«СКОЛЬКО МОГЛО ХОРОШИХ РЕБЯТ ВЫРАСТИ ИЗ ТЕХ ПАРНЕЙ, ЧТО ОСТАЛИСЬ НА ПОЛЯХ БОЕВ!»
Сегодня наша страна 93-й раз отмечает 23 февраля. В этот день мы чествуем тех, кто защищает Родину. Наших мужчин. Этот день не раз менял свое название, поменяла название и страна. Но праздник остался. Поскольку возник не случайно, а суть его не надумана. Бесчисленны людские потери нашей страны: ни одной другой не выпало столько испытаний, сколько перенесла она за минувший век. Но есть потери и другие — нравственные. Они не так очевидны и не так поначалу болезненны, как человеческие.
Он не узнал вкуса Победы
В стране, победивший фашизм, умудрилось вырасти поколение, начисто лишенное памяти и эмоциональной связи с прошлым. Сначала не оценив глубины разрыва, мы запоздало начали понимать, что без вчера не бывает сегодня, а завтра берет начало в мгновении, которое проживается сейчас. Лента времени летит вперед, и смысл смены поколений — в этой глубинной связи. Обрыв ее — больнее ран. Но генная память восстанавливается. Потому что мы учимся вспоминать наше прошлое.
В 1943 году, 27 февраля, совершил свой подвиг Александр Матросов. Когда-то не нужно было объяснять, кто он и что совершил. Сейчас его имя, как и имена многих других героев, большинству молодых людей не говорят ничего. Это и есть наша главная потеря, генный провал, который кому-то дает возможность перелицовывать историю.
Саше Матросову было всего 19 лет. Он не узнал вкуса Победы и не увидел, каким высоким может быть мирное небо. Его жизнь оборвалась в снежных полях под Псковом. И то, что в советские времена его подвиг пытались сместить в календаре на 23 февраля, отчасти нелепая затея, отчасти — попытка сакцентировать внимание на том, что жизнь человека бесценна, отдать которую можно лишь во имя великой цели.
Мы решили посмотреть на подвиг юного красноармейца глазами человека, едва не потерянного поколения. Того, которому 5 февраля мог бы исполниться 91 год, но который навсегда остался 19-летним.
Все произошло 27 февраля 1943 года в боях под деревней Чернушки (ныне Псковская область). В тот день наступление советских солдат сдерживали три, на языке военных, огневых точки — дзота*, не давая подняться в атаку. Благодаря усилиям штурмовых групп, два удалось уничтожить достаточно быстро. Но третий все не унимался. Его нужно было уничтожить во что бы то ни стало. Задача и по нынешним временам непростая — местность открытая, «чисто поле».
Именно тогда автоматчик 2-го отдельного батальона 91-й отдельной Сибирской добровольческой бригады имени И. В. Сталина 6-го Сталинского Сибирского добровольческого стрелкового корпуса 22-й армии Калининского фронта Александр Матвеевич Матросов совершил подвиг, ставший одним из символов героизма народа в Великой Отечественной войне, — закрыл собой вражескую амбразуру, ценой собственной жизни обеспечив победу в бою.
И нынешнее поколение способно на героизм
Перелистывая страницы планшета, я смотрю на юное, но по-взрослому суровое лицо. И все время ловлю во взгляде что-то вроде укора. Кажется, будто он упрекает меня и моих сверстников в изнеженности, безответственности и праздности! А что мы? Вообще, способны ли мы, современные пацаны, выросшие в тепле и комфорте, быть наследниками таких легендарных личностей, как Александр Матросов, и совершать такие подвиги?
Я отправляюсь на псковскую землю, в воинскую часть учебного центра Ракетных войск стратегического назначения РФ, где служат мои сверстники. Нам, как и Александру Матросову, по 19 лет... И всего два навязчивых вопроса: а смог бы я? Да смог бы любой из нас такое повторить? Кто-то с уверенностью скажет, что да.
А как отважиться на такое в бою? А вы бы как отнеслись, если бы кто-то из ваших родственников совершил такой подвиг, интересуюсь у своих попутчиков по купе. Напротив меня — взрослый мужик лет сорока, бывший десантник Сергей Кузнецов, молодая мама Екатерина Артемьева с ребенком и седой дядька, представившийся дядей Колей.
— Конечно, я бы гордился своим сыном, бросься он на амбразуру пулемета! — прежде чем это ответить, минуту-другую где-то побродил внутри себя мой тезка. — Конечно, это большое горе, — жизнь дается человеку один раз! И никакая награда не заменит матери ее погибшего сына. Но ради светлого будущего своей родины, своего народа подчас приходится рисковать всем!
— А я считаю, что жизнь человека превыше всего, и никакая боевая задача не стоит того, чтобы мать теряла своего полного сил сына! — возражает Екатерина. — Сколько могло хороших ребят вырасти из тех парней, что остались на полях боев!
Лично я ее позиции не разделяю: если бы наши предки в войну берегли себя, вряд ли мы бы жили в таком мире, как сейчас. Но понимаю, наверное, моя мама ответила бы так же. Вряд ли она поняла бы, что я это сделал даже не ради своих друзей: Виталика, Мущи, Насти. А ради всех абстрактных соотечественников.
Я задал вопрос солдату Максиму Недайводу:
—Как думаешь, многие бы смогли такой повторить из нашего поколения?
— Я думаю, что очень многие из нас способны на героизм. Наше поколение зря ругают, коль будет экстремальная ситуация, мы всегда сумеем сплотиться и дать отпор врагу. Это в нашей крови.
Четыре минуты, которые навсегда разделили 19-летнего Саньку Матросова и сверстников-однополчан. Которым он подарил жизнь. И которые все же взяли злополучные Чернушки! Разделило на павших и доживших до Победы. Как, наверное, нынешнее время разделило всех нас. На тех, кто без лишних слов и пафоса просто защитит попавшего в беду... И тех, кто пройдет мимо...
Сергей Рыжков
|