КАК ВЕРНУТЬ ДЕНЬГИ ЗА ИСПОРЧЕННЫЙ ОТДЫХ?
Новогодние каникулы — время, когда многие из нас отправляются в путешествия. Однако в этом году российским туристам пришлось несладко: одно за другим закрываются популярные для отдыха направления, и в последний момент приходится сдавать билеты. Но как вернуть деньги за испорченный отдых? Об этом рассказала адвокат Наталья Бокова.
Отпуск без гарантий
Тем, кто решил вернуть деньги за приобретенную путевку, следует поторопиться. Дело в том, что турагентство может оказаться неплатежеспособным: желающих вернуть деньги за несостоявшийся отдых предостаточно. А большую часть средств, уплаченных клиентами, туроператоры уже перечислили турецким и египетским партнерам за бронирование отелей и авиаперелеты.
Шаг первый
Для того чтобы вернуть свои деньги, необходимо написать обращение к турагентству о намерении расторгнуть договор, ссылаясь на Федеральный закон о туристической деятельности и Закон о защите прав потребителей. Согласно им, в случае возникновения угрозы безопасности жизни и здоровью, граждане могут получить стопроцентную компенсацию потраченных на отдых средств. Правда, с одной оговоркой: возникновение такой угрозы должно быть подтверждено заявлением компетентного органа. В настоящее время оно размещено на сайтах Министерства иностранных дел России и Ростуризма.
Обращение должно быть написано на имя руководителя туристического агентства. В нем необходимо указать номер и название договора, подтверждающих оплату путевки.
Пишется оно в двух экземплярах, на которых представитель турагентства обязан поставить свою подпись и печать своей компании. Это станет гарантией, что ваше заявление принято к рассмотрению. Обращение также можно отправить заказным письмом с уведомлением.
Шаг второй
По закону заявление должно быть рассмотрено в течение 10 дней с момента получения. При отсутствии ответа или при отказе туристической компании вернуть деньги следует обратиться в суд. В этом случае вам понадобится помощь адвоката.
Он поможет составить жалобу и проконсультирует куда стоит обращаться, чтобы ваши требования были удовлетворены. Адвокат составит иск, с которым можно отправиться в суд, которых турагентства боятся как огня. Дело в том, что в случае решения вопроса в пользу туриста, помимо стоимости путевки, с турагентства могут потребовать оплаты услуг адвоката. А если возврат денег в добровольном порядке со стороны агентства не произведен, то за каждый просроченный день с момента обращения в пользу туриста могут взыскать три процента от общей стоимости отдыха. Однако неустойка не может превышать размера самой путевки.
Шаг третий
Когда все формальные процедуры пройдены и туроператор готов вернуть деньги за несостоявшийся отдых, происходит следующее: туроператор возвращает деньги на расчетный счет турагентства, с которым клиент заключал договор, а оно, в свою очередь, — туристу наличными, либо на его расчетный счет.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Юрий Барзыкин, вице-президент Российского союза туриндустрии:
- Страхование туристов от невылета — услуга, которую предоставляет практически любая страховая компания и которую клиент оплачивает добровольно. Но выплата происходит, если оператор не выполнил обязательств. Однако в случае Турции и Египта надеяться на это не стоит. Дело в том, что эти направления были закрыты не по вине туроператора.
ВАЖНО ЗНАТЬ
Туристы очень часто сталкиваются с тем, что турагентства отказываются возвращать деньги, предлагая альтернативный вариант отдыха. Это вполне законно. Чаще всего клиенты получают предложения отправиться в Юго-Восточную Азию или Вьетнам. Однако путевки в эти страны стоят дороже. Поэтому за такой отпуск придется доплатить или же сократить время отдыха, чтобы уложиться в сумму, потраченную на путевку в Турцию.
Все возможные альтернативные предложения можно получить только по месту покупки тура. Варианты у каждого турагентства разные, единого алгоритма по разрешению сложившейся ситуации нет. При этом в туристической компании можно высказать свои пожелания по изменению тура. Не исключено, что вас попросят их сформулировать в письменном виде. Это не только законно, но и поможет избежать непонимания со стороны турагентства. А самое главное, как только будет найдена альтернатива, необходимо проконтролировать, чтобы соответствующие изменения были внесены в договор. Сотрудники компании должны выдать вам на руки его новую редакцию или соответствующим образом оформленные приложения к нему.
КСТАТИ
Законодательство делит некачественно оказанные туристические услуги на имеющие существенный недостаток и имеющие незначительный дефект. За первые возможна полная денежная компенсация, а за вторые — только частичная компенсация. Но в обоих случаях можно смело жаловаться на ненадлежащее качество услуг в Роспотребназдор, который наказывает нерадивых туроператоров.
Ольга Соколова
|