В СТРОИТЕЛЬНОЙ ЛИХОРАДКЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ЗАБЫЛИ О ХРАМЕ
На подготовку Владивостока к саммиту АТЭС было потрачено более 600 миллиардов рублей. Огромные вантовые мосты через бухту Золотой рог и пролив Босфор Восточный, новый аэропорт, корпуса ДВФУ на бесплодных и безводных каменных островах. И еще огромный театр оперы и балета… Эти объекты сданы, международный экономический форум проведен, но строительная лихорадка продолжается.
Преображенский собор постепенно рушится
Скоро на острове Русский появится гигантский океанариум. Ремонтируется цирк – на это дело летом губернатор получил от «Газпрома» 700 миллионов рублей. Мощные финансовые потоки позволяют создавать небывалую по размаху инфраструктуру. Солидные спонсоры, такие как «Газпром» и «Роснефть», обеспечивают материальную базу.
Великие стройки современности напоминают советские времена. Только вместо комсомольцев с бодрыми песнями в теплое Приморье (где вызревают виноград, персики и арбузы) устремляются представители другой, чужеродной культуры – мигранты из Средней Азии.
Неужели Россия пришла на Дальний Восток лишь ради материальных возможностей благодатных территорий? Во всем этом видится какое-то недоброе противоречие – землю наших святых предков-подвижников, маяком светящую для всех православных народов, благоухающую праведностью живших на ней и в ней погребенных, обрабатывают ныне чуждые ей, равнодушные, случайные люди?
Похоже, людей не удерживает даже вышеописанное масштабное строительство. Благополучное Приморье покидают по 10-15 тысяч человек в год. И это те, кто там родился и вырос. Но в новостях видим бойкий доклад губернатора Приморья президенту страны. Веселая такая, почти советская, картинка – в Приморье, мол, развивают спорт, строят дома и хоккейные коробки...
На фоне ремонта цирка за 700 миллионов, строительства хоккейных коробок, бодрых докладов об успешных стройках, святыня всего Востока России - большой кафедральный Преображенский собор во Владивостоке на берегу бухты Золотой рог из-за остановки финансирования не только не достроен, но постепенно рушится…
Происходит это от того, что мы русские, государствообразующий народ, утратили свою религиозную почву. Во всяком случае, на Дальнем Востоке последствия ненависти большевиков к Православию сегодня очевидны. Большевики уничтожали Церковь здесь с особой злобой, ведь это один из очагов сопротивления красным, здесь держался последний оплот православной Российской империи. По ее законам и порядкам Владивосток жил до 1922 года. Тогда в городе был созван Земский собор, который восстановил монархию Романовых на этих территориях – последнем осколке Белой России, а царский генерал Михаил Константинович Дитерихс стал правителем Приамурского края.
Кто помнит сегодня, что город Влади-Восток (Владеющий Востоком), по идее его создателей, призван грозно свидетельствовать древнему восточному дракону – по словам священномученика Иоанна Восторгова – о Христе?
…В справочнике сект и новых религиозных движений Приморского края список разнообразных религиозных организаций переваливает за сотню. Не редкость увидеть на автостанции Уссурийска сразу восьмерых мормонов с рюкзачками, сеющих свой соблазн. Шестилетняя девочка-кришнаитка, раздающая приглашения на сектантский праздник во Владивостоке до слез расстраивается, что мы рвем ее бумажку:
Дух с ориентацией на деньги
Даже католики-миссионеры здесь – не поляки, как повсеместно в России, а граждане США. И так во всех наших регионах на побережье Тихого океана, названного предками «Великим»: секты, секты, секты, миссионеры из США, Кореи, Японии. Эти вездесущие и «самые эффективные политические шпионы» – так их характеризовал стратег и геополитик начала ХХ века А.Е.Вандам.
Добавьте к этому иностранных мигрантов и общий космополитский дух с ориентацией на деньги – в таком «управляемом хаосе» даже и не вспомнить, как и почему Господь привел русскую нацию к Великому океану. Совсем не для того, чтобы мы возводили инфраструктуру, привлекательную для международного бизнеса, отнюдь!
…До революции сюда ехали, осознавая, что Россия пришла к Тихому океану со Христом. И принесла Свет Православия другим народностям, населявшим эти земли. Русские селились здесь и первым делом ставили часовню или храм, позже возникал и монастырь. Во всем сложном и стихийном, народном движении России на Восток был глубинный духовный смысл. Потому русский хлебопашец смог укорениться и обосноваться в этих таежных местах, принести свою святую веру алеутам, камчадалам, якутам, даурам, нанайцам, японцам, китайцам…
По сию пору главная площадь Владивостока называется «Борцам за власть Советов». А на ее краю, на самом берегу бухты Золотой Рог уже более десяти лет православные пытаются построить кафедральный Спасо-Преображенский собор – символ Преображения России, которое начнется с Востока.
Идея возведения собора возникла еще в 1912 году. Хотя строительству покровительствовала сама Государыня императрица Александра Федоровна, построить собор до революции так и не успели. В 2000 году Святейший Патриарх Алексий II во время визита во Владивосток сам выбрал место для возведения этого храма. Сейчас есть фундамент, возведены стены, но стройка практически заморожена.
Когда-то, когда построят этот храм, величественные купола, увенчанные крестами, вознесутся над волнами Амурского залива. Свет Православия не будет спрятан под спудом, а воссияет в тихоокеанской стороне России. Всем языкам, заходящим на своих судах в русский порт Влади-Восток, будет виден этот свет Истины. Тогда и главная площадь грозного города сменит свое страшно устаревшее название на «Преображенскую».
Недостроенный Преображенский собор, который при таком финансовом изобилии мог быть выстроен еще несколько лет назад, ярко показывает, что современная дальневосточная политика далека от понимания предназначения России, того смысла, ради которого наши предки-христиане, движимые Божественным Промыслом шли к Великому океану, к пределам нехристианских народов.
Сегодня, так и не выбравшись из советского прошлого, мы строим на берегу Тихого океана цирки, океанариумы, ристалища. И неоправданно, цинично медлим со строительством Божьего храма – Спасо-Преображенского собора во Влади-Востоке, на берегу Великого океана…
Игорь Романов, Владислава Филянова
|