ПРОФЕССИЯ ТРУБОЧИСТА ДЛЯ ПОЛОВИНЫ СТРАНЫ
В Европе считается особой удачей увидеть трубочиста. Значит, повезло и и нам. Мы не просто его увидели, но и пообщались.. И не с каким-нибудь там «нечистым трубочистом», а самым главным в России. Как выглядит настоящий трубочист? На этот вопрос ответит любой, кто хоть раз читал сказки Андерсена. Черный френч, черный котелок, черное от сажи лицо и лестница в руке. Однако учредитель Национальной гильдии трубочистов России Павел Самоделов вряд ли впишется в этот образ. Мощь и косая сажень в плечах - такой в трубу точно не пролезет!
Люди привыкли полагаться на авось
- Наша профессия до сих пор считается экзотической именно из-за этого, усвоенного в детстве образа, - смеется Павел. - Что касается реальности, она уже далеко ушла от сказки. Сегодня трубочист - это прежде всего высокотехнологичный специалист. В трубу мы уже не залезаем. Для того чтобы попасть внутрь, теперь есть видеокамера, трос, разнообразные ерши из композитных материалов, техника на выдвигающемся шасси и газоанализаторы. И даже паровое оборудование, подающее под давлением пар высокой температуры для очищения особо сложных участков. Трубочист же, чтобы грамотно пользоваться всем этим, должен иметь и технические, и инженерные навыки, должен быть знаком с теплотехникой, аэродинамикой. Именно поэтому в Европе, чтобы получить диплом по нашей профессии, учатся пять лет и еще два года ходят в подмастерьях.
Насколько актуальна профессия трубочиста, по-моему, очевидно: половина страны готовит на газовых плитах и отапливает дома газовыми колонками. А значит, надо регулярно чистить трубу, вентиляцию, воздуховод, для чего и нужны трубочисты.
- Пол-России до сих пор продолжает жить в хрущевках, где готовят на газе, - подтверждает Павел Самоделов. - Буквально нормативное требование по притоку воздуха в помещение звучит так: он должен осуществляться «через естественные неплотности оконных и дверных проемов». А что такое российская хрущевка сегодня? Это плотная дверь, стеклопакеты, которые люди поголовно ставят в квартиры. Так «естественные неплотности» исчезают, вентиляционные системы не справляются, газовое оборудование начинает «задыхаться».
О том, что пора вызывать трубочиста, хозяин квартиры или дома может догадаться по некоторым признакам. Например, после того как человек приготовил обед, у него разболелась голова. Или огонь конфорки окрашен в красный цвет, то есть в воздухе присутствует двуокись углерода. Но вот вы догадались о неполадках - и что?
- Тут сказываются особенности менталитета, - делится Павел Самоделов. - Люди настолько привыкли полагаться на авось, что могут годами не обращать внимания на проблему. Могут начать делать попытки разобраться в устройстве самостоятельно, а могут пришедшей газовой проверке и вовсе не открыть дверь.
Кстати, профессии трубочиста в реестре РФ нет!
- Есть печник и есть (даже обидно такое слышать) чистильщик, - сердится Павел. - Курс обучения входит в состав курса ответственного за газ. А выделенной профессии трубочиста - с учетом ее возросшей необходимости и возросших возможностей - нет. Что за несправедливость?
Вот почему и возникла Национальная гильдия трубочистов. В нее объединились те немногие, но настоящие профессионалы своего дела, которые все-таки нашлись на просторах нашей родины. И работают, повышают квалификацию и статус профессии, который, кстати, и в Европе, и в Америке, и даже в Японии очень высок. Настолько, что не всякого аттестуют. Профессия это кастовая, передается, как правило, из поколения в поколение. А как у нас?
- Когда мы, представители гильдии, пришли в Государственную думу к заместителю председателя комитета по труду с заявлением о внесении данной профессии в реестр, она с недоумением спросила: «А что, трубочисты еще бывают?» И это при том, что нас все знают. Все самые сложные случаи Москвы - наши, и МЧС с нами советуется и вызывает, если что.
Их обижать нельзя
Сложные случаи - это вообще предмет особого разговора. Поскольку именно с ними связаны и основные казусы профессии. Так, Павел вспоминает, как один раз из трубы пришлось добывать свалившуюся туда ворону. Из другой - осиное гнездо, для чего пришлось сначала забросить дымовую шашку, чтобы насекомые заснули, потом извлечь огромный шар, набитый осами, быстро погрузить в машину и вывезти в лес. Но, пожалуй, самая колоритная история случилась с одной московской семьей, купившей квартиру в старинном доме.
