Гаяне АГАЯН, психолог: ПОРОЙ МАМА-ДОМОХОЗЯЙКА ПОСТОЯННО ПРОВОДИТ ВРЕМЯ С РЕБЕНКОМ, НО НЕ ЗАНИМАЕТСЯ ИМ КАЧЕСТВЕННО
На этой неделе психологи Томского госуниверситета (ТГУ) заявили о начале масштабного исследования развития детей с их появления в утробе матери и до школьного возраста. В исследовании участвуют 600 семей, ожидающих прибавления. В вузе отмечают, что таких длительных исследований в области детской психологии в России пока не проводилось. Нынешние дошколята всерьез отличаются от детей прошлого века, говорит психолог-педагог, консультант по материнству и детству Гаяне АГАЯН. По ее словам, на психологии детей сказывается информатизация общества, которая позволяет малышам иметь куда более широкий кругозор, чем когда-то имели их родители, но становится причиной множества проблем – от нарушений речи до гиперактивности.

Сегодня дети менее самостоятельны

– Современные дошкольники – какие они? Чем отличаются от своих ровесников образца прошлого столетия?


– В целом они более открытые, более активные и при этом менее самостоятельные. В плане информации современные дети более осведомлены, более развиты, быстрее адаптируются к тем или иным ситуациям. В этом не последнюю роль играют гаджеты, которые к ним попадают уже в раннем возрасте.

– А можно ли назвать их более свободными?

– Да, они более свободные. Информированность позволяет им иметь представление о мире гораздо более широкое, чем имели их родители. Сейчас у родителей есть возможность развивать ребенка в самых разных направлениях. Если семья может себе позволить, то, скорее всего, родители не отдают ребенка в государственный садик на полный день, а продумывают систему занятий, секций. Но у поколения родителей было больше самостоятельности, потому что был совершенно иной ритм жизни.

– Сейчас часто говорят о гиперактивных детях. Много ли таких детей в действительности?


– Гиперактивных детей много. Больше, чем было, допустим, лет десять назад. Я связываю это с информатизацией и излишней интеллектуализацией: в то время, когда ребенка хорошо бы развивать больше физически, родители, следуя современным тенденциям, стараются его чему-нибудь научить, а это требует усидчивости. А в раннем возрасте ему как раз двигаться нужно, нежели сидеть и впитывать. К тому же у ребенка все-таки должен быть определенный режим – чередование спокойных периодов с активными. Если этого баланса нет, накапливается энергия, которую некуда девать. Вообще словосочетание «гиперактивный ребенок» я часто слышу от родителей, которые не понимают его. Они используют его просто потому, что их ребенок выплескивает свою энергию не так и не там, где им хотелось бы.

– В чем же отличие гиперактивного ребенка от просто активного?


– Гиперактивные дети не соразмеряют свои действия и свою активность с ситуацией. Они не могут осознать причиненный вред, в том числе и телесный, при контакте с другими детьми. Не могут вовремя остановиться.

– Вы упомянули, что нынешние дети получают гаджеты очень рано. А как оградить детей от компьютерной зависимости?


– Зависимость формируется практически сразу. В результате у ребенка возникает напряженность, которая может выливаться в какие-то истеричные формы, неуправляемое поведение. Мало того что мы сами даем ребенку гаджеты, мы еще и манипулировать начинаем. «Если ты не сделаешь это, то не дам тебе планшет» – это уже форма шантажа. А потом мы удивляемся, что в школьном возрасте они начинают пользоваться ответными приемами. К тому же действия взрослых часто хаотичны: если вчера было можно, а сегодня нельзя, у ребенка может проявляться агрессия. В силах взрослого нормировать этот процесс. Я думаю, что планшет уместно использовать, например, в местах ожидания – какой-то короткий мультик, развивающая игра очень помогают в дороге, в поликлинике. Хотя всегда можно найти возможность занять ребенка и другим способом.

– Сейчас очень много детей с неправильной речью. И такое ощущение, что их становится все больше. Это так?


