«ЛЮБИШЬ РЕБЕНКА? ОТВЕДИ НА ЛУБЯНКУ!»
В Москве после восьмилетней реконструкции открылся Центральный детский магазин. Тот самый, который когда-то назывался просто «Детским миром», и под этой маркой его знала вся страна.
Этот безумный, безумный «детский» мир
Первые посетители бросились, разумеется, в огромный атриум на первом этаже. Когда-то здесь висели огромные часы. Каждые шестьдесят минут дверки открывались, и из них выплывала вереница сказочных персонажей. Теперь их заменил огромный позолоченный механизм, состоящий из множества шестеренок. На нем красуется надпись «Сделано в России». Говорят, он весит больше 4 тонн, и кто-то из высоких гостей даже понадеялся, что часы станут новой столичной достопримечательностью.
Львиную долю «игрушечной» территории в новом магазине занимает крупная британская компания, которая заполонила пространство бэтменами, жутковатыми трансформерами и бесчисленными динозаврами - пластмассовыми, деревянными и даже электрическими. На пятом этаже организовано целое динозавр-шоу. Детский билет стоит 500 рублей, а взрослый - 600. Посетителей мало, зато проходящие мимо покупатели вздрагивают, когда слышат из-за стены угрожающие звуки, характерные для юрского периода. В этом детском магазине уйма железных киборгов, зато нет ни одного старого доброго Чебурашки. Мультик «Маша и медведь» представлен только одной пластмассовой Машей ростом в полтора метра, которую выставили на втором этаже рядом с интерактивным жирафом.
Медведь исчез, и его заменяют какие-то пираты. Надпись о российском происхождении огромных часов да еще витражи на куполе с изображениями героев русских сказок напоминают о том, что детский магазин находится все-таки не в Лондоне, а в Москве. Цены здесь тоже не российские: ползунки для самых маленьких, хорошие, итальянские, стоят 2 тыс. рублей. За плюшевую мартышку, красная цена которой не больше 500 рублей, просят полторы тысячи. Управляемый вертолет - 9 тысяч. По ценникам новый детский магазин явно не станет общедоступным.
Между тем бренд «Детский мир» давно принадлежит совсем другой компании. Летом прошлого года она открыла свой флагманский магазин в здании Военторга на Воздвиженке. Это была очень шумная история: задолго до презентации руководители проекта утверждали, что речь идет о самом большом магазине детских товаров в России, который легко заменит старый «Детский мир» на Лубянке. Не вышло.
Перед разочарованными москвичами предстал банальный и ничем не примечательный универмаг, а вместо множества детских развлечений новые хозяева установили в торговых залах скромные и вполне привычные качели-карусели. Детский магазин на Лубянке, потеряв свое фирменное название, попытался сохранить новаторскую суть этого легендарного места. Не зря же именно здесь впервые в СССР появились автоматы, где можно было самостоятельно покупать товары. И даже первый в стране эскалатор был построен в «Детском мире».
Интерактивные панели заняли место привычных информационных стендов. Детвора может путешествовать по электронной галактике в специальном павильоне. Где-то между магазинами разместились цифровые «раскраски»: стоит только прикоснуться к картинке, как она меняет свой цвет. Обещают открыть многозальный кинотеатр. Гости с любопытством ходят по этажам, вот только никто ничего не покупает.
Подсластить пилюлю старшему поколению разработчики решили выставкой всего того, что можно было купить в «Детском мире» несколько десятилетий назад. В Музее детства собраны тысячи игрушек советской эпохи, но пока выставлено гораздо меньше. Под стеклом лежат пластмассовые пупсы, которые были у каждого советского ребенка, рядом примостилась игра «За рулем» - мечта всех мальчишек и первое учебное пособие для будущих автомобилистов. Есть даже юла и целый отряд неваляшек. Но детям больше интересна смотровая площадка, расположенная на крыше здания. В ясную погоду отсюда открывается вид на Москву - с золотыми куполами храмов и, увы, теснящими их стеклянными крышами торговых центров, похожих один на другой.
Не успев открыться, Центральный детский магазин угодил в эпицентр скандала: на одной из витрин покупатели обнаружили солдатиков в форме СС. Следственный комитет нашел в этом состав преступления - разжигание межнациональной розни. В детском магазине на Лубянке вообще немало довольно странных для такого места товаров. Например, в лавке русских сувениров рядом с матрешками и расписными ложками стоят подарочные книги «Искусство шпионажа», «Традиции чекистов от Ленина до Путина» и «Новые звезды мировой нефтянки». А завершает экспозицию «Конституция Российской Федерации» в позолоте с завитушками.
Открытие ЦДМ не задалось с самого начала. За неделю до этого жесткой критике подвергся рекламный ролик, где дети «с пристрастием» требуют у родителей отвести их в новый магазин. Завершается реклама слоганом «Любишь ребенка? Отведи на Лубянку!». Режиссер «Ералаша» Борис Грачевский, чья студия снимала видео, не увидел здесь глумления над памятью замученных в застенках Лубянки и заявил: «Не надо искать проблему там, где ее нет».
Наталья Владимирова
|