В ТЕХ ПЕСНЯХ ЕСТЬ РОМАНТИКА СОЗИДАНИЯ И ОБЩЕГО ДЕЛА
Варя Визбор — актриса и певица. И любовь к музыке, и тягу к лицедейству она, похоже, унаследовала от знаменитого деда, Юрия Визбора. И песни его она исполняет часто — правда, совсем в иной манере. Наш разговор проходит накануне очередного, уже 81-го дня рождения одного из главных советских романтиков. Впрочем, дело не в датах. Просто интересно поговорить с человеком, для которого понятие «связь поколений» — не пустой звук.

Дедушкины гены сказываются


— Варвара, как, по-вашему, жилось бы Юрию Иосифовичу сегодня, когда прилагательное «прагматичный» является едва ли не высшей характеристикой человека?
— Я бы ответила так: его судьба и сейчас складывается счастливо: то, что он делал в ХХ веке, остается необходимым для многих людей. Иногда случаются вспышки повышенного интереса, как в прошлом июне, на юбилейной волне. Пресса и телевидение, конечно, особенно реагируют на круглые даты. Но память о человеке, интерес к его творчеству измеряются все-таки не публикациями и не передачами на ТВ, а тем, насколько он присутствует в жизни обычных граждан. Так вот, песни деда по-прежнему поют и слушают самые разные люди в самых разных обстоятельствах — я знаю это точно.

— Вы своего деда не застали. Как вы узнавали его? Чего в этом узнавании было больше — рассказов тех, кто его знал, или собственного поиска ответа на вопрос, каким он был?
— У нас в семье не было культа дедушки. Мне никто никогда не говорил банальности вроде того, что я должна хорошо учиться, потому что у меня был такой знаменитый дед и я ношу известную фамилию. Я знала, кто он, слышала, как о нем говорят старшие, но для меня он был просто вышедшим из дома дедом — веселым, отважным, добрым. А известный журналист, актер и автор песен — с этим я уже потом разбиралась. В подростковом возрасте я начала расспрашивать о нем и маму, и тех, кто с ним дружил. Я всерьез увлеклась музыкой, и мне стало очень интересно, как и почему он написал свои песни, откуда они возникали. Случалось и такое: услышу где-то песню, дома напою, спрашиваю домашних, не знают ли они слов (интернет тогда не существовал в нынешнем размахе), а мне в ответ: так это же написал твой дедушка! Так было с «До свиданья, дорогие», «Ночной дорогой», «Фанскими горами»...

— Бардовская песня золотое время пережила в 1960-1970-е. Тем, кто жил в те времена, она будет дорога до последнего вздоха, но для большинства молодых — это такая себе замшелая архаика. Тем не менее вы пробуете передать им эти песни в другом ключе. Получается?
— Песня живет ровно столько, сколько имеет отклик у слушателя. И если можно продлить этим песням жизнь, стоит попытаться. Мы с контрабасистом Сергеем Хутасом осуществляем музыкальный проект под названием «Визбор V.S. Хутас»: даем концерты, записали дебютный альбом «Земляника», куда вошло несколько песен Юрия Визбора. Меняется музыкальная подача, но ведь слова остаются прежними — и, уверяю, они по-прежнему находят путь к слушателям. Я же вижу, как светлеют у них лица. Они на многое в своей жизни начинают смотреть другими глазами.

Да, эти песни не ротируют на радиостанциях, а «Муз-ТВ» не снимает на них клипы, но это вовсе не означает, что «думающая» песня никому не нужна. Люди разные, и это нормально. Кто-то идет на попсовый концерт на стадион, кто-то — в джаз-клуб к Игорю Бутману, кто-то — в консерваторию. Где слушателей больше? Но стоит ли скрупулезно подсчитывать — в музыке цифры не главное. Всегда в цене настоящее, подлинное. Классика!

