НЕКОТОРЫЕ ИЗ ПЛАТНЫХ МЕДУЧРЕЖДЕНИЙ БОЛЬШЕ СЛЕДУЮТ ЗАКОНАМ БИЗНЕСА, НЕЖЕЛИ КЛЯТВЕ ГИППОКРАТА
На днях Росстат опубликовал данные опроса, согласно которым доверие россиян к здравоохранению в стране за последние три года значительно снизилось. Доля недовольных качеством работы отечественных медучреждений выросла с 19,5% в 2011 году до 30% в 2014 году. Также почти в два раза (с 5,7% до 11,1%) увеличилась доля тех, кто считает, что необходимое лечение можно получить только на платной основе. Тем не менее, мы выяснили, и платная медицина – не панацея.
Здоровье купишь?
Законы рынка заставляют коммерческие медучреждения ориентироваться на прибыль и лишь во вторую очередь заботиться о качестве услуг. Поэтому сегодня найти хорошую платную клинику не так уж и просто.
На прошлой неделе президент фонда помощи хосписам «Вера» Нюта Федермессер опубликовала на своей странице в социальной сети Facebook пост о том, как она решила проверить достоверность сведений, указанных в рекламе клиники, предоставляющей услуги платного хосписа. Сайт этого учреждения ярко расписывает преимущества платного хосписа над бесплатным. Пациентам предлагались «лучшие условия пребывания, более высокий уровень специального ухода, наличие в достаточном количестве любых обезболивающих препаратов, повышенная комфортность палат (включая многофункциональные кровати, кондиционер, холодильник, телевизор, санузел), лучшее питание, соответствующее домашнему, приготовленное с учетом индивидуальных предпочтений каждого пациента».
Прочитав все это, г-жа Федермессер решила лично обратиться в клинику, позвонив по указанному телефону. «Говорю: маму отказываются положить в хоспис, нет места, дома не справляемся с обезболиванием, у нее пластырь Дюрогезик и морфин, можете положить к себе? У вас есть обезболивание? И у нее еще калостома и цистостома, пролежни и уход трудный, плохой характер (короче, типичный пациент нашего хосписа)», – пишет Нюта. Ответ ее разочаровал. В хосписе сообщили, что своих наркотиков у них нет, но они могут принять пациента с его собственным обезболивающим. Также у г-жи Федермессер уточнили, есть ли у нее сиделка.
В Интернете есть сайт spr.ru, на котором пациенты оставляют свои отзывы – в частности, и об этом учреждении. Интересно, что положительные отклики написаны от имени людей, которые там вылечились или получили качественную реабилитацию. Отзывы же об услугах хосписа – негативные.
«Положили папу в хоспис. С первого дня начались предложения оплатить дорогостоящее лечение, но мы отказались, т.к. у папы последняя стадия рака печени, в брюшной полости уже жидкость. Папе 84 года, его уже не вылечить, и мучить лишними процедурами незачем. Оплатили 100 тыс. рублей. Врач при каждой встрече на вопрос, что с папой, только отвечает, что мы не оплатили лечение и нечего его спрашивать о состоянии», – пишет в апреле одна из клиентов хосписа Марина.
«Все, что написано на их сайте, – неправда. Есть только выкачивание денег и вранье», – пишет в сентябре Лада Рогожина, которая надеялась, что этот хоспис облегчит жизнь ее маме с четвертой стадией рака. В итоге г-жа Рогожина оказалась недовольна уходом и врачами. В частности, ее маму самостоятельно перевели в бесплатную больницу, заявив об ухудшении состояния, при этом дезинформировав о том, в какую именно. Женщина всю ночь искала, куда же перевезли ее мать. «Остается только добавить, что за 5 дней пребывания мамы в этом заведении мы заплатили 50 тыс. рублей», – пишет она.
Количество платных услуг в стране сегодня растет. Согласно недавнему отчету Счетной палаты, их объем в 2014 году по сравнению с 2013 годом вырос на 24,2%. Примерно 11,1% населения страны сегодня считает, что качественное лечение можно получить только за деньги. К сожалению, некоторые из платных медучреждений больше следуют законам бизнеса, нежели клятве Гиппократа. Честную клинику найти не всегда легко.
