85-ЛЕТНЕЙ ЗОЕ ЗЕЛИНСКЙ ОПТИМИЗМА, БОДРОСТИ И ЭНЕРГИИ ПО-ПРЕЖНЕМУ НЕ ЗАНИМАТЬ
Пани Тереза из популярной в советское время юмористической передачи отпраздновала 85-летний юбилей. Зоя Зелинская проработала в Театре сатиры шестьдесят лет и сыграла на его сцене больше семидесяти ролей. Снималась актриса и в кино. Но главной ролью Зелинской, конечно же, остается пани Тереза из «Кабачка «13 стульев». В последнее время Зоя Николаевна играет мало, но оптимизма, бодрости и энергии ей по-прежнему не занимать. Секрет молодости Зелинской в интересе к жизни.
Ее до сих пор узнают на улице и в магазинах
— Зоя Николаевна, вы проработали в Театре сатиры шесть десятилетий. А помните, как пришли туда впервые?
— Моей первой работой на этой сцене была Принцесса в пьесе-сказке Евгения Шварца «Тень». Спектакль ставил Эраст Гарин, которого зрители помнят по роли Короля в старом советском фильме «Золушка». Ах, какой замечательный это был спектакль — вся Москва ходила его смотреть, билеты в кассе разметали моментально. У Гарина было столько творческих находок!
— Театр — непростое место для работы, не зря его часто называют террариумом единомышленников. Как вам удалось проработать столько лет, не ввязавшись ни в какие интриги?
— Бывало всякое. Когда меня назначили на главную роль в спектакле «Приезд Василия Ивановича», над которой уже работала Ольга Аросева, она отнеслась к этому, мягко говоря, неодобрительно. Конечно, явно своего недовольства не выражала, но обстановка во время репетиций была более чем напряженной, что меня очень расстраивало и угнетало. Но потом мы с ней вместе начали работать над другим спектаклем, и отношения наладились. Правда, настоящими подругами так и не стали. Оля обладала непростым характером, не всем легко было с ней ладить, как, впрочем, и с замечательной актрисой Татьяной Ивановной Пельтцер.
— А вам?
— Я вовремя сделала очень важный для себя вывод: нельзя отвечать на зло злом, это путь в никуда. А вот добро может обезоружить даже самого злого человека. Попробуйте, сами увидите, насколько легче будет общаться с людьми, не вызывающими у вас симпатии. Недавно внук сказал мне: «Бабушка, а моя мама тебя не любит». «Ну и что, — ответила я ему. — Зато я ее очень люблю — уже хотя бы за то, что она родила тебя». Он у меня славный — творческая натура и родственная душа, умеющая любить и сопереживать. Умный мальчик, а ум вкупе с добротой — сочетание редкое. Но важное, особенно для мужчины. Почему-то умные чаще бывают злыми. Но у меня и сын очень хороший, мне удалось правильно его воспитать.
— Особой страницей в вашем творчестве был легендарный «Кабачок «13 стульев».
— Эта роль отразилась на моей жизни одновременно и положительным, и отрицательным образом. С одной стороны, у нас была известность, о которой другие актеры могли только мечтать. Стоило нам где-то появиться, как люди тут же начинали шептаться, а иногда и просто в голос говорить: «Смотрите, вон пани Зося! А вон пан Директор и пан Вотруба!» Около наших портретов в фойе театра всегда стояли толпы поклонников. Да меня до сих пор узнают на улице и в магазинах, хотя последний выпуск программы вышел в эфир почти тридцать пять лет назад. Я и сейчас довольно часто слышу: «Ой, а я вас знаю — вы пани Тереза».
Зрители просили убрать из эфира Миронова
С другой стороны, из-за Терезы от меня ушло много ролей как в кино, так и в театре. Главный режиссер нашего театра Валентин Плучек не мог простить всем, кто был занят в «Кабачке», нашей, как он считал, измены и часто говорил: «Вы — маски, уже не сможете играть серьезные роли, даже если захотите!» Но вот ведь что удивительно: многие известные актеры хотели играть в «Кабачке», но далеко не у всех это получилось: кто-то ушел сам, кого-то не приняли зрители. Саша Белявский понял, что «Кабачок» помешает ему сниматься в кино, и попросил режиссера программы, моего первого мужа Георгия Зелинского, отпустить его.
А после появления в «Кабачке» Андрея Миронова на телевидение пришли мешки писем — люди просили убрать его из эфира. Андрей тогда еще не был таким знаменитым, и зрителям показалось, что у него нахальный взгляд, да и вообще он, образно говоря, тянет одеяло на себя. Про Георгия Менглета написали, что у него очень злые глаза, хотя это был добрейший человек. Приглашали и других известных актеров, но не все получалось. Для того чтобы сыграть коротенькую миниатюру, нужно иметь три чувства: такта, меры и стиля. А они есть не у всех.
— Все актрисы, занятые в «Кабачке» (вы не исключение), казались сошедшими со страниц модных журналов. Как вам в советское время удавалось так хорошо одеваться?
— Где только ни доставали красивые вещи — и шили, и у подружек на время брали. Что-то из-за границы привозили, куда нам иногда удавалось ездить на гастроли.
— И что вы с этим носком сделали?
— Вернулись и, попытавшись как-то объяснить случившееся охраннику, вернули «украденное». Но вы не представляете себе, как мы смеялись.
— Искусствоведы в штатском из печально известных органов с вами ездили?
— Без них тогда за границу не выпускали, но нам попадались довольно безвредные люди. Правда, как-то один нас здорово напугал. Мы сидели в номере у кого-то из актеров, и вдруг зашел ездивший с нами комитетчик. Обвел всех взглядом (а смотреть эти люди умели прямо в душу) и спросил: «У вас в труппе есть актриса Надежда Каратаева — что она за человек?»
Сказать, что мы перепугались — значит, ничего не сказать, просто обомлели все, а потом наперебой начали его убеждать: «Ой, это такой хороший человек. И актриса замечательная, и член партии». Он послушал, улыбнулся и сказал: «Просто у Надежды Юрьевны фигура точь-в-точь как у моей жены, я хотел попросить, чтобы она примерила вещи, которые я хочу купить».
— Для поездки за границу где вы брали одежду, ведь советским актрисам нужно было соответствовать и не ударить в грязь лицом?
— Когда ехала в Париж, в Доме моделей на Кузнецком мосту, в котором я работала, еще будучи школьницей, мне сшили несколько красивых нарядов. Среди них выделялось синее платье с восточным орнаментом — оно очень шло к моим волосам, которые в то время были рыжими. В нем я пользовалась у парижских мужчин большим успехом и была очень довольна собой.
Людмила Грабенко
|