ЧИНОВНИКИ СОЦЗАЩИТЫ ГОВОРЯТ СЕМЬЯМ ФРОНТОВИКОВ: «ИДИТЕ ОТСЮДА»
Благодаря постановлению правительства РФ №142 от 22 февраля 2012 года десятки семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны получили солидные суммы - от 200 до 300 тысяч рублей. Сотни пожилых россиян с этим постановлением в руках идут в суд. Тысячи и тысячи потенциальных получателей о нем никогда не слышали. Почему родственники фронтовиков считают подписанный Владимиром Путиным документ торжеством справедливости, а чиновники органов соцзащиты - головной болью?

Скрывают от стариков важную информацию


Мы узнали о постановлении №142 случайно. Впервые сложная бюрократическая формулировка «О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» прозвучала в беседе с руководителем казанского Музея-мемориала Великой Отечественной войны, историком, поисковиком Михаилом Черепановым. В 2013 году мы обсуждали с Михаилом Валерьевичем тему «солдатских вкладов». Говорили о деньгах, которые Госбанк СССР начислял героям за сбитые самолеты и взорванные танки в 1942-1945 годах, и о правах наследников на старые отцовские книжки.

Рассказывая о людях, обращающихся в суд, об их победах и проигрышах, Черепанов обмолвился, что юридически грамотные семьи фронтовиков нашли еще один финансовый источник - требуют от государства ежемесячной денежной компенсации, опираясь на правительственный документ, подписанный в феврале 2012-го. Та статья и вскользь упомянутое постановление вызвали шквал откликов. Жители разных областей России писали, требовали свести их с Черепановым. Потом собирали справки, свидетельства и бежали в органы социальной защиты. А там получали отлуп: «Ни о каких компенсациях нам неизвестно. Журналисты несут чушь».

За последние два года многие побывали в судах - пытались применить постановление правительства РФ №142 на практике. Но правом на компенсацию смогли воспользоваться далеко не все. Одним не хватило терпения, другим не повезло с адвокатами.

«Государство сделало доброе дело - дало детям военнослужащих шанс получить деньги. Но это же государство в лице сотрудников органов соцзащиты скрывает от стариков важную информацию, бьется с ними в судах, - возмущается жительница города Шахты Ростовской области Лариса Голубина. - Если бы не журналисты, я бы никогда не узнала о документе и не вернула бы себе 260 тысяч рублей».

Лариса Ивановна отвечает на звонки сердитых чиновниц. «Ругаются: «Зачем всей стране о постановлении разболтали?!» А разве это незаконно? Народ должен знать свои права, - удивляется Лариса Ивановна. - Ко мне тут паломничество началось. Вы тоже читателям документ по полочкам разложите».

Правительственное постановление №142 российские чиновники и судьи обычно рассматривают в связке с Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (№306-ФЗ от 7 ноября 2011 года). Это как будто бы вытекает из названия самого документа. Но если присмотреться внимательнее, то он ориентирован не только на современных военнослужащих-контрактников и граждан, призванных на военные сборы, - распространенная точка зрения, которой придерживаются органы соцзащиты. Солдаты и офицеры, сражавшиеся на фронтах Великой Отечественной, - тоже военнослужащие. На них тоже распространяется действие закона №306-ФЗ и постановления №142.

Наиважнейший момент в обоих документах - перечень категорий, имеющих право на помощь государства.
- Во-первых, это супруга, состоящая на день гибели (смерти) военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы в зарегистрированном браке с ним, - перечисляет адвокат Петр Колдов. - Право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9, 10 и 13 статьи 3 ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих...», имеет вдова, не вступившая в повторный брак, достигшая возраста 50 лет или являющаяся инвалидом.

Вторая категория - родители военнослужащего, но родителей участников Великой Отечественной войны давно нет в живых.

Третья - дети, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также «дети, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет».

- Бывают ли исключения? - спрашиваем адвоката. - Казанские юристы, например, рассказали нам о дочери умершего военнослужащего, которая никогда не выходила замуж, не меняла своей фамилии и, не будучи инвалидом с детства, все-таки добилась выплат. Нередки ситуации, когда компенсацию получают дети (с инвалидностью) пропавших без вести, хотя в отдельную категорию они не включены. Усыновленные (удочеренные) дети-инвалиды тоже заявляют о своих правах.

- Ситуаций много, они разные, но исключения рассматриваются уже не в органах соцзащиты, а в суде в индивидуальном порядке. Я назвал основные категории из досудебной практики, когда дело ограничивается походами к чиновникам и сбором документов, - уточняет Петр Колдов. - Остальное - как суд решит. Если люди уверены, что имеют право на компенсацию, они могут подать иск к управлению (комитету) соцзащиты. Основная масса судебных актов - это установление фактов родственных отношений с ветераном и получения инвалидности вследствие военного ранения.

