НОВАЯ ЗОЛУШКА ВОВСЕ НЕ ЖДЕТ ПРИНЦА
Никакие связи не помогут сделать ножку маленькой, а сердце большим, как у Золушки. Диснеевской «Золушке», которая была фильмом закрытия на Берлинале-2015, удалось порадовать и зрителей, и прессу. И это символично, ведь когда-то на самом первом Берлинском кинофестивале была показана ее классическая анимационная предшественница, снятая в 1951 году.
Коня на скаку остановит
Когда известного британского режиссера Кеннета Брану, перенесшего на экран почти всю шекспировскую классику, спросили, зачем ему понадобилась старая добрая сказка, он ответил, что этот сюжет будоражит воображение и по сей день. Безусловно, с одной стороны, это история, которую все знают, а с другой, возможность балансировать между романтикой и психологической новизной традиционных персонажей. И уходить от излишней сентиментальности, оставаясь интересными и детской, и взрослой аудитории.
Мы вспоминаем Шарля Перро, слышим музыку Патрика Дойла, видим декорации художника Данте Ферретти и замечательные костюмы Сэнди Пауэлл, у которой уже три «Оскара»: за работу в фильмах «Влюбленный Шекспир», «Авиатор» и «Молодая Виктория». И она заслуженно получила свою бурю аплодисментов на пресс-конференции, посвященной фильму, так как костюмы в «Золушке» также тянут на «Оскара». Одни лишь хрустальные туфельки чего стоят или платье бальное, переливающееся всеми оттенками небесно-синего.
Но до королевского бала Элле, а позже Золушке (Лили Джеймс, известной по сериалу «Аббатство Даунтон») предстоит испить свою чашу страданий, и все будет так, как всем знакомо. Папа-вдовец с печальным лицом (Бен Чаплин) приведет в дом новую жену с двумя дочерями, потом папы не станет, и добрую милую Эллу переселят на чердак и назовут Золушкой. И будет она дружить с мышками, любящими сыр.
Ирония и карикатурность органично вплетаются в ткань картины с появлением Мачехи. А в этой роли несменяемо значилась Кейт Бланшетт на всей стадии проекта с 2012 года, пока менялись режиссеры, актеры и другие участники съемочной группы. Героиня Бланшетт выходит из кареты с царственным видом и, не сказав ни слова, не взглянув даже на бедную Эллу, проходит в свой новый дом. Прямая спина, роскошная черная шляпа с огромными полями да злобно шипящий толстый кот в сопровождении. Первое появление Бланшетт – исключительно со спины. А в зале уже звучит смех.
Закономерно, что, когда придет время Феи, крестной Эллы, будет еще одна порция узнавания и детской радости. Потому что в этой роли выступила Хелена Бонем Картер, от которой всегда ждут эксцентрики. Недаром шутили, что на кастинге можно было и иначе расставить, и Картер ожидали увидеть не Феей, а Мачехой. Но Кеннет Брана справедливо подумал и о неожиданных находках. Волшебница из Бонем Картер получилась немножко суетливая, слегка нелепая и довольно смешная. Если Бланшетт в рисунок роли добавила низкий специфический голос, то Картер отталкивается от внешнего. Забывчивая такая фея, хлопотливо взмахивающая волшебной палочкой.
И будут мыши превращены в лошадей, тыква – в карету, а гуся посадят ею управлять. И тот в решающий момент скажет: «Я не умею водить, я же гусь!» Вот таких эпизодов с элементами магии и игры в новой «Золушке» хватает, она и трогательна, и забавна. И когда часы уж полночь бьют и карета, мчащаяся в обратный путь, возвращается в состояние тыквы (по фрагментам!), а возница – в гуся (тоже по частям), вот здесь даже взрослые начинают радостно хлопать в ладоши и веселиться, как дети.
Кстати, и Принц выбран безошибочно и получился достаточно нетривиальным, таким фут-фетишистом. Его исполняет Ричард Мэдден из «Игр престолов», и с юной и свежей Лили Джеймс они образуют отличную пару.
В этой «Золушке» не будет рискованных экспериментов, она сделана по традициям старой школы, но есть тут много волшебства, легкости, магии. И в этом ее главное очарование.
Впрочем, и определенная доза феминизма присутствует, так как новая Золушка вовсе не ждет принца. Как говорит режиссер, «она сама может о себе позаботиться, и, даже если принц не появится, с ней все будет хорошо».
Оксана Гаврюшенко
|