стало очень важным для дочери, она полюбила сцену. Кстати, прежде чем ехать на конкурс, мы сходили в церковь и попросили священника благословить Лизу. Он сказал, что на фестивале дочь получит то, чего у нее еще нет. Когда во время награждения Лизе вручили кубок и серебряную медаль, я сразу вспомнила его слова. Таких наград она еще не завоевывала.
Лиза учится в общеобразовательной школе. После уроков посещает занятия музыкой, танцами, рисованием, где общается с обычными детьми. После того, как о дочери выходит очередной сюжет по телевизору или статья в газете, дети, как правило, обращают на нее особое внимание, чаще зовут играть. Для дочки это важно. Таких людей не зря называют солнечными, от природы они очень добрые, светлые. И Лиза — не исключение. Недавно по телевизору о ней вышел сюжет, где говорилось о ее синдроме. И дочка возмущенно сказала: «Мама, я не Даун. Я Лиза». Для меня, мужа, всех родственников Лиза — обычный ребенок. Она, как и все дети, плачет, когда ей больно, смеется — когда весело.
Конечно, есть вещи, которые дочь не может делать самостоятельно, но мы с мужем стараемся максимально адаптировать ее к жизни. В четыре года Лиза плохо говорила, даже я не всегда могла ее понять. Тогда стала водить ребенка к дефектологу, логопеду, психологу. Лиза занимается танцами, чтобы развивать слабый мышечный корсет.
У нас очень плотный график: в восемь утра я отвожу дочку в школу, затем на секции, делаю с ней уроки, и только в восемь вечера она освобождается. Я часто слышу от знакомых: «Ты ее слишком нагружаешь». Но понимаю, что это необходимо. От тех усилий, которые мы приложим сегодня, зависит будущее Лизы. Ведь когда меня не станет, ей нужно будет заработать на кусок хлеба, общаться с людьми. Однажды мы с мужем решили устроить дочери каникулы и прекратили занятия на целое лето. После такого длительного перерыва Лиза несколько месяцев вспоминала то, что знала раньше.
Инна Айзенберг
|