– Да. Специалисты говорят, что виной тому все та же информационная перегрузка. Раньше родители больше говорили с детьми. Сейчас дети больше предоставлены планшетам и гаджетам, вроде бы они и слышат речь, но слышать ее мало. Надо, чтобы ребенок еще и выговаривал, и надо, чтобы ему помогали, поправляли. Здесь могут помочь логопеды.

– Часто встречаются родители, придерживающиеся свободного воспитания, когда разрешается все, кроме опасного. Это правильно?


– Запреты, правила все равно нужны ребенку для того, чтобы он себя комфортно ощущал. Ребенку с бескрайней свободой приходится трудно – он не понимает, что с ней делать. Если при этом создается эффективная среда для свободного развития – есть где поваляться, есть какие-то спортивные снаряды, много подручных материалов, из которых можно что-то построить, полепить, сконструировать, такая среда создает свободное воспитание, то это неплохо. Но правила все равно нужны.

– Дети часто манипулируют. Как не идти на поводу у ребенка?


– Они не хотят быть плохими. У них, наоборот, есть желание понравиться взрослому, быть любимыми. Даже когда ребенок себя плохо ведет, то, скорее всего, это для привлечения внимания. Нужно анализировать – зачем он так делает, чего ему не хватает. Если вы точно знаете, что вы правы, надо настоять на своем. Сказать ребенку, что поступаете так, потому что хотите защитить его, любите его, хотите ему помочь. Но обязательно через подчеркивание вашего понимания ребенка.

Бабушек называют по имени

– А если этому сопутствует крик, истерика?


– Ребенок часто в силу своей неопытности и неумения выражать эмоции словесно использует крики, топанье, паданье навзничь, брызгание слюной, кусание, плевки. Все это – неумение выразить свои эмоции. Взрослому нужно с детства говорить с ребенком об этом. Вы вырабатываете для него сигнальные фразы, которыми в дальнейшем он будет пользоваться сам – «я зол», «я сержусь». И тут очень важно сказать, что вы его любите. Хорошо, если ребенок позволяет тактильные контакты, тогда его можно обнять и прижать к себе. Если ребенок не позволяет, то лучше его не трогать. Есть другие средства – вода, которую вы предлагаете ему попить, можете помочь одеться – выразить отношение через действие.

– Мне кажется, старшее поколение считает, что ребенок вообще не имеет права злиться и испытывать отрицательные эмоции…


– Не все, но авторитарная позиция преобладала. Ребенок должен был беспрекословно выполнять распоряжения взрослого. Взрослому лучше знать, что нужно ребенку. Если ребенок бросался с кулаками на взрослого, с этим никто не разбирался, это просто воспринималось как жуткая невоспитанность.

– Где грань между воспитанностью и закомплексованностью? Ведь ребенка можно научить говорить «спасибо», «пожалуйста» через слово, как робота, и гордиться его воспитанностью. Есть ли в этом смысл?


– Не надо ребенка специально учить: «Скажи «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста». Вы сами благодарите, приветствуйте, извиняйтесь в соответствующих ситуациях, причем не только на людях, но и дома. Обычно ребенок копирует модель, которой придерживаются в семье.

– А как быть, например, когда ребенок встревает в разговор?


– Хорошо бы его остановить: «Я вижу, ты хочешь что-то сказать. Мы сейчас договорим, и я тебя выслушаю». И нужно действительно сократить время разговора, но не позволять ему полностью сбивать ваш разговор. Если мы говорим ему, что сейчас закончим, а разговор растягивается еще на два часа, то никакой ребенок не будет ждать. Когда в следующий раз вы ему так скажете, он поймет, что это может затянуться надолго и его никто не услышит.

– Что может быть сигналом, что ребенка необходимо показать психологу?


– Неспокойный сон, частые пробуждения (плачет, кричит, просится к родителям). Можно самим сначала понаблюдать, поискать причину; посмотреть на реакцию на обычные явления, на игру, на взаимоотношения с другими. Еще сигналы – резкость, плаксивость, агрессивные реакции. Сейчас уже есть тенденция посещать психолога для обсуждения вопросов, касающихся разных сторон жизни с ребенком. Это, на мой взгляд, лучший вариант.