В постановлении №142 написано, что документ «распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года». Следовательно, компенсация устанавливается с 1.01.2012. Судя по письмам, наши читатели наивно полагают, что государство заплатит им за каждый год жизни без погибшего (умершего) отца-фронтовика. Не заплатит. По закону в 2012-2014 годах вдовы и дети (инвалиды с детства) военнослужащих имели право на ежемесячную пенсию в размере 7 тысяч рублей, в 2015-м после индексации сумма возросла до 8 тысяч в месяц. То есть человек, добившийся выплат в апреле, получит более 280 тысяч рублей.

Но захотят ли чиновники назначать такую сумму? Почти все вдовы и дети-инвалиды участников Великой Отечественной войны жалуются: «В органах соцзащиты на нас смотрят как на ненормальных: «Идите отсюда. Если всем заплатим - опустошим бюджет».

Многие пожилые люди останавливаются на полпути - боятся судиться с государственными службами. А те, кто судится, сталкиваются с хамством и потрясающей изобретательностью бюрократов. Чиновники не ленятся воевать с глухонемыми детьми ветеранов - приходят в суд с дорогостоящими адвокатами и неопытными сурдопереводчиками. Выискивают в заявлениях и справках о смерти фронтовиков ошибки, опечатки, чтобы использовать их как повод для отказа в компенсации.

Без всяких причин прекращают выплату уже назначенных судом денег. В такой ситуации оказалась 92-летняя вдова ветерана Александра Морозова из Псковской области. Откровенно издеваются над стариками: в Угличском районе Ярославской области бабушку заставили доказывать, что ее умерший муж - инвалид 2-й группы - лишился ноги вследствие ранений.

Адвокаты в регионах тоже хороши. С 74-летней жительницы Твери Светланы Власовой - местный юрист содрал за единственную консультацию 6 тысяч рублей. Хватило совести.

«Посоветуйте, что делать, - просят немолодые дети ветеранов. - К кому обращаться?»

В каждом регионе страны льготные категории граждан (а претенденты на компенсацию именно к ним и относятся) могут получить бесплатную юридическую консультацию. Существуют приемные депутатов местных Заксобраний и Госдумы РФ, общественные приемные партий - от КПРФ до «Единой России». Для чего все это? Хочется думать, что не для содержания огромного штата тунеядцев, а для помощи гражданам.

География побед

Татарстан

Вдова инвалида Великой Отечественной войны Хасана Гараева обратилась в Высокогорский районный суд с иском к местному управлению социальной защиты и министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании ее права на ежемесячную денежную компенсацию по постановлению №142. Женщину трижды вынудили документально подтверждать, что ее муж был призван на фронт 17-летним юношей, прошел всю войну и стал инвалидом. Формальный повод для отказа в выплатах: «В справке об инвалидности вашего мужа указана причина «прохождение военной службы», а для назначения компенсации нужна формулировка - «при исполнении обязанностей военной службы». Благодаря хорошим адвокатам и собственному упорству истица победила.

Курская область

Жительнице Золотухинского района, вдове фронтовика Зинаиде Самохиной органы социальной защиты отказывали в компенсации, используя как повод бюрократическую ошибку. В справках ВТЭК эксперты назвали ветерана войны Николаевичем, а в свидетельствах о рождении, браке, смерти он был записан как Никонович. Суд затянулся на месяцы, но в итоге вынес справедливое решение: «Признать за Самохиной Зинаидой Петровной право на ежемесячную денежную компенсацию как члену семьи умершего инвалида».

Другая жительница этого региона - Валентина Богданова - в феврале 2014 года мотивировала свои исковые требования к Курскому комитету соцзащиты тем, что она дочь фронтовика и инвалид 3-й группы по слуху. Государственные служащие убеждали Промышленный районный суд города: по закону дети ветеранов имеют право на компенсацию, только если они стали инвалидами до 18 лет, а Богданова получила справку об установлении 3-й группы позже - в 20 лет.

Однако юристы сочли доводы необоснованными, поскольку до того времени, когда Богдановой исполнилось 18 лет (до 1998 года), местные комиссии ВТЭК не проводили освидетельствование детей. Валентина Гаврииловна предоставила суду свидетельство о восьмилетнем образовании и аттестат, из которых следует, что она обучалась в учебных заведениях для слабо¬слышащих. И таким образом доказала, что у нее имелись признаки стойких ограничений жизнедеятельности до достижения 18 лет. Сейчас Богданова получает ежемесячную денежную компенсацию.

