СКОЛЬКО НИ ВКЛАДЫВАЙ, ЭФФЕКТА НЕТ
Дадут ли отдачу пенсионные деньги, вложенные в развитие ЖКХ? Мировой опыт убеждает: пенсионные деньги - едва ли не самый надежный и эффективный источник инвестиций. В этом отношении со средствами пенсионеров могут соперничать разве что только страховые деньги. Что ж, свободные средства не должны лежать мертвым грузом. Но если уж вкладывать их куда-то, то это должно быть нечто действительно стоящее.
И «черная дыра» требует финансирования
У нас же в качестве объекта инвестиций почему-то выбрали сферу ЖКХ, на которую все, давно и отнюдь неслучайно, смотрят как на некую «черную дыру»: сколько ни вкладывай, эффекта нет. Отдачи тоже. Хотя тарифы в ЖКХ растут. Вот и недавно еще 10 процентов накинули, а где-то и все 20. Даже аварийное жилье, пусть крайне медленно, не так как ветхие пятиэтажки в столице, но расселяется. А еще – вот поистине великое достижение, сами жители, через управляющие компании, вроде бы получают все больше прав хоть как-то влиять на свое коммунальное бесправие.
А ведь у коммунальной сферы нет даже солидного лобби в верхах, если не считать бывшего главы Счетной палаты Сергея Степашина. Этот «политический тяжеловес» ныне возглавил некий загадочный Фонд содействия реформам в ЖКХ и уже запустил на полную мощь механизм контроля за тем, как на местах тратятся средства фонда. Вот только откуда берутся средства у этого фонда, пока мало кто понимает. Похоже, именно пенсионным деньгам там самое место.
Показательно, что за «пенсионные» инвестиции в ЖКХ уже высказались профильные ведомства. Поддержал и заместитель председателя правительства Дмитрий Козак. Впервые новость о том, что пенсионные деньги «заставят» работать - обратите внимание, именно «заставят» - прозвучала в Рязани, в ходе Всероссийского совещания по развитию концессий в ЖКХ. Озвучил ее как раз Д. Козак. Он счел убедительными аргументы бизнес-сообщества о том, что это «гарантированный способ сохранения пенсионных накоплений граждан». Правда, он так и не раскрыл, в чем заключались эти самые «аргументы»…
Да и не в аргументах вообще-то дело. Дело в деньгах. Первое, что вызывает сомнения – сам факт наличия свободных пенсионных средств. Ведь чуть ли не ежегодно отчеты большинства пенсионных фондов, начиная с главного государственного, убеждали нас, что средств на пристойные выплаты катастрофически не хватает. И это при том, что средняя продолжительность жизни мужчин в России 65 лет. Эксперты давно говорят, что кризис пенсионной системы носит системный характер. Системный – значит, традиционными средствами не разрешаемый.
Теперь второе сомнение: а вернутся ли пенсионные деньги из ЖКХ? Ведь надо, чтобы не просто возвращались, а возвращались с прибылью. Как убеждают нас инициаторы идеи, механизмы возврата весьма просты. Во-первых, часть средств будет отчисляться обратно в пенсионные фонды непосредственно с доходов, полученных от эксплуатации коммунального хозяйства. Спрашивается, неужели пенсионный процент будет заложен прямо в тарифы? Верится с трудом, так прямолинейно чиновники у нас в России не работают. Наверняка запустят свои путаные схемы… Нам годами твердили, что коммунальная сфера сама себя не окупает. И именно поэтому постоянно повышались тарифы ЖКХ.
Впрочем, не так давно стали говорить, что тарифы почти сравнялись с реальной стоимостью коммунальных услуг. Но тарифы¸ как мы знаем, повышать не перестали, и даже ради приличия на кризис или санкции уже не ссылаются… Вторым источником, из которого планируется возврат вложенных пенсионных средств, называют доходы управляющих компаний. Это тоже говорит о том, что можно ожидать еще более существенного роста цен на коммунальные услуги. Как видно, неслучайно многие политики с завидной регулярностью спекулируют на теме повышения пенсионного возраста. Даже президенту страны в разговоре с народом пришлось напомнить таким про «деревянный макинтош».
Д. Козака активно поддержал заместитель министра строительства и ЖКХ Андрей Чибис: «Я считаю, что это абсолютно правильная идея». По его словам, раньше было нельзя инвестировать пенсионные накопления в сферу ЖКХ, так как невозможно было гарантировать тарифную выручку, сейчас же законодательство другое. Он добавил, что в ближайшее время минстрой представит эту инициативу на рассмотрение правительства. И выразил надежду, что правительство поддержит идею притока пенсионных денег в инфраструктуру ЖКХ.
