БОЛЬНЫЕ РЕБЯТА ПРИНОСЯТ РАДОСТЬ ЗДОРОВЫМ
Проект «Наивно? Очень» объединил молодых художников — выпускников и учащихся «Особых мастерских» Московского технологического колледжа № 21. Все они — люди с тяжелыми психоневрологическими нарушениями. И если людей на инвалидных колясках мало-помалу общество стало уравнивать в правах со здоровыми, то душевно иных пока предпочитает игнорировать. Они непонятные, и, значит, лучше держаться от них подальше. Это самая распространенная реакция на такого человека и случайного встречного, и чиновничьей системы.
Компания наивных гениев
А история проекта такова. Специалисты Московского центра лечебной педагогики, которые обучали таких детей до совершеннолетия, лет 10 назад столкнулись с тем, что их выпускники никому не нужны. Взрослость вгоняла их в рамки бессмысленного существования, возвращая в домашнюю изоляцию. Энтузиасты попытались пробить их дальнейшее обучение, стучась практически во все ПТУ и колледжи Москвы. Везде шарахались. Только руководство колледжа № 21 согласилось на эксперимент и стало первым в России, где такие дети могли учиться столярному делу, полиграфии, работе с керамикой, текстилем. Но и здесь возник свой тупик. После выпуска молодые люди сталкивались с тем, что их нигде не брали на работу. Нигде и ни на каких условиях. Профессиональная дискриминация на ментальном уровне и по этому же признаку.
И тут (есть все же своя драматургия в жизненных тупиках) на горизонте появилась актриса Нелли Уварова, которая однажды увидела рисунки Маши Нифонтовой — дочери актрисы РАМТа и учащейся «Особых мастерских». Нелли придумала провести благотворительный спектакль и ярмарку работ ребят. Аукцион в Доме актера провели успешно, но выяснилось, что работ осталось много, и тогда возникла идея сделать интернет-магазин. Елена Вахрушева, директор проекта, рассказывая об этой «безумной идее», вспомнит: «И мы собрались близким кругом: Нелли, ее сестра и двоюродный брат, я и Вера Зотова, мама Маши Нифонтовой. И когда придумывали название, то Нелли сказала: «Наивно? Очень. Но мы попробуем». В итоге проект запустили только мы с Нелли вдвоем, в идею мало кто тогда верил, даже близкие. А название прижилось».
Конкурентов у Уваровой и Вахрушевой уже спустя четыре года после рождения проекта как не было, так и нет. Правда, серьезно сочувствующих — тоже. Когда стало понятно, что колледж не сможет обеспечивать ребят работой после выпуска, было решено поставить идею на бизнес-рельсы (хотя бизнес — громко сказано, самоокупаемость казалась мечтой). И пошли письма, можно сказать, вереницы писем во все инстанции — мэрию, правительство и так далее. Просили об одном — льготных ставках аренды помещений для производственных мастерских.
Они такие. Безграничные. Неформат.
Два года ушло на переписку. Везде (!) отказали. В итоге — заработали сами на аренду мастерской и склада, платят все положенные налоги. 14 сентября этого года в Москве открылась первая мастерская предприятия социального предпринимательства «Наивно? Очень». Такое (работающее с творчеством ментальных инвалидов) — единственное. Вахрушева говорит: «Мы не благотворительный фонд, денег не собираем, грантов не получаем. Наши художники зарабатывают сами».
На первую зарплату Рома Горшенин купил в мастерскую часы. Принес и сказал: «Вот купил часы, чтобы мы видели время». А Егор Янцев побежал в кафе и из кафе позвонил преподавателю Тане Чемодановой и сообщил: «Я себе шашлык заказал. Вкусно очень поел». Лена рассказывает об этом и у нее влажнеют глаза. Я даже догадываюсь, почему: помочь человеку ощутить собственное достоинство как базовую потребность — это большое дело. А если говорить об «особых» — и вовсе великое.
Их зарплата сейчас — 15 тысяч рублей в месяц. Работают постоянно — пятеро, еще столько же приходят в мастерские заниматься творчеством. Лена Вахрушева говорит: «На продажу мы делаем кружки и тарелки. Это основное производство, которое можно тиражировать, и оно нас кормит. Но они пишут такие картины… В итоге мы купили оборудование для производства постеров. С нового года будем запускать».
Таня Чемоданова, преподаватель мастерских, говорит: « Их ничему нельзя научить. Вернее, нельзя повлиять. Они рисуют — как чувствуют. Меня знаете, что поражает? У каждого из ребят свой стиль, абсолютно индивидуальный. Обычные художники, чтобы найти свою манеру, бьются годами. А они рисуют с какой-то поразительной легкостью. И я могу им только задать тему. Или несколько стихотворных строчек для иллюстрации».
Теперь о спросе. Своего магазина у проекта нет, кружки и тарелки продают в нескольких магазинах подарков, которые берут их на реализацию. Розничный масштаб получается умеренным. Иногда случаются корпоративные заказы. Вахрушева мечтает попасть в торговые сети: «Нас в магазины особо не пускают, вот если бы в «Перекрестке» или «Карусели» стали брать наш товар…»
Ближайшие несколько недель точка продаж проекта «Наивно? Очень» будет работать в торговом комплексе «Европейский». Напряглись и заплатили дорогущую аренду, чтобы пойти в народ. Честно сказать, тем, кто первый раз увидит кружки от «наивных», я не завидую: замучает проблема выбора и счастливая улыбка, как спазм.
Они такие. Безграничные. Неформат.
Наталья Чернова
|