"В ГОЛОВЕ У МЕНЯ ФАНТАЗИИ РАЗНЫЕ ГУЛЯЮТ"
"Страусы живут 70 лет — очень выгодная птица! - Бывший разнорабочий Владимир Черныш разработал свой план по выходу из кризиса: построил страусиную ферму в 5 километрах от города Коврова Владимирской области и убедил близких, что именно экзотические птицы помогут семье разбогатеть, расплатиться с долгами и сменить, наконец, однокомнатную квартиру на большой загородный дом.
Всех самочек Екатерина назвала в свою честь
— Смотрите сами: одно яйцо — тысяча рублей, а в сезон самочка может их до 50 штук отложить. Годовалый птенец стоит 30 тысяч, а большой — 70-90. Мясо опять же, из шеи можно холодца наварить. Перья — 50 рублей за штуку — всегда в цене, а жир — лучше всякой косметики. А еще кожа: сапоги из голени страуса не промокают, форму не теряют — то, что надо для нашей местности.
Жена и дети поверили в будущее страусиное изобилие, и Владимир написал бизнес-план, получил грант — миллион рублей на развитие крестьянско-фермерского хозяйства. "В Нижнем Новгороде я купил страусов и оборудование: гранулятор, сенорезку, дробилку. Но сейчас ничем этим не пользуюсь, электричества нет. Девять голов продал, чтобы сюда переехать, а вот на свет маленько не хватило".
В полутемном летнем помещении мерзнет дюжина страусов: "Им надо хотя бы плюс четыре, но не минус же четыре! Простужаются они тут, жалко, лечу как людей: таблетка аспирина на ведро воды. В самый страшный мороз один самец у меня — того... После этого я утеплил все, что мог. Надо, конечно, строить капитальный страусятник, с отоплением, но деньги — фьють, закончились. Концы с концами еле свожу. На мне же еще кредит за "ГАЗель" висит".
Черныш, единственный страусовод во Владимирской области, которого в своих речах не раз упоминала даже губернатор Светлана Орлова, рассчитывал поначалу зарабатывать на агротуризме, но желающих посетить его ферму оказалось немного: "Пришли как-то школьники с учительницей, провел я им экскурсию, и все". С яйцами пока тоже не выходит: "Плохо несутся. Черные африканские страусы обычно откладывают яйца в прогретый песок, и самец на них садится. А у нас даже летом песок, как выяснилось, недостаточно прогревается. Зимой так вообще. Где сядешь, там и примерзнешь".
Владимир отапливает ферму старой газовой плитой. Помогает ему дочь Катя, студентка экономического факультета Ковровской государственной технологической академии, которую он оформил на полставки как своего работника: "Днем я учусь, потом тут — до вечера. А что, мне интересно". Всех самочек Екатерина назвала в свою честь, Катьками. Самцов на ферме осталось двое: Санька и Коля. Африканские птицы с интересом поглядывают в фотокамеру, а когда надоедает, развлекаются тем, что выпускают из клювов пар и смотрят, как он тает в воздухе.
Хозяин тоже вздыхает: "Немножко не рассчитал я. Банку должен, всем должен. Подкалымить где-нибудь, как раньше, не получается — времени нет. Жена 9 тысяч в детсаду получает, а за квартиру отдаем четыре. Так что нас теща сейчас кормит". Теща, Мария Власовна, быстро сориентировалась в новой экономической обстановке, и купила корову, которую поселила в сарайчике недалеко от пятиэтажки: "Корова моя стоит как страус, а пользы от нее больше: молоко каждый день можно продавать, телочка вот у нас родилась. А эти... Нет, надо закрывать лавочку". Зять бледнеет: "Ни в коем случае!" Чтобы сохранить своих птиц, Владимир согласен пойти традиционным путем вслед за тещей: "Гусей и свиней еще заведу. Гуси 3 месяца растут, буду резать их летом, а поросят — зимой". Несмотря на сложную финансовую ситуацию, фермер продолжает верить в прекрасное будущее. "Я все, я настроился. Своим сказал: терпите до 17-го года, там прибыль должна пойти. У меня планов много, в голове у меня уже фантазии разные гуляют.
Хорошо бы компаньона найти, чтобы он вложил деньги, а я бы ему мясом вернул. Можно устраивать забеги страусов, катания на страусах. Или кафе открыть, шашлыки из страусятины продавать. Пока взрослые гости обедают, моя жена — она ж воспитатель — будет с малышами заниматься. Дочка получит экономическое образование и будет вести бухгалтерию, сын подрастет и начнет проводить экскурсии... Или вот еще: у нас есть земля за городом, пай от совхоза, 6 гектаров в поле, там построим дом, ферму большую, и заведем 300... нет, 500 страусов! Сейчас только кризис переживем. Как-нибудь".
Наталья Радулова
|