КРАСИВЫЕ ОБЫЧАИ НЕ ДОЛЖНЫ СТАНОВИТЬСЯ СПЛОШНЫМ ПРЕДМЕТОМ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ
7 апреля - праздника Благовещения. Каждый год в социальных сетях перед и после этого дня появляются фотографии погибших птиц, которых выпускают люди, следуя старой народной традиции. в храмах обычно выпускают тренированных спортивных голубей, который привозят перед выпуском к храму и через несколько минут они уже дома, на голубятне. А вот птицы, выловленные незаконными торговцами на потребу публики, не могут потом найти дорогу обратно в родную среду, погибают от холода, от неправильного обращения, под колёсами автомобилей. Что делать? Размышляют священники.
Одного голубя – вполне достаточно
Протоиерей Федор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке в Москве.
Выпускание птиц на Благовещение – очень красивый обычай. Но Церковь жива и когда сталкивается с какими-то новыми вызовами, проблемами, то совершенно естественно на них реагирует. Мне кажется, что если мы столкнулись с практикой, когда к этому обычаю начинают прилепляться и хотят на нем заработать злые люди, то мы не можем никак в этом участвовать. Точно так же, как нельзя давать милостыню человеку, который пьян, потому что, получается, ты участвуешь в его грехе: он пойдет и дополнит сейчас то, на что ему не хватает.
Поэтому, наверное, если настоятель принимает решение о том, что в его приходе обычай будет действовать, то надо искать голубятню в округе и договариваться с её хозяином. Пусть это будет один голубь, пусть весь приход выходит на улицу, поет тропарь и смотрит, как священник выпускает одного голубя. Этого вполне достаточно.
Милосердное отношение к животным совершенно естественно для христиан. Святой царь и пророк Давид говорит: «Блажен иже и скоты милует». А святые нашего храма Косьма и Дамиан были прославленны в том числе за то, что, помимо того, что они обращали ко Христу и исцеляли людей, они исцеляли животных. Их любящее сердце не могло видеть страдания даже бессловесных тварей. Если выпускание птиц из благочестивой традиции превращается лишь в бизнес и если вреда получается больше, наверное, даже на приходском уровне нужно объяснять это. Если не подпитывать незаконный бизнес, он сам собой затухнет.
К традиции – с умом
Протоиерей Леонид Царевский, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в селе Пучково (Московская область):
Выпускание птиц – красивая народная традиция, не богослужебная. Думаю, она имеет право на существование в такой радостный праздник, когда душа стремится к небу. Особой глубины я в такой традиции не нахожу, но почему бы не сделать вот такое дополнительное украшение, тем более – для детей?
Но одно дело, когда выпускают прирученных голубей, а другое – когда покупают непонятно у кого купленных лесных птиц неизвестно в каких условиях содержавшихся. Наверное, не стоит следовать традиции любым путем. Вроде того – раз «положено», срочно бежим оптом закупать птиц.
Курица на праздничном столе никого не смущает?
Протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала «Наследник»:
Мы семьёй каждый год выпускаем птиц на Благовещение. Я в принципе отношусь к животным не «по-европейски». Животные – это животные и не более того. Притом что у нас дома есть кошки, птицы, рыбы, черепахи. За городом – собака. Мы за ними ухаживаем, если болеют – лечим. Вообще, в отношениях к животным, птицам в современном обществе существует явный перекос: люди пребывают в таком животно-природном кризисе, когда, с одной стороны, много людей, которым животные заменяют членов семьи, с другой – мы живем в отрыве, отчуждении от природы, не видим, как пасутся коровы, клюют зернышки куры и так далее.
Вот и начинаем относиться к животным, как к людям, наделяя их теми качествами, которыми они не обладают. Иногда животное или птица может быть еще и красивым символом. Понятно, что надо постараться максимально уменьшить вред, который мы наносим им. Но народной традицией всё давным-давно продуманно.
Птички, которых продают на том же птичьем рынке на выпуск – специально для этого пойманные. Они не присиженые, не привыкшие к домашней жизни. Поэтому риск для них – минимальный. Что касается традиции отпускания птиц на Благовещение – чем больше наши церковные праздники обогащаются всевозможными дополнительными традициями, тем более ярко они переживаются. Это касается, в первую очередь, детей. И птичек мы выпускаем в 90% ради них, но и взрослые все-таки не остаются в стороне.
Разве можно представить себе Рождество без ёлки? Это настолько эмоционально сильное впечатление, когда мы приносим домой живую ёлку! Кстати, в последние годы всё чаще звучат призывы: «Не покупайте живых ёлок, берегите природу!» Хотя ёлки эти специально выращивают в специальных хозяйствах и эти доходы позволяют существовать лесничествам, которые как раз заботятся о диком лесе.
На Благовещение, когда ребёнок держит в руках синичку или щегла, а потом птичка выпархивает из рук – незабываемое впечатление, которое фиксирует в его сознании особенность праздника, помогая идти от внешнего – вглубь. Вот потому, кстати, я сторонник купания в проруби на Крещение – это врезается в память, в чувства, четко фиксирует особенность праздника. Возвращаясь к благовещенской традиции: птиц ловят люди, которые умеют делать это грамотно, профессионально. Мы уже столько лет следуем этой традиции, что не ездим на птичий рынок: супруга звонит знакомому ловцу, который привозит нам птиц.