Кто бы спорил. Но вот обратите внимание, чиновник вновь произносит все то же «заставить». С трудом верится, что абсолютно не опробованная система вдруг эффективно заработает из-под палки. Там должны быть созданы условия для прихода бизнеса. Но пока этих условий нет, нужно ли туда «вливать» накопления граждан? Опасения за судьбу пенсионных денег во многом основаны на том факте, что ЖКХ является еще и одной из самых непрозрачных отраслей в России. Как говорится, хорошую отрасль «черной дырой» не назовут.
Кормушка для чиновничества
Тарифы на услуги тех же управляющих компаний растут непрерывно, заметно опережая темпы инфляции. При этом совсем неясно - и не только рядовым гражданам, но и специалистам - каким образом тратятся и собранные с населения деньги, и поистине бесконечные субсидии государства. Кроме того, при росте тарифов прямо-таки обратную тенденцию имеет качество предоставляемых населению услуг. Оно из года в год ухудшается, а существенно повлиять на работников отрасли для изменения ситуации в лучшую сторону никто, похоже, не в состоянии – ни граждане, ни власти.
И еще один очень важный момент. На совещании в Рязани речь уже не впервые зашла о концессиях в ЖКХ. То есть, о форме государственно-частного партнерства, о вовлечении частного сектора в эффективное управление госсобственностью или в оказание услуг. Опять же, кто бы спорил, это, действительно, необходимо развивать. Но главный вопрос в этой истории напрямую связан со словом «эффективный». Насколько эффективным будет еще более активное вовлечение бизнеса в сферу ЖКХ? Эффективным не столько для самого бизнеса, поскольку без эффекта он даже в сферу ЖКХ не пойдет, не «заставишь», сколько для получателей услуг ЖКХ.
По словам все того же А. Чибиса, «главный плюс концессии в том, что люди в короткий срок получают модернизированную инфраструктуру, то есть чистую воду, надлежащую очистку сточных вод, надежное теплоснабжение. При этом возврат вложенных инвестиций предусмотрен в долгосрочной перспективе». «Долгосрочной» звучит примерно так же, как «после дождичка в четверг». Хотелось бы ошибаться…
Работы в системе ЖКХ сегодня – поистине непочатый край. По словам Д. Козака, предприятия этой сферы в России нуждаются в модернизации, 28 процентов из них признаны неэффективными. Это - 982 предприятия в субъектах федерации. Но вот о необходимости разработки программы модернизации ЖКХ в правительстве говорят аж с 2009 года. Тогда В. Путин, будучи еще главой правительства, называл существующие в отрасли проблемы: высокие издержки, огромные непозволительные потери ресурсов, большая изношенность инфраструктуры. С той поры минуло шесть лет. Может ли кто-то уверенно заявить, что ситуация радикально изменилась?
Есть опасения и иного рода. В частности, предварительные расчеты показывают: инвестиции в ЖКХ будут действительно выгодны только в крупных городах России. В маленьких, увы, они почти наверняка не окупятся. Опять потребуются субсидии, опять заработает кормушка для чиновничества, опять придется кого-то «заставлять». Да и проекты с окупаемостью более пяти лет нашему бизнесу сегодня неинтересны.
Выходит, именно «черной дыре» ЖКХ сейчас остро необходима реальная господдержка. Граждане же Российской Федерации хотят знать - имеют на это право, кстати - как будут работать их накопления? Кто ответит, если они будут потрачены неэффективно? А вот так, между делом, сообщить народу, что, мол, по просьбе бизнеса мы ваши денежки бросим в «черную дыру» жилкомхоза, думается, не самый лучший способ общения с теми, кто доверил государству и пенсионным фондам свои «кровные сбережения». Попробуем спрогнозировать, а помогут ли вообще пенсионные деньги ЖКХ? Судя по всем признакам, а особенно по тому стилю, который характерен для наших коммунальных чиновников, вряд ли.
Но солидные, даже очень солидные суммы, накопленные на пенсионных счетах, просто обязаны работать – тут уж не поспоришь. Только работать не в тех сферах, где их тут же начнут «пилить». Уж очень откровенно околопенсионный бомонд сегодня хором повторяет все то же слово «заставить». А потому мы нисколько не удивимся, если деньги пенсионеров вдруг пойдут на финансирование, например, все тех же глобальных инфраструктурных проектов. Пенсионные деньги так и просятся в работу. Д. Козак всего-навсего озвучил давно назревший вопрос. В работу или в «черную дыру»?
Алексей Подымов
|