ГДЕ ВЗЯТЬ ЧИТАТЕЛЕЙ?
Столичные библиотеки в тревожном ожидании: закроют - не закроют, дадут денег - не дадут? Минувшей осенью руководитель департамента культуры Москвы Сергей Капков однозначно дал понять, что в нынешнем виде библиотеки себя изжили. Заявление Капкова на парламентских слушаниях в Госдуме о том, что ни в одну из 700 муниципальных библиотек за прошедший год не записалось ни одного человека, хоть и было опровергнуто фактами, но проблему обозначило. Мускулистая рука реформаторов потянулась к бесплатным книжным полкам.
Книжкины поминки
Читающая публика всполошилась. Одни проклинали московского министра как душителя последних общедоступных островков культуры, другие полностью его поддерживали.
«Достаточно посмотреть на библиотеку имени Достоевского на Чистых прудах, на «Чеховку». Все они имеют бледный вид. Я не собираюсь защищать Капкова, но и набрасываться на него без повода тоже глупо», - возмущался один из интернет-пользователей.
«Библиотеки в массе своей сейчас оправдывают свое существование только мероприятиями, на которые насильно загоняют школьников, и чаепитиями для пенсионеров. Но закрывать не надо. Надо менять формат на тот, который будет востребован читателями», - вторил другой.
«Я в своей любимой библиотеке до сих пор периодику беру. А если с ней что-то случится, это реально будет трагедия», - отбивался от сторонников Капкова еще один виртуальный книгочей.
Как бы то ни было, а решать задачу выживания сегодня предложено... самим библиотекарям.
На первом этаже Центральной универсальной научной библиотеки имени Н.А. Некрасова идет ремонт. Сотрудники бессильны его прекратить - они здесь не хозяева. С тех пор как «Некрасовку» выселили из особняка на Пушкинской площади, прошло 12 лет, и все эти годы библиотека арендует помещение у города. И борется за каждого посетителя.
Руководитель специальных проектов отдела арт-проектов Алла Соколова рассказывает о недавнем мероприятии, посвященном юбилею группы «Битлз».
«В зале яблоку негде было упасть», - говорит Алла и добавляет, что только за первые два часа концерта в библиотеку записались 625 человек. Немногим меньше читателей принес фестиваль «Кот ученый» - в «Некрасовку» приехали породистые и дрессированные зверьки, а приглашенные специалисты читали о них лекции.
Государство пытается решить сразу три задачи: «окультурить» население, заполнить пустующие казенные помещения и не потратить на это ни одной копейки сверх бюджета. Сами же библиотеки, будучи государственными организациями, не имеют права зарабатывать. Спонсорам, если таковые найдутся, разрешено помогать как угодно, но только не материально.
Главное в Европе – это мероприятия
«Некрасовка» - одна из самых крупных и известных библиотек в Москве, но даже она не может оплачивать свои мероприятия. Недавно приезжал известный когда-то, но нынче совершенно забытый эстрадный певец. Отработал целый концерт совершенно бесплатно. Была Ирина Хакамада - ей тоже заплатили какими-то сувенирами. «Всегда найдутся люди, у которых есть свой, совсем не денежный интерес. Мы можем предоставить площадку и звуковое оборудование, а нашим гостям нужна аудитория. Так и договариваемся», - рассказывает Алла Соколова.
Конечно, далеко не все гости, записавшиеся в библиотеку во время таких встреч и концертов, явятся сюда еще раз. Здесь нужна более мотивированная публика. Но вот где ее взять?
В библиотеке имени А.А. Ахматовой еще недавно работал библиомобиль - специально оборудованный автобус, который обслуживал москвичей, не способных выйти из дома. Он пользовался огромной популярностью у пожилых людей: они не только получали книжки на дом, но и на короткое время приобретали в лице волонтера хорошего собеседника. Сейчас проект закрыт, на него нет денег.
Библиотека имени М.А. Волошина находится в районе Лужников. Не центр, конечно. Но здесь всегда много людей. Директор Сергей Куприянов подчеркивает, что его заведение не просто библиотека, а культурный центр европейского уровня. Что правда: волошинская библиотека имеет восточную специализацию, поэтому здесь все «ненашенское» - и книги, и интерьер, и темы публичных лекций, которые сделали это место знаменитым. Выступала, к примеру, знаток клинописных текстов и переводчик с шумерского и аккадского языков Вероника Афанасьева - в зал на 70 человек собралось больше сотни слушателей.
«У нас очень хорошие книговыдача, посещаемость. Но все же мы ориентируемся больше на Европу, где качество работы библиотеки оценивается не по книговыдаче, а по количеству и уровню проводимых мероприятий», - говорит Сергей Куприянов.
«Ходят слухи, что в департаменте культуры есть списки продвинутых библиотек и аутсайдеров, - на условиях анонимности рассказал директор одной из московских читален. - Неудачники будут ликвидированы, финансирование перебросят тем библиотекам, которые смогли адаптироваться к новым требованиям. Именно поэтому заявлением Капкова возмущались все, кроме руководителей крупных библиотек. Оптимизация им выгодна - больше денег и возможностей».
А это значит, что многие библиотеки, например в спальных районах, обречены. Реорганизовать периферийную библиотеку подручными средствами без помощи государства и привлечения спонсорских средств - непосильная задача.
Наталья Пуртова
|