НА САМОМ ДЕЛЕ ВСЁ, ЧТО СОВЕРШАЕТСЯ, «ЕСТЬ ЗА ЧТО»
Чтение на каждый день поста – это проповеди, слова и главы из книг лучших мыслителей, богословов и проповедников. Аудиобеседы на 10-20 минут, сопровождаемые текстом - можно успеть прослушать даже между делом. Мы отобрали недлинный и глубокий фрагмент проповеди протоиерея Валериана Кречетова, чтобы у каждого была возможность хотя бы 10 минут подумать о главном.
Лучший вариант — это меньше говорить
Когда нас кто-то в чём-то ущемляет, мы начинаем возмущаться. «Вот как же так, зарплату мне не заплатили — неправда, несправедливость!». А много ли ты трудился, когда сам таскал что-то у родителей, когда что-то присваивал себе? Утащил ты в детстве у кого-то игрушку какую-то? Конечно, это игрушка была, но что у больших, что у маленьких — игрушки; суть одна и та же, у святых отцов всё это написано.
Один юноша в детстве угнал корову — баловался; на неё напали дикие звери, и корова погибла. И вот потом, когда он уже был взрослым и уже был монахом, у него ночью украли скотину. И его сдали, его посадили за это. Он взмолился: «Господи, несправедливость какая, ни за что сижу!». А Ангел говорит ему: «А вспомни: есть за что». На самом деле всё, что совершается, «есть за что».
У нас сейчас жизнь такая, что многие говорят: «Что же такое? Такие правители!». Но ведь убили своего правителя, Богом данного царя, и что удивляться, что потом получаем таких правителей. И сколько таких примеров есть. Знаете, как у детей часто бывает: мать и то, и сё, и «зажим свободы», а потом в армию попадают — «мамочка, дорогая, родная, береги себя там, как я соскучился». Когда ты туда попал, понимаешь, что мамочка — родная, дорогая, что лучше никого нет. А когда вместе, всё опять по выражению: «нет — любил, а есть — убил».
Только когда человек начинает пожинать плоды своеволия своего, он начинает ценить и здоровье, и всё-всё. В молодости мы все тратим свои таланты, дарования, как хотим, но за это потом приходится расплачиваться — и у многих что-то отнимается или возникают какие-то иные последствия. Всё это — свидетельство того, что мы живём не так, как надо, и вокруг нас всё то же самое. Поэтому, хоть и в разной степени, конечно, но все мы грешны в том, что смолоду делали что-то не так и это впоследствии вошло в привычку.
Вот знаете, например, привычка что-то приукрасить или приубавить бывает настолько въедлива, что почему-то даже встанешь во столько-то, а не скажешь, когда спросят, во сколько точно встал. Или за сколько купил что-то — редко кто скажет точно; обязательно как-то округлит. Почему трудно сказать как есть? Наша привычка неправду говорить. Кроме того, уже заранее начинаем обдумывать, как кто подумает и кто потом будет говорить: «Вон как дорого купил!».
Это ведь тоже грех — боязнь человеческого мнения. Прости нас, Господи! Эта боязнь человеческого мнения приводила к тому, что люди не носили крестов, стеснялись своей веры. И такой навык этой боязни выработался, что некоторые до сих пор ещё не могут спокойно сказать, что идут в церковь, что они верующие. И вот этим человек совершает самое настоящее преступление, поскольку знает, что Господь сказал: кто постыдится Меня и Моих слов, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего.
Двуличие это, греховность настолько пронзили всё общество, что, действительно, даже если будешь всё как есть говорить, неизвестно, как ещё это будут выворачивать. Поэтому лучший вариант — это меньше говорить: если что-то скажешь, уже могут переиначить, а если ничего не скажешь, то нужно сочинять, трудиться, а трудятся у нас очень немногие.
Чтобы преодолеть состояние, в котором мы постоянно оглядываемся, как на нас посмотрят, на том месте, где должен для нас стоять во внутреннем стоянии Господь, мы должны видеть Его всё время — и перед Ним ходить. Как сказано в акафисте преподобному Сергию Радонежскому, шествовать пред Господом, как ученик пред Учителем. А мы ходим не пред Богом, а пред людьми ходим. Всякие дурные компании, нарушения постов, да и в общем отступления от веры — всё это в наибольшей степени из-за того, что кто-то что-то сказал. Прости нас, Господи!
Любовь Божия всегда устремлена к нам. А наша — не всегда, хоть и говорят зачастую люди, что у них Бог в душе. Мы забываем о Боге прежде всего как о Творце и Мыслителе. Так будем же помнить, что всё совершается путём Промысла Божия, и что Господь допускает, то должно произойти.
Протоиерей Валериан Кречетов
|