СТОИМОСТЬ БЕНЗИНА НА АВТОЗАПРАВКАХ ПОШЛА ВВЕРХ
За прошедшую неделю бензин Аи-92 в Москве подорожал в среднем на 0,5% (до 33,13 рубля за литр), Аи-95 – на 0,5% (до 36,01 рубля за литр), дизельное топливо – на 0,2% (до 34,98 рубля за литр), свидетельствуют данные Московской топливной ассоциации. В то время как чиновники успокаивают автомобилистов и обещают, что повторения бензинового кризиса не случится, опрошенные эксперты уверены, что дальнейшего роста цен на топливо не избежать.
Цены на горючее погорячились
Это связано с ограничением поставок нефтепродуктов из Белоруссии, с нефтяным налоговым маневром правительства, ослаблением рубля и сезонным ростом спроса на топливо.
Бензин дорожает не только в Москве, но и по всей России. Согласно средним показателям по стране Аи-92 прибавил за неделю 0,2% и теперь литр стоит 32,48 рубля, а Аи-95 – подорожал на те же 0,2% (его средняя цена подросла до 35,2 рубля за литр).
Начавшееся удорожание топлива на АЗС не стало сюрпризом для специалистов. Еще в январе вице-премьер Аркадий Дворкович сообщил, что правительство сохраняет прогноз роста цен на бензин и дизельное топливо в 2015 году на уровне 10%. При этом Росстат подсчитал, что за 2014 год потребительская стоимость бензина увеличились на 8,9%. По данным Федеральной антимонопольной службы, с начала 2015 года рост цен на бензин в России был ниже темпов инфляции.
ФАС продолжает отслеживать ситуацию, однако полагает, что резких колебаний цен на бензин больше не ожидается. При этом, напомним, за последние годы ФАС уже возбуждала несколько волн антимонопольных дел против крупнейших нефтяных компаний за завышение цен на топливо. В целом нефтяники были оштрафованы на сумму, превышающую 15 млрд. рублей.
Павел Щипанов, руководитель аналитического отдела Romanov Capital, назвал три причины роста цен на московских и региональных заправках на этой неделе. Во-первых, в начале лета ежегодно происходит повышение стоимости оптового приобретения бензина топливными компаниями, что спустя несколько недель отражается на его стоимости на заправках. Во-вторых, в мае закончились плановые ремонтные работы на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), которые привели к сокращению объемов запасов в резервуарах, спровоцировав рост спроса на бензин и, как следствие, его стоимости. В-третьих, начало дачного и курортного сезона приводит к увеличению объемов потребляемого бензина до конца августа.
В это же время начинаются и сельскохозяйственные работы, что также влияет на рынок.
Другие эксперты видят основную причину происходящего в изменении налоговой политики. «В 2015 году в силу вступили новые правила налогообложения, в результате принятия которых экспортная пошлина снизилась на 100–110 долларов. Для топливных компаний это послужило дополнительным стимулом работать на экспорт, за счет чего сократились предложения на внутреннем рынке», – пояснил Алексей Тузов, первый вице-президент компании «АвтоСпецЦентр».
А первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова отметила влияние белорусского фактора: «Государство сейчас находится в трудной ситуации, ведь Россия нуждается в поставках бензина из союзной Белоруссии, которые сейчас сильно сократились. Между Москвой и Минском было заключено соглашение о поставках в республику сырой нефти без экспортных акцизов в обмен на бензин с белорусских НПЗ. Проблема заключается в том, что сторонам не удалось согласовать цену, которая могла бы устроить и Россию, и Белоруссию».
При этом собеседница опасается того, что от подорожания бензина пострадают не только автовладельцы, но и остальные категории потребителей. Ведь стоимость топлива входит в стоимость буквально всех продуктов и товаров в стране.
Сергей Путилов
|