ДЕЛО АРТЕМА БОРОВИКА ЖИВЕТ
9 марта мы вспоминаели нашего коллегу, бывшего главного редактора «Совершенно секретно» Артема Боровика. Его жизнь оборвалась в 2000 году на взлете творческих сил и замыслов. Смелости ему было не занимать так же, как мастерства. И современным журналистам есть, чему у него получиться. Артем Боровик первым сказал правду об Афганской войне, он стоял у истоков расследовательской журналистики в нашей стране.
Благотворительный Фонд его имени
Артем удивительно точно запомнил и бережно пронес через всю жизнь ощущение атмосферы, царившей в Америке в 60-е годы. Эта атмосфера определялась ненавистной, кажется, всем тогда войной во Вьетнаме, мощнейшим антивоенным движением в стране и борьбой чернокожего населения Америки за свои гражданские права. Шесть лет, проведенные в Америке воспитали в Артеме уважение к другим народам, другим странам, к людям разного цвета кожи, разных национальностей. Такого же уважения он ожидал и к себе. И, кстати говоря, — к своей стране», — рассказывал много лет назад Генрих Боровик.
И вот уже 15 прошло со дня смерти Артема Боровика. Именно 9 марта 2000 года в аэропорту «Шереметьево» во время взлета потерпел крушение самолет Як-40. Погибли все находившиеся на борту: командир корабля Сергей Якушин, второй пилот Эдуард Могуев, бортмеханик Василий Новолоцкий, стюардессы Светлана Карякина и Евгения Яковлева, глава холдинга «Совершенно Секретно» и главный редактор нашей газеты Артем Боровик, президент ОАО «Группа «Альянс» Зия Бажаев, его охранники Николай Тектов, Андрей Сичкарь.
Причины трагедии устанавливала комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) с участием специалистов всех возможных областей, имеющих отношение к безопасности полетов. Заключение изобиловало техническими деталями: катастрофа «связана с попыткой взлета на воздушном судне с закрылками, выпущенными не во взлетное положение, с наличием на крыле частиц замерзшего снега, капель воды и инея (было признано, что самолет не был обработан специальным составом против обледенения) на скоростях, соответствующих нормальному положению закрылков, что привело к срыву воздушного потока и потере поперечной управляемости самолета».
И далее: версии взрыва или пожара на воздушном судне, а также нарушения работоспособности самолета и его систем, не имеют фактического подтверждения. У нас не было оснований не доверять выводам комиссии. Тем не менее, с самого начала стало понятно: не все укладывается в их рамки. Можно сказать: расследователи наткнулись на множество потенциальных причин, каждая из которых сама по себе не могла привести к катастрофе, но все вместе они оказались критическими. .
Гриф «Совершенно секретно» по-прежнему прикрывает не только, а порой не столько его так называемую безопасность, но и его преступления, а то и просто чью-то халатность, некомпетентность и безответственность. Трудно верить в заговоры или в случайные совпадения. Слишком многим мешал неистовый Артем. Слишком многим перешел дорогу успешный бизнесмен Зия Бажаев. Слишком часто в нашей стране проблема с неугодными власти журналистами, политиками, бизнесменами решалась просто и эффективно: нет человека – нет проблемы.
Жизнь с удивительной легкостью превращается в точку. Смерть – в многоточие. Многоточие Артема Боровика – это опыт тех журналистов, которые продолжили его дело. И продолжают до сих пор, хоть и стало таковых совсем мало. Живет и развивается детище Артема – газета «Совершенно Секретно», работает.
Благотворительный Фонд его имени, ежегодно он присуждает премии за лучшие журналистские расследования. У него было много наград: он был лауреатом премии «Общественное признание», лауреатом премии ТЭФИ, премии «Лучшие перья России». Был награжден медалью Союза журналистов «Золотое перо». За работу в Афганистане Артем Боровик был награжден медалью «За боевые заслуги».
Он дважды – в 1992 г. и 1994 г., был удостоен престижной американской премии в области журналистики Edvard murrow award. Во время последнего интервью в своей жизни, которое Артем дал на канале НТВ в ночь с 6 на 7 марта 2000 г., от одного из телезрителей пришел на пейджер вопрос: «Если вы такой честный, почему же вы до сих пор живы?..» Ровно через 56 часов, утром 9 марта 2000 г. самолет Як-40, выполнявший частный рейс в Киев, в котором находился Артем Боровик, разбился.
"Совершенно секретно"
|