- В начале весны семейство начал мучить звук, очень похожий на стон или вой, - со смехом вспоминает Павел. - Жуть! Опознать и устранить проблему смогли только трубочисты. В дымоходе этого дома мы нашли бутылку. Причем старинную, начала прошлого века. Мы сразу догадались, в чем тут дело. Такую шутку мог сотворить только трубочист, затаивший обиду на хозяина. Может, не расплатились с ним, как было обещано, или еще что. Вот и замуровал он в трубе бутылку горлышком в шахту. Интенсивное движение воздуха и давало такой неприятный звук. Чисто профессиональная месть!
Хозяева труб - люди разные. Не всегда приятные. Поэтому для трубочиста обязательна стрессоустойчивость. В мистическую составляющую образа «человека в черном» верят и сами представители профессии не меньше обывателей.
- Трубочистов обижать нельзя - это факт! - уверен Павел. - За двадцать лет работы я убеждался в этом не раз. До сих пор помню случай, когда мы работали у одного очень богатого человека, банкира, а он с нами не расплатился. И представьте, через год баня у него сгорела. Причем делали ее совсем другие люди. А вот судьба наказала.
Но и положительных историй не меньше. Как раз из тех, в которые верит вся Европа, что встретить трубочиста - к счастью. Правда, самому трубочисту такие встречи ничего, кроме трудностей, часто не приносят.
- Когда я впервые побывал в Европе на конгрессе трубочистов, меня шокировало: подбегает человек и отрывает пуговицу с пиджака, - вспоминает Павел. - Потом уж привык к тому, что у них есть примета: если удалось оторвать пуговицу у трубочиста, то все, удача просто гарантирована. Теперь страхуюсь: ношу одежду на молнии или кнопках. А однажды в России девушка-хозяйка от меня прямо не отставала - дай ей пуговицу и все тут. «Зачем вам?» - говорю. «Хочу замуж». В итоге подарил ей три. И что вы думаете? Через год действительно замуж вышла! Ну как тут в нашу «сказочность» не поверить?
Теперь, когда Павел собирается туда, где его могут опознать как трубочиста и оторвать пуговицу, он берет их целую горсть. «Не рвите, - кричит, - так раздам!» Потому что пуговицы на парадном костюме Павла - это святое.
- Раз в год мы с коллегами встречаемся в Сербии, - объясняет Павел. - Там собираются трубочисты со всего мира. В один из дней все мы должны быть в национальных профессиональных костюмах. По такому случаю я сшил себе костюм у портного по собственным эскизам. На нем, как положено, 13 пуговиц, и каждая означает удачу в том или ином деле.
На конгрессе профессионалы делятся опытом. И наш, российский, опыт иностранцам оказывается весьма полезным.
- Понятно почему, - говорит Павел. - Ведь специфика нашей страны такова, что нам гораздо чаще приходится работать в экстремальных условиях. На таких крышах и в таких трубах, к которым европейский коллега и близко не подойдет. Раз, помню, один немец никак от меня не отставал по поводу одной трубы: «Как ты добрался-то туда? Восемь метров от крыши?!» Пришлось сказать, что у меня есть штаны Карлсона с моторчиком!
Ну а если серьезно, профессионал всегда рад учиться. Главное, чтобы и власти России оценили важность «сказочной» профессии и помогли ей закрепиться в экономике. А пока трубочисты обучают смену сами, за свой счет, на собственных профессиональных курсах. Благо есть кому. Ведь Павел Самоделов по профильному образованию педагог, учитель истории. В трубочисты пришел в перестройку, когда жизнь сдвинула многих с насиженных мест и заставила искать себе новое ремесло. Пришел, да так и остался - на трубе.
- Теперь я просто горю своим делом! - гордится он. - Мало того, вижу в нем огромные перспективы. Тем более что готовить еду и обогревать свое жилище люди будут всегда. Значит, наша профессия не потеряет актуальности. Да и европейцы теперь нос от нас воротить не будут. Ведь на сегодняшний день и в России профессия становится кастовой, потомственной: у меня оба сына стали трубочистами...
Марина Алексеева
|