ДОЖИЛИ. КАРТОЧКИ. КАК ПОСЛЕ ВОЙНЫ
Российские регионы бодро входят в новый год с яйцами по талонам, продуктовыми карточками для малоимущих, дефицитом лекарств и туалетной бумаги. Россияне, напуганные сначала продуктовым эмбарго, затем падением рубля, к 1 января 2015-го смели с прилавков почти все. Причем каждый регион встретил год с собственным списком дефицитного провианта.
В магазин с валидолом
Осенью Алтайский край сходил с ума из-за гречки. Выросла ее цена, СМИ анализировали причины внезапного подорожания, участившиеся разговоры спровоцировали панику, и население рвануло в местные магазины, как большевики на штурм Зимнего дворца в 1917-м. Естественно, запасы крупы иссякли, коммерсанты ограничили ее продажу - до 2 кг на человека.
К зиме алтайцы наелись гречки досыта. Только она теперь на прилавках и лежит, а яйца и подсолнечное масло пропали. Производители объявили о повышении их стоимости, запасливые покупатели способствовали ненужному ажиотажу, что привело к еще большим проблемам. В Рубцовске яйца стали продаваться по талонам.
Магазины объявили распродажу по сниженной цене с условием, что покупатели придут заранее и возьмут специальные бумажки, выписанные дирекцией. Талоны выдавались по предъявлению паспорта и под роспись. Документ позволял горожанам купить не больше трех десятков яиц. За талонами и в кассу стояли длинные очереди. Люди ругались, толкались и кричали администраторам: «Вы их там что, сами высиживаете?»
Ситуация разрешилась после вмешательства антимонопольного комитета, уличившего ОАО «Птицефабрика «Молодежная» в нарушении российского законодательства. Предприятие сознательно спровоцировало панику и неплохо на этом заработало. Вместе с яйцами из магазинов исчезло подсолнечное масло. В барнаульских супермаркетах цена на него завышена на 20 рублей и тоже ограничена продажа - не более 5 л в одни руки.
«Сейчас наглотаюсь таблеток и пойду в магазин, - говорит пенсионерка из Георгиевска Ставропольского края Любовь Измайлова. - У нас гречка стоит 56 рублей, а в Ставрополе уже 69. Все расхватывают крупу. Я-то думала, гречневая лихорадка уже позади, но нет».
Экономическая кома пришла надолго
«Мне кажется, производители нарочно создают панику, - подозревает продавец Жасмин Иванян. - Буквально вчера мы отказались от закупок молочной продукции пятигорского завода, взвинтившего цены на 20% из-за роста курса доллара. Видимо, используют импортное сырье. Будем продавать черкесское, которое, судя по стабильной стоимости, выпускается без примесей. Чтобы переориентироваться, перестроиться, торговым фирмам нужно время, возникают паузы, а покупатели сразу пугаются».
Жители Бурятии считают дефицитным товаром куриное мясо. Осенью оно подорожало, антимонопольная служба и власти пытались отрегулировать цены, в итоге куриные окорочка вообще скрылись в неизвестном направлении.
«А еще в канун праздников люди разбирали сахар. Не так, конечно, как они расхватывали технику после «черного вторника», но заметно, - сравнивает спрос на продовольственные и непродовольственные товары учительница из Улан-Удэ Дина Типалова. - Говорят, его закупочная цена выросла на 15 рублей, бюджетники тут же отреагировали. Мы сейчас на всем экономить будем. Мои коллеги из Омска на прошлой неделе по скайпу рассказывали, что у них даже туалетной бумаги в супермаркетах не стало».
В Мордовии, Саратовской, Омской и Ульяновской областях свои приметы кризиса. В 2015 году там появятся продуктовые карточки. Их обладателями станут малоимущие граждане. Новая система заработает, когда будет утверждена необходимая законодательная база. То есть на быстрый выход из экономической комы регионы не надеются. В течение года чиновники подготовят список продуктов первой необходимости и обязательно отечественного производства.
«Главное, чтобы тарелка не была пустой», - замечает молодая мама Ольга Абрамова. Продуктовые карточки получат малообеспеченные, многодетные и неполные семьи, инвалиды и матери-одиночки. Ольга Абрамова - потенциальный адресат новой программы. Она воспитывает сына без мужа. Ее доход - небольшое детское пособие. Ее родители - обычные пенсионеры.
«Сами знаете, какие цены в магазине. С каждым днем они растут. Может, с продуктовыми карточками станет полегче, - надеется Ольга. - А без них для нас и для таких, как мы, половина товаров - дефицитные».
Материал подготовили Ольга Полиенко, Вячеслав Коротин
|