ЗА ВЫРВАННЫЙ ЗУБ НОРВЕЖЦЫ ОТОБРАЛИ РЕБЕНКА
Органы опеки Норвегии в совершенно анекдотической ситуации отобрали у россиян сына. Нам стали известны подробности того, как гражданам России пришлось восемь месяцев отстаивать свое право на воспитание родного ребенка.
Киднепинг именем короля
Сергей Шионок по профессии судовой механик. Как и многие другие моряки, он не раз работал в составе смешанных экипажей, тем более и в Мурманске, и в Архангельске немало представительств североевропейских компаний. Так поступили и в этот раз. Вместе с женой Сергей решил на время работы поселиться в Норвегии. С собой супруги взяли детей - пятилетнего сына Оскара и совсем еще крошечную дочь Александру.
Все в семье было нормально ровно до того момента, пока мама не решила вырвать Оскару молочный зуб. Обычная для нас ситуация: обвязали ниткой и без того шатающийся зуб - и... Мальчик поделился новостью с товарищами. Норвежцы поняли этот «трюк» по-своему и сообщили в органы опеки о том, что мать выбила ребенку зуб, а местные специалисты раздули эту историю до предела, инкриминируя Наталье Шионок регулярные избиения сына. Оскара отобрали силой, несмотря на то что члены семьи не являются подданными северного королевства.
Дальше события развивались как в детективе о похищении ребенка. Оскара увезли в неизвестном направлении и передали в приемную семью. Родителям о месте нахождения мальчика сообщать отказались. Свою правоту им предложили доказывать в суде.
- Наталья в буквальном смысле слова впала в отчаяние, - рассказывает бабушка Оскара Галина Шарикова. - История вызвала широкий общественный резонанс. Совершенно незнакомые люди из Германии, Израиля и других стран звонили, чтобы выразить нам поддержку.
Обсуждали происшедшее и в самой Норвегии. Немало для этого сделали представители русской диаспоры, которые помогли семье Шионок сориентироваться в ситуации. Для русскоязычных жителей Скандинавии подобное положение вещей отлично знакомо. На слуху две другие громкие истории, когда органы опеки поддерживали скандинава, пытавшегося отобрать семилетнего сына у россиянки, или когда решалась судьба ребенка Натальи Медведевой, убитой мужем-норвежцем. Самое интересное, что и среди норвежцев хватает тех, кто критически оценивает работу органов опеки.
- Это стало типичным для Норвегии, - рассуждает норвежский правозащитник Кнут Миребё. - Явление, ничем не отличающееся от кражи детей, этакий государственный киднепинг. О каких правах человека можно говорить?
После долгих мучений мальчика вернули
Неудивительно, что за последние три года наша страна упала по уровню их соблюдения до Таджикистана и Чада.
Разбирался в истории с Оскаром и уполномоченный по правам ребенка в РФ Павел Астахов. Он провел специальную встречу с послом России в Норвегии и с представителями МИДа. Дипломаты пообещали оказать семье правовую поддержку.
Тем временем супруги Шионок наняли адвоката, который опротестовал решение госслужб Норвегии и предложил отдать ребенка в родную семью на время расследования. Норвежские власти сделали ответный ход - стали настаивать на проверке отношений родителей с младшей дочерью Сашей и угрожали изъять из семьи и ее.
Суд так и не разрешил вернуть Оскара в родную семью хотя бы на время. Бедные родители надеялись, что им позволят хотя бы видеться с ребенком, но в свидании было отказано: мальчик якобы заболел ветрянкой, хотя, по словам родителей, малыш уже переболел ею, а значит, выработал иммунитет. В конце концов встреча состоялась... под присмотром переводчика и представителя органов опеки.
- Наталье и Сергею дали пообщаться с сыном всего два часа, - говорит бабушка Галина Шарикова. - Встреча состоялась в гостинице недалеко от Тромсе. Мальчик ничего особо не рассказывал, кроме того, что учится и играет в футбол, хотя обычно он словоохотлив. Болел ли он на самом деле, мы так и не узнали. Под конец Оскар расплакался и сказал, что хочет к маме и папе.
Родители Оскара подали очередную апелляцию, сменили местного адвоката на русского, и норвежская Фемида несколько потеплела. На очередном заседании судья положительно отозвался о родной семье Оскара и порекомендовал органам опеки помочь отцу и матери.
Ага, щас! За что боролись? Мальчика оставили в приемной семье. Родителям посоветовали пройти специальные психолого-педагогические курсы. Супруги Шионок так и сделали. Впрочем, норвежскую сторону это не убедило. Тогда родителей Оскара отправили еще на одни курсы - американские. Выбора у семьи мальчика не было: любое возражение с их стороны могли расценить как подтверждение вины.
По окончании обучения родителям Оскара были выданы бумаги и хорошие характеристики. Норвежские органы опеки позитивно восприняли это известие и готовятся передать мальчика из приемной семьи в родную.
Ничего удивительного, если у кого-то после этой истории вырастет еще один зуб на наших скандинавских соседей.
Марина Калинина
|