ОН ПРОДЛИЛ ЕЕ ТВОРЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ, ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, НА ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ ЛЕТ
Не стало великой балерины Майи Плисецкой. Легенде российского балета было 89 лет. А с мужем, известным композитором Родионом Щедриным, они вместе были 57 лет. Их обоих в детстве дразнили "Рыжий, рыжий, конопатый", а их роман начался с обиды. Их связывали не только брачные узы - их объединяли искусство и вдохновение...
Они познакомились у музы Маяковского
Майя Михайловна родилась в Москве 20 ноября 1925 года. Была единственной дочерью и старшим ребенком в семье высокопоставленного чиновника и актрисы. Мать великой танцовщицы советские кинозрители знали под именем Ра Мессерер. Увлекавшаяся танцами, Рахиль Михайловна заразила этой страстью и дочку. Но счастье длилось не долго - в 1937 году отца Майи Михайловны арестовали, обвинив в шпионаже. А на следующий год пришли и за ее мамой. девочку удочерила тетя - балерина Большого.
Маму Майя Плисецкая увидела только за два месяца до начала войны, а 21 июня 1941 она дебютировала в выпускном концерте в сопровождении оркестра Большого театра на сцене его филиала. На следующий день началась Великая Отечественная войны.
На Майю Михайловну «ходили» все главы иностранных государств, прибывавшие на официальные и дружественные визиты в СССР. Роль балерины в «Лебедином озере» стала достопримечательностью практически наравне с самим Большим. Ее философия: "Люди не делятся на расы, классы и государственные системы. Люди делятся на плохих и хороших. На очень хороших и очень плохих. И только так".
Когда студент московской консерватории - в будущем известнейший композитор - Родион Щедрин написал песенку для фильма «Высота», никому даже в голову не пришло, какие последствия будет иметь вся эта история. Впрочем, обо всем по порядку.
Студент московской консерватории Родион Щедрин подавал блестящие надежды с первого курса, вращался в кругу элиты музыкальной молодежи и был вхож в дом знаменитой Лили Брик (музы Маяковского), которая всячески привечала талантливую молодежь. Денег, конечно же, как и всем студентам на жизнь не хватало, и Брик устроила Щедрину протекцию - пользуясь своими обширными связями во всех сферах искусства, сосватала его композитором на фильм «Высота» (1957) к известному режиссеру Александру Зархи.
В то время эта работа очень хорошо оплачивалась, и надо сказать, что Родион Константинович оправдал оказанное ему доверие. Песня «Не кочегары мы, не плотники» в исполнении популярнейшего тогда актера Николая Рыбникова в одночасье стала хитом.
В это самое время в салоне Лили Брик назревали другие, не менее интригующие события. На гонорар от картины Щедрин купил себе шикарное на тот момент авто - «Победу» серого цвета (тогда вообще мало кто мог позволить себе машину). И вот однажды Брик в виде курьеза дала Родиону прослушать запись на пленке (у нее был один из первых в Москве пленочных магнитофонов), где молодая балерина, и уже прима Большого, Майя Плисецкая пела (!) музыку балета Прокофьева «Золушка». Композитор был изумлен - труднейшие мелодии воспроизводились совершенно точно и в соответствующих тональностях!
«Я - Майяман!»
Впервые Родион и Майя встретились лично, когда в том же доме принимали знаменитого французского актера Жерара Филиппа, и Щедрин играл много своей музыки. Ему, как редкому тогда обладателю собственного авто, выпала галантная обязанность развезти почетных гостей по домам. Надо сказать, что Плисецкая произвела на молодого человека (ему тогда только-только стукнуло 25) ошеломляющее впечатление - рыжеволосая, зеленоглазая, стройная как газель, с длинной шеей. Его совершенно не смутила разница в возрасте - Майя была старше на 7 лет…
Конечно же, свой маршрут сообразительный Родион Константинович составил так, чтобы Майя оказалась последней и у него была возможность пообщаться с ней наедине… Окончательно их свел балет «Конек-Горбунок», который в 1958 году решил поставить Большой театр. Здесь композитор впервые увидел Плисецкую на репетиции в тренировочном классе. «Она была в очень эффектном купальнике. - вспоминает Щедрин. - Тогда таких еще никто не носил. Я, как теперь модно говорить, «запал» окончательно!»
Хотя Плисецкая уже была очень известной балериной, она находилась под наблюдением КГБ, ее не выпускали на гастроли за рубеж, за ней постоянно следовала машина слежки. Но никакая сила уже не была способна их разлучить. После райского лета в Сортавале (Доме творчества композиторов) на Ладожском озере их свадебным путешествием стала поездка на машине Родиона из Москвы в Сочи через Тулу, Харьков, Ростов-на-Дону и др. города. Из-за того, что они не были женаты, их отказывались селить вместе в гостиницах, поэтому ночевать зачастую приходилось в «Победе». По приезду в Москву 2 октября 1958 года брак Плисецкой и Щедрина был зарегистрирован официально.
Для своей музы Родион Константинович написал множество симфонической музыки и балетов, среди которых «Кармен-сюита», «Анна Каренина», «Дама с собачкой» и др. Сам Щедрин говорит так: «Меня считают большим любителем балета. Но это не так. До сих пор балетоманом я себя назвать не могу. Я - Майяман!»
«Он продлил мою творческую жизнь, по крайней мере, на двадцать пять лет», - говорла выдающаяся балерина о своем не менее выдающемся муже.
Подготовлено по материалам рубрики «LoveStory» программы «Люди времени» канала «Время»
|