Борис ЩЕРБАКОВ, артист: ЖЕНА – МОЙ ТЫЛ И ГЛАВНЫЙ КРИТИК, И МНЕ ЭТО ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ
Народному артисту России Борису Щербакову 11 декабря исполнилось 65 лет. Герои, сыгранные им в кино, воплощают лучшие черты мужского характера — смелость, отвагу, храбрость, мужество, стойкость перед лицом опасности. Актер получал тысячи писем с признаниями в любви, его постоянно осаждали поклонницы, но его сердце навсегда отдано одной женщине — супруге Татьяне.
Рецептов счастья не знает
- Борис Васильевич, сколько лет вы женаты?
- Официально мы с Татьяной вместе с 1972 года, а неофициально с 1969-го. Познакомились мы в Школе-студии МХАТ, где учились на одном курсе. Это было накануне начала занятий, 31 августа. Мы приехали в общежитие, и всех ленинградцев поселили в одну комнату. И вот мы, три парня, сидим, знакомимся друг с другом, вдруг входит очаровательная девушка и спрашивает: «Простите, это 19-я комната?» Мы отвечаем: «Да». Она говорит: «А мне сказали, что я должна здесь жить». Я говорю: «Давайте жить вместе». Потом выяснилось, что внизу на вахте просто спутали женскую комнату и мужскую.
- Надо же, а фраза-то оказалась пророческой…Что вас привлекло в будущей супруге — яркая внешность, душевные качества?
- Ну как — просто полюбил, и все. Да вы знаете, если все сформулируешь, может, и разлюбишь. Поэтому лучше не надо формулировать.
- Хотя бы скажите, в чем секрет счастливого брака?
- Я не хочу давать никаких рецептов, я их просто не знаю, но мне кажется, что в основе нашего с Татьяной брака лежат доверие, понимание и любовь, которая нас объединяет. Она мой тыл. При этом она мой самый главный критик, и мне это тоже очень нравится. Без нее я не мыслю своей жизни.
- Вы с детства мечтали увидеть себя на экране?
- Нет, мне и в голову это не приходило. Я жил в Ленинграде и, как любой мальчишка любого портового города, мечтал стать моряком. Но однажды в школе на перемене ко мне подошли представители киностудии «Ленфильм» и пригласили на съемки. Николай Иванович Лебедев — этот патриарх советского детского кино — начинал снимать фильм «Мандат», и меня каким-то чудом утвердили на главную роль.
- Значит, не вы выбрали профессию, а она — вас?
- Просто в эту картину им нужен был такой белобрысый, русопятый, конопатый разгильдяй, каковым я тогда и являлся — мне было всего 13 лет. Работа в фильме «Мандат» перевернула всю мою судьбу. Я понял, что профессия моряка не единственная.
Резьба по дереву — самый настоящий отдых
- Актерские дети, как правило, тоже идут по театральной стезе. Но ваш сын Василий выбрал свою дорогу?
- Он не проявлял никакого интереса к этой профессии. Другой бы ходил в художественную самодеятельность, в театры, он к этому абсолютно не тянулся. Когда Вася уже заканчивал десятый класс, я у него спрашивал: «Надеюсь, ты не в артисты пойдешь?» Он: «Да никогда! Папа, я с твоего разрешения в университет, на юрфак». Я говорю: «Пожалуйста, давай». И он сам поступил, отучился, стал специалистом. Потом получил и режиссерское образование.
- Говорят, у вас золотые руки и в свободное время вы увлекаетесь резьбой по дереву и чеканкой?
- Чеканкой я увлекался очень давно, еще до рождения Васи. Потому что чеканка — занятие шумное. Надо стучать, а когда спит ребенок, не пошумишь. Поэтому после рождения Васи я начал резать по дереву. Меня это занятие очень успокаивает. Если мне вечером предстоит какой-то серьезный спектакль, Татьяна обычно говорит: «Полежи, отдохни, почитай книгу, что ли». Я отвечаю: «Нет, я лучше возьму и чего-нибудь порежу из дерева». И вот это для меня — самый настоящий отдых.
- Правда, что сын подарил вам на минувший юбилей набор стамесок?
- Он подарил мне не набор стамесок, он организовал мою выставку в Центральном музее декоративно-прикладного искусства, на которой даже побывал тогдашний министр культуры. Там были выставлены многие мои изделия из резьбы по дереву и чеканки.
- Борис Васильевич, зрители привыкли видеть вас в качестве телеведущего. Спрашивают, правда ли, что вы ушли с Первого канала?
- Совершенно верно, я ушел. Со мной не продлили контракт, дали понять, что телевидению нужны молодые лица. Я, честно говоря, сначала переживал, а сейчас могу только сказать Константину Львовичу Эрнсту огромное спасибо. У меня появилась куча свободного времени. К тому же там стало слишком много прямого эфира, а я, честно говоря, не очень его люблю. Если раньше я успевал все заранее прочитать, придумать, где добавить юмора, где драматизма, то во время прямого эфира на это просто нет времени. Поэтому ведущему не остается ничего, как просто читать бегущую строку с дежурной улыбочкой.
Игорь Логвинов
|