– Не травмируют ли ребенка безумные скорости взрослого? Взрослый только и говорит – быстрей, быстрей.


– Вот как терморегуляция у ребенка другая, так и ритмы. Но если мы предварительно обсуждаем с ребенком предстоящие планы, с вечера заготавливаем все необходимое на утро, тогда ему легче. Можно прорисовать поэтапность дел, которые планируются – чем младше ребенок, тем нагляднее должны быть образы. В первой половине дня большинство детей более активно воспринимают информацию, и мы можем предложить им что-то изучать, водим его в кружки, студии. После этого хорошо бы дать ему какой-то выплеск – погулять, например. Прогулка – это не переход из одной точки в другую. Часто взрослые мне говорят: нам идти туда 20 минут, вот и прогулка. Нет, это дорога, особенно если вы идете в темпе и тянете его за собой. А прогулка – другое.

– Какая мама для ребенка лучше – работающая полный день или домохозяйка?


– Важнее не количество, а качество общения. Порой мама-домохозяйка постоянно проводит время с ребенком, но не занимается им качественно. Есть много творческих мам и женщин-организаторов, и от их самореализации тоже зависит счастье ребенка.

– А что теряет ребенок при оторванности от бабушек и дедушек?


– Преемственность поколений. Отношение родителей к бабушкам-дедушкам перенимается детьми как модель их будущих взаимоотношений с родителями. Кстати, многие бабушки и дедушки начинают реализовывать себя именно на внуках, это известный факт. В силу своей занятости тогда, в молодости, не успев доиграть со своими детьми, они получают возможность реализовать это на следующем этапе. Хотя есть много бабушек и дедушек, которые еще молоды и не готовы к принятию такого статуса. Сейчас у многих бабушек и дедушек нет гарантий финансового благополучия в старости. Поэтому приходится работать. Есть еще такой момент – некоторые бабушки и дедушки не любят, когда их называют бабушкой и дедом, а просят называть по имени. Это такое бравирование – я еще так молод, что не хотел бы, чтобы меня так называли. Но для ребенка это определенный функциональный фактор. Я только за участие бабушек и дедушек в жизни детей. Хотя я не сторонница того, чтобы все жили под одной крышей. Лучше, чтобы каждая семья накапливала свой опыт.

Анастасия Малахова

Комментарии наших читателей

Добавить комментарий

Ваше имя:
Сообщение:
Отправить

Апрель 2015

Специальное предложение

Юлия Маева

 

Читать книгу
Натальи Желноровой

"ГОРЕЛА ВРЕМЕНИ СВЕЧА" 
 

Читать книгу
Владимира Савакова и
Натальи Желноровой
"НОЧНОЙ ДИКТАНТ"

 

Читать книгу
Владимира из п.Михнево
"ТЫ ОТКРОВЕНИЯ УСЛЫШИШЬ
ИЗ ПОТАЕННОЙ ГЛУБИНЫ"

 

Дом-Усадьба Юрия Никулина открывает свои двери! 

 

РОССИЙСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНСТВО 


 

Если вы хотите оказать нам помощь в развитии сайта и нашей благотворительной деятельности - разместите наш баннер на вашей страничке!




Органайзер доброго человека

Вывезти на свежий воздух и весеннюю прогулку свою семью.
Пригласить в гости старого друга.
Позвонить маме и отцу.
Отдать книги, диски и игрушки многодетной семье.
Помочь безработному соседу устроиться на работу.
Поговорить о жизни с сыном.
Оплатить (хоть раз в год) квартиру бедного родственника.
Подарить жене цветы.
Подумать о своем здоровье.
Отдать давние долги.
Покормить птиц и бездомных собак.
Посочувствовать обиженному сослуживцу.
Поблагодарить дворника за уборку.
Завести дневник для записи своих умных мыслей.
Купить диск с хорошим добрым фильмом.
Позвонить своей любимой учительнице.
Поближе познакомиться с соседями.
Помолиться об умерших родных и друзьях.
Пожелать миру мира и любви!