Краснодарский край

Вдова инвалида Великой Отечественной войны Валерия Шаповалова отстояла законное право на компенсацию с помощью прокуратуры Прикубанского административного округа Краснодара, которая установила, что умерший ветеран воевал с 17 лет в составе 271-го гвардейского стрелкового полка 88-й гвардейской стрелковой дивизии. В ноябре 1943 года он был тяжело ранен осколком мины, в результате чего ему ампутировали руку. Но последние сведения о назначении ему 3-й группы инвалидности датировались 1948 годом. Доказав, что ветеран умер вследствие военной травмы, прокуратура передала документы в суд. Компенсация выплачивается.

Рязанская область
Дочери фронтовика Галине Просветовой пришлось судиться с региональным министерством социальной защиты населения. По закону она имеет право на ежемесячную денежную компенсацию как «член семьи лица, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, и инвалид с детства». Но чиновники уверяли ее, что члены семей военнослужащих, пропавших без вести и не признанных в установленном порядке умершими, не должны ничего получать. В ноябре 1943 года отец Просветовой - гвардии ефрейтор, воевавший на Северном фронте, - действительно был ранен и направлен в медсанбат. Санитарный поезд, в котором он ехал, разбомбили. Суд установил факт призыва Просветова в ряды Красной армии, факт его участия в боевых действиях в составе 142-го гвардейского стрелкового полка 47-й гвардейской стрелковой дивизии, факт ранения и факт пропажи без вести в дни, когда на фронтах Великой Отечественной вой¬ны шли кровопролитные бои. Суд учел, что с момента пропажи без вести прошло более 70 лет - ни у членов семьи, ни в государственных архивах не имеется о нем сведений, и объявил фронтовика погибшим при исполнении обязанностей военной службы. После этого Галина Просветова добилась компенсации.

Пензенская область
Сыну без вести пропавшего фронтовика и инвалиду с детства Василию Шокорову для получения компенсации тоже пришлось доказывать чиновникам, что его отец пропал без вести при «обстоятельствах, дающих основание предполагать гибель в результате участия в боевых действиях». В суде он процитировал ст. 45 ГК РФ, согласно которой гражданин может быть объявлен умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, если же он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью, - в течение шести месяцев. А военно-служащий, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий. Весной 2014 года житель Пензы Василий Шокоров добился права получать деньги в соответствии с постановлением №142.

Москва

В столице выиграно три процесса. Имена участников есть в редакции. Чтобы победить в суде и добиться права получать компенсацию, пожилым женщинам-инвалидам пришлось не только собирать справки, выписки и свидетельства, но и обращаться за помощью к депутатам своих округов. Сработало - органы соцзащиты сдались. По некоторым данным, в московских судах сейчас рассматриваются еще 8 подобных заявлений.

Анна Бессарабова, Маргарита Подгородова

Комментарии наших читателей

Добавить комментарий

Ваше имя:
Сообщение:
Отправить

Апрель 2015

Специальное предложение

Юлия Маева

 

Читать книгу
Натальи Желноровой

"ГОРЕЛА ВРЕМЕНИ СВЕЧА" 
 

Читать книгу
Владимира Савакова и
Натальи Желноровой
"НОЧНОЙ ДИКТАНТ"

 

Читать книгу
Владимира из п.Михнево
"ТЫ ОТКРОВЕНИЯ УСЛЫШИШЬ
ИЗ ПОТАЕННОЙ ГЛУБИНЫ"

 

Дом-Усадьба Юрия Никулина открывает свои двери! 

 

РОССИЙСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНСТВО 


 

Если вы хотите оказать нам помощь в развитии сайта и нашей благотворительной деятельности - разместите наш баннер на вашей страничке!




Органайзер доброго человека

Вывезти на свежий воздух и весеннюю прогулку свою семью.
Пригласить в гости старого друга.
Позвонить маме и отцу.
Отдать книги, диски и игрушки многодетной семье.
Помочь безработному соседу устроиться на работу.
Поговорить о жизни с сыном.
Оплатить (хоть раз в год) квартиру бедного родственника.
Подарить жене цветы.
Подумать о своем здоровье.
Отдать давние долги.
Покормить птиц и бездомных собак.
Посочувствовать обиженному сослуживцу.
Поблагодарить дворника за уборку.
Завести дневник для записи своих умных мыслей.
Купить диск с хорошим добрым фильмом.
Позвонить своей любимой учительнице.
Поближе познакомиться с соседями.
Помолиться об умерших родных и друзьях.
Пожелать миру мира и любви!