ТАБУРЕТКИ СКОРО РОССИЯНИНУ БУДУТ НЕ ПО КАРМАНУ
С 1 июля вступает в силу новый закон об учете древесины и сделок с ней. Если вы собираетесь приобретать кухонную мебель, строить загородные домики или баньки и вообще покупать изделия из дерева, то теперь это обойдется вам гораздо дороже.
Лес рубят - цены летят
Изначально закон задумывался исключительно с благими намерениями - повысить прозрачность оборота леса. Вводится государственный учет всех заготовленных в лесу бревен и хлыстов, а также всех сделок по покупке и продаже древесины - эти данные будут вноситься в Единую государственную автоматизированную систему (ЕГАИС), которая заработает как раз с 1 июля. С этого момента любой желающий сможет зайти в систему и узнать, например, законно ли проводятся рубки в лесу возле его дачного участка.
Сейчас же без соответствующего учета процветает незаконная рубка леса, уверяют инициаторы принятия закона. Заместитель генерального директора ФГУП «Рослесинфорг» Александр Мариев приводит статистику лесной отрасли за прошлый год: объем незаконной вырубки древесины составил 1,3 млн кубометров, выявлено 18 тыс. фактов незаконной рубки, найти «черных дровосеков» удалось только в 56% случаев. В результате было возбуждено 12 тыс. уголовных дел, к ответственности по ним привлекли 3 тыс. порубщиков, еще 3 тыс. порубщиков - к административной ответственности.
Невозможно поставить инспектора у каждого пня. Поэтому авторы закона решили использовать мировой опыт и поставить экономические барьеры. «Иначе незаконные рубки победить нельзя». Что за барьеры? В первую очередь невозможность сбыта левой древесины. «Закон создает специальные условия для покупки древесины, когда известен продавец древесины, рубки, делянки, влезть в законную схему очень сложно», - говорит Мариев.
Лесозаготовители и другие участники лесного рынка с этим согласны на все сто: влезть в законную схему действительно очень сложно. Только вкладывают они в это прямо противоположный смысл. Многие в ЕГАИС так и не смогли зарегистрироваться, в ряде регионов система настолько сырая, что просто не работает.
Предприниматели Ленинградской области приводят в качестве примера свой собственный опыт. Они пытались зарегистрироваться в ЕГАИС несколько месяцев, пока наконец не наняли для этой цели системного администратора: «Без него не могли зайти. Но трейдеры до сих пор в подвешенном состоянии...»
Кризис, состряпанный собственными руками?
С таможней разборки тоже начнутся нешуточные. Согласно новому закону, каждое бревно, вывозимое за границу, должно иметь бирку с номером и указанием юридического лица либо фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя, индивидуального номера налогоплательщика, номера декларации о сделке с древесиной и так далее.
Бирка должна жестко крепиться к стволу, быть устойчивой к атмосферным воздействиям, а информация на ней не должна стираться или исчезать. Предполагались бирки со штрихкодом. В итоге никаких штрихкодов. Лесозаготовителям велели самим изготавливать и наклеивать бирки. Вот и наклеивают кто во что горазд. Тут же выяснилось, что «материал бирок и метод их крепления отнюдь не обеспечивают устойчивость к снегу, дождю и ветру», жалуются таможенные органы. Многие предприниматели и вовсе решили использовать в качестве бирок листы из блокнота. Понятно, что это до первого дождя.
Новая декларация о сделках с древесиной - еще одна головная боль участников рынка. Заполнить ее самому почти невозможно, а нанимать специально обученного человека не по карману. Объем декларации 50 листов. Для индивидуального предпринимателя, делающего, например, табуретки из дерева, заполнение такой декларации ставит под угрозу весь бизнес.
Новый закон предписывает возить лес в открытых железнодорожных платформах, чтобы проверяющие органы могли осмотреть все бревна и прочитать все бирки. Но такого количества открытых платформ в России просто нет! Сейчас большую часть древесины возят в закрытых и полузакрытых вагонах.
Прогноз экспертов неутешительный: новый закон может «закупорить» рынок древесины, одни компании приостановят заготовку и продажу леса, другие обанкротятся. В итоге цены на деревянные изделия поползут вверх. А власти опять все свалят на санкции и экономический кризис. Кризис, состряпанный собственными руками?
Аделаида Сигида
|