Вообще, я не очень понимаю проблему. Вот у человека есть двое детей, и он хочет купить им по одной птичке. Он едет, покупает на рынке, они их выпускают и все радуются. Навредить птичкам, сломать им что-то – сложно: у них большой запас прочности и нужно приложить большие усилия, чтобы сделать что-то подобное. Хотя, конечно, два пятиклассника, которые купили птиц без взрослых, могут как-то навредить им. Но ведь чаще это делается именно под присмотром взрослых. Если вы не уверены, что понимаете, как поставить поилку и насыпать зернышки, а потом как достать птичку из клетки, не поломав ей что-то, то и не делайте этого! Конечно, ко всему нужно подходить осмысленно.
Я не считаю, что эта традиция наносит какой-то вред природе. Вообще в дикой природе птицы гибнут не реже, чем в «страшных» историях, которые ходят вокруг благовещенской традиции. А весенний период – вообще для многих птиц критичный. Очень много птиц погибает – от холода, от сырости, от бескормицы, от хищников. Что поделать, такая жизнь! Если бы я видел в выпускании птичек просто какую-то забаву, то, наверное, она бы не имела смысла, но, на мой взгляд – это ярки символ, помогающий и в духовном воспитании наших детей. Вообще странно звучат рассуждения из серии «птичку жалко». Скоро все сядут за пасхальный стол, у всех на столе будет мясо, птица, и никто проблемы в этом видеть не будет.
Не будет криков в социальных сетях, что ради вкусных блюд сто тысяч бедных кур лишили жизни, зарезали пятьдесят тысяч несчастных коров, потом их разделывали, снимали шкуру. Ведь мясо так и добывается, а не появляется волшебным образом в супермаркете сразу разрезанным на кусочки. Так что, повторяю, я за здравый смысл и яркие традиции.
К природе нужно относиться по совести
Протоиерей Александр Салтыков, декан факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ):
Есть красивый старинный обычай – на Благовещение выпускать на волю птиц. Забытый в 20-м веке, этот обычай стал возрождаться с конца минувшего столетия вместе с возрождением Церкви. У детей, да нередко и у взрослых возникает чувство подлинного восторга, когда томившиеся в клетке птички вдруг радостно и стремительно взмывают к небу: все смотрят, не отрывая глаз, как они описывают, все выше и выше, красивые круги, а потом, по какому-то непонятному для нас наитию, вдруг уверенно направляют полет в открывшееся им направление – домой, в родную голубятню… Душа рвется за птицами, туда, в небо, и у людей сохраняется светлое воспоминание на всю жизнь.
Птицы – твари Божии, по-своему особые, живущие в воздушной стихии. Их нужно любить, беречь, что особенно чувствуют дети. А взрослые показывают им нередко противоположный пример – они теперь часто стали относится к этой Божьей твари как к средству извлечения дохода: владельцы птиц сдают их в аренду на день праздника, чтобы получить прибыль, которая потом нередко просто пускается «на ветер», но не в птичью стихию. А самих птичек, бывает, не берегут. Хороший обычай, но другое дело – что наслаивается порой на него в современных условиях. И здесь нужно быть внимательными. Все-таки красивые обычаи не должны становиться сплошным предметом коммерциализации. Потому что это убивает духовность церковного общества.
Очень нужно хранить трезвость чувств и благодарность к Богу и напоминать об этом детям: Господь дал нам всё, вот и этих птичек тоже. Его нужно за всё непрестанно благодарить, хранить чувство признательности в своём сердце и тогда наша жизнь будет светлой. В том числе, мы поймём, в каких случаях стоит или не стоит выпускать птиц и каких птиц. Ведь выпускание птиц, когда они ликующе устремляются к небу, к свету – это символическое действие. И это состояние человеческого сердца, человеческой души, которая на Благовещение впервые начала освобождаться от земных пут. Весть, принесённая Пресвятой Богородице Марии ангелом с неба, была радостной и освобождающей все человечество. А птицы – символизируют ангелов, они несут радость свободы и счастья.
И есть голуби, которые живут в хороших условиях и всегда возвращаются к тому, кто за ними ухаживает. Но какой смысл, если на волю выпускают, например, покалеченных птиц, обреченных на погибель? Бедный голубок с трудом взлетает до первой ветки и там сидит, безучастный к собственной судьбе. Какой уж здесь символ! И становится грустно. Люди, будьте бдительны ко всякой Божьей твари, и идите против всякого не- благочестия, не-любви. Всем нам нужно все время следить и за собой, и за детьми. Церковь учит нас, что есть «совесть к людям», есть «совесть к вещам», и также есть «совесть к природе». Пусть подрастающее поколение имеет больше совести ко всему, что нас окружает, пусть дети больше любят лес, поле, цветы, ручьи, птиц… и берегут все это данное Богом богатство.
Оксана Головко
|