«УЛЫБАЙТЕСЬ, ГОСПОДА!»
12 марта Григорию Горину исполнилось бы 75 лет.
Писатель-сатирик и, пожалуй, один из лучших отечественных драматургов XX века родился в 1940 году. Не все помнят его, но все знают и любят его героев – «того самого» барона Мюнхаузена, Графа Калиостро из «Формулы любви», «бедного гусара». «Улыбайтесь, господа! – завещал нам Горин, – Вы слишком серьёзны! Серьезное лицо ещё не признак ума. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением…»
Григорий Горин – Тот самый Мюнхгаузен
Маленькому мальчику ничто не предвещало большой писательской судьбы. Разве что стихи, которые он писал о Сталине. Когда Гриша вырос, он пошел в медицинский институт, после которого работал врачом скорой помощи. Впрочем, писатель-врач, это, скорее, не исключение, а русская национальная традиция.
«Писать я начал очень рано. Читать – несколько позже. Это, к сожалению, пагубно отразилось на моём творческом воображении. Уже в семь лет я насочинял массу стихов, но не про то, что видел вокруг, скажем, в коммунальной квартире, где проживала наша семья, а, в основном, про то, что слышал по радио. Радио в нашей квартире не затихало. По радио шла холодная война с империалистами, в которую я немедленно включился, обрушившись стихами на Чан-Кай-ши, Ли-сын-мана, Адэнауэра, Де Голля и прочих абсолютно не известных мне политических деятелей. Нормальные дети играли в казаков-разбойников или боролись во сне со Змеем Горынычем. Я же вызывал на смертный бой НАТО и Уолл-стрит!».
Уже в 14 лет Гриша стал писать фельетоны, сценки, рассказы на школьные темы. В восьмом классе однокашники поколотили его за куплеты о хулиганах, исполненные со школьной сцены. Впоследствии Горин комментировал: «Это и был мой первый настоящий успех на выбранном пути. И позже бывали удачи – закрывали мои спектакли, запрещали фильмы».
Если слово серебро, фраза – это украшение, а диалог – драгоценное ожерелье. Во всяком случае, у Горина эта формула работает на 100%. Его диалоги искрятся и сверкают потрясающим юмором, острыми наблюдениями, неожиданно парадоксальными замечаниями. Горин повторяет судьбу великих писателей – его фразы стали крылатыми, "ушли в народ", и сегодня их с удовольствием цитируют люди разных возрастов и профессий.
Самым обаятельным персонажем Горина, пожалуй, стал Мюнхгаузен – смелый и сумасшедший барон, который управляет временем, путешествует в прошлое, общается с Сократом, Шиллером и Ньютоном, заигрывает с великим Шекспиром, в одиночку объявляет войну Англии. Время и пространство для него – несерьезные помехи. Единственное, чего он не в состоянии сделать – развестись и сделать счастливой любимую женщину.
Я абсолютно уверена, что Григорий Горин – это и есть тот самый Мюнхгаузен. В своем творчестве он путешествует в пространстве и времени, общается с классиками, цитирует их и с легкостью переигрывает их сюжеты. Его произведения полны литературных ссылок и отчасти поэтому они так интересны. Ведь Горин видел смерть Герострата, следил за похождениями Тиля, знает, кто жил в доме, который построил Свифт, и что произошло после смерти Ромео и Джульетты.
Жанр Григория Горина – это трагикомедия. Читая или смотря его пьесы, смеешься до слез, но в конце так грустно, что плакать хочется. Говорить о грустном шутя – это особое искусство.
Мне посчастливилось несколько раз общаться с ним, часто – на бегу, иногда – по телефону. И каждый раз поражала его удивительная деликатность по отношению даже к случайному собеседнику. Поражало желание найти нужное слово для ответа на самый банальный вопрос – такое слово, которое попытается объяснить все здесь и сейчас, застолбит сиюминутную честную мысль. Без позерства, без «ах, как мне надоели ваши глупые вопросы», он каждый раз искал ответ. Таких людей очень мало.
Григория Горина не стало 15 июня 2000 года. Он неожиданно скончался сердечного приступа в возрасте 60 лет, отказавшись ехать в больницу. Но раньше, еще в 1991 году, заканчивая своего "Кина IV", Горин уже нашел свой путь в вечность.
Катя Кожевникова
|