ПРИБЫЛЬНЫЙ ВИД БИЗНЕСА
Прежде знакомые лишь по фильмам и книгам нищие мощным потоком ворвались в нашу российскую жизнь. Жизнь по-новому оказалась заражена старыми бациллами. Десять послеолимпийских лет москвичи с восторгом вспоминали о моментальном исчезновении в 1980 году со столичных улиц и площадей бомжей и попрошаек. Чем же так насолили обывателю эти бедолаги?
Подавать милостыню - страшный грех
И тут дело не только в том, что нормальному человеку как-то неловко видеть изъязвленные тела несчастных бездомных и обуревает его интеллигентский стыд за свое счастливое настоящее. Одно дело знать, что где-то в далекой, жаркой Африке дети голодают и совсем другое видеть их на пороге родного дома. Хотя с другой стороны, несчастья ближнего, словно контрастный душ, говорят испорченной душе, мол, а другие живут хуже, чем ты.
Правда, сказанное касается той части нашего социума, которых раздражают яхты абрамовичей и прочие выкрутасы олигархов. Попытаемся понять, почему нормальный гражданин испытывает неприятное чувство при виде людей с протянутой рукой. Заметьте, не к тем, кто поет и играет на музыкальных инструментах в переходах или в электричках, а тех, кто клянчит деньги.
У популярного не только в Европе и США, но и в России, Фридриха Ницше, читаем "Нет, — отвечал Заратустра, — я не подаю милостыню. Для этого я недостаточно беден". Не знаю, насколько был беден Зороастр, но подавать милостыню некоторая часть нашего общества почитает большим грехом. В этом есть определенная логика и смысл.
Дореволюционные исследователи феномена нищенства полагали, что нищенство — средневековое явление. "В лучшие времена Афин имущество так было разделено, что большая часть граждан имела только необходимое, — писал в XIX веке известный немецкий историк, специалист по античности Август Бёк. — Ни одного не было столь бедного, чтобы он позорил город сбором подаяний".
Вроде бы впервые профессиональные нищие появляются на закате древнего мира. "С переходом христианства в Европу явилось и учение о нищих, — сообщает автор исследования "Нищие на Святой Руси" Иван Прыжов, — явились тунеядцы-нищие, и стали они требовать себе во имя Христа подаяний".
Собранную выручку брезгливо выбросил
В настоящее время Московская городская епархия насчитывает около 900 храмов и часовен, кажется, никто не удосужился подсчитать число приживал. Судя по статистике, во второй половине XIX века в одной только Москве насчитывалось до 40 тысяч нищих, которые собирали в год — три миллиона шестьсот тысяч рублей.
"Три части этой суммы идут в ведомство московского откупа, отчего так и богаты московские откупщики, а четвертая часть употребляется на квартиру и пищу, — отмечал Иван Прыжов. — Таким образом миллионы, раздаваемые на милостыню, только и делают, что плодят нищих. Затем нищих плодят всеобщая дороговизна и отсутствие в жизни всяких социальных отношений, как артели, общины и т. п."
Кстати, под откупщиками исследователь подразумевал откупщиков, выкупивших у государства монополию на продажу спиртных напитков. Иначе говоря, большая часть собранных нищими денег попросту пропивалась.
Старину принято порой идеализировать. Но нищих времен царя Гороха, равно как и нынешних, вовсе не стоит идеализировать. И теперь, как встарь, нищенство — это прибыльный вид бизнеса, порой переходящий грань закона, и тогда он сродни торговле людьми.
Когда милиция столичного метрополитена всерьез занялась попрошайками в метро, эта публика резво оккупировала подмосковные электрички, при полнейшем попустительстве сотрудников Московского УВД на железнодорожном транспорте. Ситуация меняется к лучшему и тут, хотя "лазеек" на земле оказывается больше, чем под землей.
Главное, всем нужно осознавать, что кладя грошики в грязную ладонь, мы не помогаем, а развращаем человека искусом легкого заработка.
Автор этих строк в первой половине 1990 годов на протяжении нескольких летних месяцев ежедневно ездил по маршруту Краснодар-Анапа и каждый понедельник в наш рейсовый автобус заходил один и тот же хлипкий мужчинка, заученным голосом произносивший дурацкий текст, состоявший из ряда нелепых словечек, вроде пресловутого "поможите".
Однажды, сидя справа во втором ряду автобуса, он увидел, как этот неистребимый побирушка, выйдя из салона автобуса, отсчитал на ладони собранную выручку и брезгливо выбросил в урну жалкую бумажную мелочь. Даже при самом беглом подсчете оказывается, что ежедневная выручка среднестатистического нищего превышает заработную плату рабочего человека. Вот подлинная причина ухода из офиса в народ.
Игорь Буккер
|