ЖДУТ, ЧТО ЛИ, КОГДА НАРОД ВЫМРЕТ?!
Для «детей войны» со статусом «Ветеран труда» в Ставропольском крае не нашлось тысячи рублей к Дню Победы. И не только в этом регионе: всего 15 областей из 85 субъектов РФ назначили выплаты для поколения, родившегося в период с 1923 по 1945 год. К нам обратилась пенсионерка из Минеральных Вод Светлана Александровна Иванова. В территориальном управлении труда и социальной защиты населения ее довели до слез, отказав в выплате единовременной помощи, которую Ставропольский край собирался адресовать «детям войны» к Дню Победы. Причину отказа государственные служащие объяснили тем, что Светлана Александровна пользуется льготами ветерана труда и на этом основании разовая материальная помощь в размере 1000 рублей ей не положена.
Регионы экономят на «детях войны
- Как же так? - возмущается бабушка. - Звание ветерана я получила за 38 лет работы инженером-электриком. А «дитя войны» я потому, что родилась в 1940 году на границе с Кореей, где тоже в эти годы шла война и мы в полной мере познали все ее тяготы - и голод, и лишения, и болезни.
По логике чиновников получается так, что люди, в малом возрасте пережившие Вторую мировую, у которых потом еще хватило здоровья вкалывать на благо Родины и получать несчастные 1400 рублей ветеранских, автоматически перестают быть «детьми войны»?! Инициатива с выплатой единовременного пособия ставропольцам, не достигшим совершеннолетия до окончания Второй мировой войны, принадлежит краевому правительству, которое, с одобрения конечно же краевой думы, приняло соответствующее постановление.
Документ оговаривает, что право на получение разовой выплаты в размере 1000 руб¬лей имеют граждане РФ, родившиеся в период с 3 сентября 1927 года по 2 сентября 1945 года в СССР, постоянно проживающие на территории края, но не имеющие права на получение мер социальной поддержки как ветераны труда, инвалиды, члены семей погибших (умерших) участников ВОВ и иные категории.
Постановление трудно оправдать проблемным краевым бюджетом. Уж лучше вообще никому из «детей вой¬ны» не давать подарочной одноразовой тысячи - пенсионеры не обиделись бы, поняли, ибо и не такое видели. Но заявлять людям, героическим трудом которых создано все в регионе: «Выбирайте, что для вас важнее: быть ветераном или «ребенком войны», - жестоко и цинично.
К слову, эти ничтожные деньги в масштабах края оборачиваются 45 миллионами рублей - в Ставрополье сегодня насчитывается более 45 тысяч «детей войны». Отсекая от этой массы ветеранов труда, инвалидов, чиновники получают серьезную экономию. Людские обиды и слезы не в счет. А потрясти хорошенько карманы заевшихся краевых начальничков да нуворишей, «расколоть» их на благотворительные пару-тройку тысяч рублей, никто не решился. Впрочем, и федеральные власти обходятся с «детьми вой¬ны» излишне холодно. Обещают-обещают им прибавку к пенсии, да все мимо. Вот-вот будем праздновать 70-летие Великой Победы, а на общегосударственном уровне до сих пор не принят закон для этой категории граждан. Ждут, что ли, когда народ вымрет?!
По официальным данным Министерства труда и социальной защиты РФ, в настоящее время в стране проживают порядка 13 млн человек, считающихся «детьми войны». 10 миллионов из них пользуются льготами как труженики тыла или инвалиды, но оставшиеся миллионы обделены вниманием и социальной помощью государства. Сегодня вся нагрузка ложится исключительно на регионы. А они исходят из бюджетных возможностей. Всего 15 областей из 85 субъектов России установили свои выплаты «детям войны».
На деле помощи - ни копейки
В Иркутской области начал действовать закон «О статусе детей Великой Отечественной войны, проживающих в Иркутской области, и мерах социальной поддержки граждан, которым присвоен статус детей Великой Отечественной войны». Программа поддержки включает в себя ежемесячную выплату 400 рублей, внеочередное обслуживание в государственных учреждениях социальной направленности, получение медицинской помощи без очереди. Там от армии «детей войны» не отсекают ветеранов труда и инвалидов.
К числу социально ориентированных регионов относятся также Вологодская, Амурская, Новосибирская, Псковская, Тверская и ряд других областей. Наихудшее положение в Удмуртии, где только пятая часть «детей войны» получает льготы, в Адыгее - половина, в Забайкальском крае - одна треть, в Кировской области - две трети, в Курганской области - одна треть, в Свердловской и Тюменской областях одна четвертая часть «детей войны» пользуется мерами социальной поддержки.
Надо полагать, что Ставрополье в рейтинге аутсайдеров вообще в хвосте списка. Ведь там «детям войны» предоставляются даже не льготы, а единовременная, разовая тысяча, и то, как видим, далеко не всем. В разгромленной Германии пенсионеры, пережившие Великую Отечественную вой¬ну в детском возрасте, получают дополнительную пенсию и всяческую социальную поддержку со стороны государства. В России же этой категории платят пенсию порядка 10 тысяч рублей, половина из которых уходит на оплату коммунальных платежей и содержание жилья.
Хотя планы у федеральных парламентариев наполеоновские. В законопроекте «О статусе детей Великой Отечественной войны» (его Дума рассматривает не один год, но никак не примет) предполагается установить ежемесячную денежную выплату в размере 500 рублей для этой категории граждан. Также планируется предоставить им бесплатный проезд всеми видами городского транспорта, на автомобильном транспорте общего пользования в сельской местности, на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и на автобусах пригородных маршрутов в пределах региона их проживания.
Кроме того, законопроект обещает дать возможность «детям войны» ежегодно проходить диспансеризацию; дать преимущества при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан. Устанавливать им квартирные телефоны вне очереди. И также вне очереди принимать их в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания.
Если ежемесячную денежную выплату предполагается осуществлять за счет федерального бюджета, то льготы предоставлять - за счет региональных. Всего на них потребуется около 55 млрд рублей в год, которых, как вы догадываетесь, в краях и областях нет. Так что на словах помощи много, на деле - ни копейки.
Елена Саркисова
|