— Музыкальную подачу визборовских, да и других бардовских песен изменить, конечно, можно. Но мне кажется, проблема не в музыке, а в словах. В тех песнях есть романтика созидания и большого общего дела. Да и фон, на котором все происходит, совсем другой, не сегодняшний: горные пики, порожистые реки, непроходимая тайга, великие стройки. Сегодня, согласитесь, совсем иные ценности и обстоятельства.
— Думаю, похожие разговоры и споры происходили и полвека назад. Всегда есть те, кто парит, и те, кто старается не отрываться от грешной земли. Но истые, беспримесные романтики, бессребреники встречаются в любые времена. Даже в нынешние. Просто их не может быть много. К тому же они, как правило, люди негромкие, стараются не засветиться. Вот и кажется, что они давно ушедшая натура. Но это не так. А вообще-то мы встречаем на своем пути то, что сами ищем, чего сами ждем: Сказать по правде, я так философствую нечасто, разве что когда на природу выбираюсь. А тут разошлась. Наверное, дедушкины гены сказываются.

— А вам не кажется, что из песен сегодня исчезли стихи — остались одни «тексты»? Может, поэзия нынче человеку не очень-то нужна?

— Еще как нужна! Поищите в Сети стихи Анны Ретеюм — это первое имя, что пришло на ум... Нет, хорошие поэты есть и сегодня, просто они не так знамениты, держатся в тени, не тиражируются миллионами. Ну так и что из этого? Мы привыкли слушать, читать и смотреть по подсказке, навязанной извне. Но в жизни человека обязательно случаются дни, когда он начинает прислушиваться к себе, к своей душе. На этот случай и существует поэзия.
У многих нынешних авторов песенных текстов, не исключено, лежит под подушкой томик Ахматовой, которую они читают, оставшись наедине с собой. А в заветной тетрадке — собственные стихи, написанные для друзей. Но продать их, наверное, нельзя.

— Это вы про то, что вдохновение приходит и уходит, а кушать хочется всегда? Как вы думаете, о чем бы пел сегодня Юрий Визбор?

— Ох, трудный вопрос. Мир очень изменился. У деда было обостренное чувство времени. И все же главные его темы нисколько не устарели, для многих они все так же важны: любовь, дружба, стремление реализовать себя. Так что своего слушателя он обязательно нашел бы.

— Как сохранить в семье ниточки между поколениями? У вас, Визборов, есть совет?
— Боюсь, ничем оригинальным я вас не удивлю. Эту самую ниточку мы получаем только от близких. Дети видят, как их родители относятся к дедушкам-бабушкам, любят их или нет: Мне, повторю, никогда не навязывали историй о дедушке или бабушке (Ада Якушева — первая супруга Юрия Визбора, поэтесса и журналистка). Они как-то сами собой возникали — мама находила подходящий случай. Семейные истории можно передавать только так, как это происходило и 100, и 200 лет назад: в доверительном тихом разговоре старших с младшими, когда одному интересно говорить, а другому хочется слушать.

Виктория Пешкова

Комментарии наших читателей

Добавить комментарий

Ваше имя:
Сообщение:
Отправить

Июнь 2015

Специальное предложение

В.С и Наталья Желнорова

 

Читать книгу
Натальи Желноровой

"ГОРЕЛА ВРЕМЕНИ СВЕЧА" 
 

Читать книгу
Владимира Савакова и
Натальи Желноровой
"НОЧНОЙ ДИКТАНТ"

 

Читать книгу
Владимира из п.Михнево
"ТЫ ОТКРОВЕНИЯ УСЛЫШИШЬ
ИЗ ПОТАЕННОЙ ГЛУБИНЫ"

 

Дом-Усадьба Юрия Никулина открывает свои двери! 

 

РОССИЙСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНСТВО 


 

Если вы хотите оказать нам помощь в развитии сайта и нашей благотворительной деятельности - разместите наш баннер на вашей страничке!




Органайзер доброго человека

Вывезти на свежий воздух и весеннюю прогулку свою семью.
Пригласить в гости старого друга.
Позвонить маме и отцу.
Отдать книги, диски и игрушки многодетной семье.
Помочь безработному соседу устроиться на работу.
Поговорить о жизни с сыном.
Оплатить (хоть раз в год) квартиру бедного родственника.
Подарить жене цветы.
Подумать о своем здоровье.
Отдать давние долги.
Покормить птиц и бездомных собак.
Посочувствовать обиженному сослуживцу.
Поблагодарить дворника за уборку.
Завести дневник для записи своих умных мыслей.
Купить диск с хорошим добрым фильмом.
Позвонить своей любимой учительнице.
Поближе познакомиться с соседями.
Помолиться об умерших родных и друзьях.
Пожелать миру мира и любви!