О своем опыте работы в частной медицине поведала бывшая сотрудница коммерческой клиники Маргарита Преснякова. «Все лечение действительно было нацелено на получение прибыли, – рассказывает она. – Больница давала рекламу, предлагая сделать множество анализов за 2900 рублей. При таком количестве анализов у взрослого человека всегда можно найти какие-то отклонения. В результате каждого пациента начинали запугивать, доказывая, что его небольшие проблемы могут перерасти во что-то серьезное и необходимо обязательно пройти курс лечения. Хотя на самом деле человеку мог требоваться, например, просто здоровый сон в течение некоторого времени, а не принятие множества препаратов».
Их качество вызывает сомнения
В итоге, по словам г-жи Пресняковой, пациент оставлял в кассе 15–20 тыс. рублей. «Если вы видите рекламу, в которой за небольшую сумму вам предлагают сдать множество анализов, знайте – вы оставите в этой клинике гораздо больше денег», – говорит собеседница. Она добавляет, что зарплата врачей зависела от количества пациентов и тех денег, с которыми люди в итоге расставались. «Это как в магазине, когда вам стараются предложить купить еще и эту вещь, и другую. Многим врачам подобная установка руководства не нравилась», – замечает Маргарита Преснякова. Еще ее возмущал запрет руководства сообщать пациентам названия препаратов, которыми их лечат.
У Андрея Сергеева из Санкт-Петербурга есть опыт работы как в государственной, так и в частной медицине. Сейчас он является генеральным директором медицинских центров и довольно критично смотрит на бесплатное медобслуживание. «Государственный врач работает на руководство, выполнение формальных требований и стандартов, а не на пациента. В частной же медицине работают на результат, положительный отзыв от клиента», – говорит г-н Сергеев.
Он замечает, что переизбытка профессионалов в сфере пока еще нет, но конкуренция в последнее время растет. По его словам, 80% клиентов, перед тем как пойти к врачу, смотрят на отзывы в Интернете. «Конечно, везде в частных медучреждениях есть планы по прибыли. Везде у врачей небольшой оклад, и основной заработок основан на процентах. Это рыночные отношения. Выживает сильнейший», – признается г-н Сергеев, добавляя, что основная разница все же в подходах к увеличению дохода. По его мнению, если клиника строится вокруг одного врача, который заслужил уважение пациентов, то она будет бережно относиться к своему имени и бренду. Такие медцентры ориентируются на качество, а потом на прибыль. Если же клиника создается изначально как бизнес-структура, то там могут действовать совершенно иные стандарты.
Платная медицина сегодня, по мнению президента «Лиги пациентов» Александра Саверского, очень неоднородна: «Есть компании, которые чтят свое имя и традиции и не устраивают конвейера по зарабатыванию денег, а есть те, которые изначально созданы для получения прибыли». Он заметил, что, к сожалению, вторым грешат даже известные бренды. «Основной тезис против платной медицины второго типа состоит в том, что она представляет собой бизнес на страхах в условиях асимметрии информации. Человека запугивают, а потом заставляют подписывать договор на услуги. Однако пока у нас не понимают, что в данном случае воля пациента для вступления в сделку подавлена и он не способен адекватно оценивать свои действия. Человеку плохо. Ему нужна помощь, а не договор», – объясняет президент «Лиги пациентов».
По его словам, сегодня в платной медицине не менее 50% услуг являются навязанными, особенно в стоматологии. Александр Саверский опасается, что растущая популярность платной медицины приведет к ухудшению качества оказываемых услуг. «Любой бизнес стремится сократить издержки и увеличить расходы. В итоге врачи начнут преувеличивать диагнозы, сокращать качество лечения, используя более дешевые, но не всегда лучшие препараты», – заметил эксперт.
Собеседник советует при первых же сомнениях в качестве услуг платной клиники обратиться в бесплатную. «Истина будет где-то посередине», – полагает Александр Саверский.
Диана Евдокимова
|