ПЕРВЫЕ ЖЕРТВЫ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
По новому федеральному закону об образовании любая школа или детсад может самостоятельно выбрать программу обучения или развития детей - от лицейских классов до коррекционных методик. Последние, кстати, более затратны: персонала больше - подопечных меньше. Вот почему коррекционные детские сады стали первыми жертвами перепрофилирования.
Никаких особых условий не будет
Родители детей с ограниченными возможностями бьют тревогу: раньше дети получали специализированную помощь, находились в комфортных условиях - в группах по 10-12 человек. Подготовленные педагоги могли уделить каждому ребенку должное внимание. Теперь группы увеличивают, попутно сокращают персонал, увольняют медицинских работников, превращают коррекционные детсады в обычные, куда может ходить любой ребенок.
Вроде бы все разумно. Как сказал один из чиновников: «Не понимаю, зачем плохо говорящего ребенка отдавать в группу с другими плохо говорящими детьми». Действительно, зачем? Инклюзивность образования доказывает, что в нормальной среде дети быстрее учатся и догоняют сверстников, так как видят положительный пример. Но ведь многим ребятам-инвалидам, чтобы догнать своих здоровых сверстников, требуются дополнительные занятия и дополнительное внимание педагога.
Детский сад №1333 для воспитанников с нарушением опорно-двигательного аппарата с 1 января 2015 года тоже перепрофилировали. Раньше дети в нем почти ежедневно занимались медицинской гимнастикой, посещали сеансы физиотерапии и массажа, в штате заведения были медсестры с профильным образованием.
Стоимость детсада была немного выше обычной, но каждый ребенок получал необходимые процедуры, за ним следили врачи и педагоги, знающие его историю болезни, понимающие особенности его развития. Однако осенью 2014 года детский сад был лишен специализации, ставки медработников и нянечек сократили. В ближайшее время увеличится количество детей в группах и, возможно, будет законсервирован бассейн - его содержание слишком дорого.
Детей с диагнозом «врожденный вывих бедра» отправляют в поликлинику, где они на общих условиях должны записываться на прием, получать направление, вставать в очередь на процедуры. По сути, с 1 января воспитанники детсада лишились необходимой помощи, а их родители вынуждены будут тратить время и силы на походы по поликлиникам, средний уровень которых даже в столице «оставляет желать».
Родительский комитет написал письмо в департамент образования. Ответ получили неутешительный: да, придется посещать поликлинику.
А чиновникам все безразлично
«Получается, никому не важно, как и где дети получат медицинскую помощь, - жалуются родители. - Выстраивая многоступенчатую систему дошкольного и школьного образования, чиновники не предусмотрели, что есть категории детей, которым необходимы особенные условия».
«По новому федеральному закону об образовании любое учреждение может брать любые программы - лицейские, гимназические, коррекционные, - говорит один из известнейших российских педагогов Евгений Ямбург. - Но это же шампунь и кондиционер в одном флаконе. Сначала нужно обучить педагогические кадры, а их требуется выращивать».
Многим детям с разнообразными диагнозами - разного характера и разной тяжести - помогли в развитии и укреплении здоровья именно детские коррекционные сады. Еще совсем недавно это была хорошо отлаженная структура. Сады подразделялись на типы: для детей с проблемами опорно-двигательной системы, для детей с нарушением зрения, логопедические и другие.
Ребенок, имевший от лечащего врача направление в такой детский сад, получал не только трехразовое питание, две прогулки и сон в середине дня, но и занятия с медицинским персоналом. Например, при церебральном параличе ребенку требуются частые сеансы массажа - это помогает снимать спазмы в мышцах. В обычной очереди в поликлинике и один-то цикл массажа в год пройти сложно - специалисты перегружены. В коррекционном детском саду в штате были массажисты, работавшие с малышами на протяжении всего года.
Для лечения заболеваний опорно-двигательной системы нужны специальные процедуры и упражнения. Если ими не заниматься в нужном объеме, это может стать причиной еще больших проблем со здоровьем. Инклюзивность, конечно, - важный и нужный тренд в образовательной среде. Но не хотелось бы, чтобы социальная адаптация одних детей с ограниченными возможностями происходила за счет ухудшения состояния других.
Анастасия Варжанская
|