В БУРЬЯНЕ У НИХ ОТЛИЧНО РАСТУТ ОВОЩИ БЕЗ «ХИМИИ»
Молодая семья экоархитекторов оставила шумный Днепропетровск, поселившись на окраине тихих Кобеляк Полтавской области. Местных жителей переселенцы удивляют своим образом жизни. В маленьком райцентре Кобеляки Бульковы слывут чудаками. Когда они сносят на свой небольшой земельный участок скошенный соседями бурьян, чтобы делать компост, те лишь посмеиваются. Землю молодая семья вообще не пашет, что тоже вызывает у многих недоумение. А Костя с Машей называют это органическим земледелием.
Удивляют своим образом жизни
В бурьяне у них отлично растут овощи, которые не знают, что такое «химия». Вместо картошки Бульковы сажают деревья — сортовые фруктовые и декоративные, причем не только на приусадебном участке, но и в округе. А прошлым летом Константин удивил народ тем, что самостоятельно складывал каркас крыши будущего дома из бревен по старинным плотницким традициям, без применения гвоздей — чтобы влага не разрушала материал в месте повреждения дерева сталью. Очень долго возился, но лишь половину работы сделал. Люди не понимают такого — ведь можно было нанять бригаду плотников, и они за пару дней справились бы с заданием.
Еще один «сюрприз» Бульков приготовил на следующий год. Он собирается обкладывать кирпичные стены дома соломенными тюками и из них же строить мансардный этаж.
— Девятьсот пятьдесят тюков должно хватить, — показывает свое богатство, укрытое голубой клеенкой, 29-летний Константин Бульков, выпускник архитектурного факультета Приднепровской государственной строительной академии.
— Какие плюсы экодома? Есть научные исследования, подтверждающие, что в домах, построенных из железобетона, человек полноценно не отдыхает, что, соответственно, сказывается на состоянии его здоровья. К тому же за десять лет эксплуатации бетон, так же, как и силикатный кирпич, пенопласт эконом-класса, серьезно теряют свои качества. А экодом добавляет здоровья: в нем легко дышится, спится. К тому же солома сохраняет свои свойства на протяжении всего срока эксплуатации. Самому старому соломенному дому, существующему на сегодня, около 150 лет. Уверен, в будущем экологичность станет первым требованием индивидуального жилищного строительства.
Мечту жить в экологически чистой местности, в собственном экологически чистом доме и питаться экологически чистыми продуктами супруги Бульковы вынашивали давно.
— Мы устали от большого города, — рассказывает 28-летняя Мария, собирая на стол обед из этих самых натуральных продуктов. — Чтобы выбраться из мегаполиса на велосипеде, нужно было минут 40 ехать в огромном транспортном потоке и дышать выхлопными газами. Особенно остро это ощутила, когда ждала появления своего первенца. Мне надо было больше пребывать на чистом воздухе, но я его попросту не находила. Появился Леша, и проблема обострилась. Негде было погулять с ребенком, кроме как в тесном дворике среди высоток! Ради его здоровья начали искать другое место для жизни. Хотелось, чтобы рядом были лес и речка. Поездив по Украине в поисках заветного места, остановились на Кобеляках.
Счастливы в своем «шалаше
Теперь Бульковы живут на месте бывшего хлева для коз — достроили к купленному кирпичному сараю просторную комнату, сложенную из соломенных тюков, которая служит и спальней, и гостиной, и детской. Особый шарм жилью придают неровности стен изнутри. Костя с Марией специально не стали выравнивать и закрывать свои побеленные стены. Полы хозяин настелил из натурального дерева, оставив возле плиты полоску незакрытого участка из глины — в противопожарных целях. Бульковы топят дровами, поскольку тянуть газопровод дорого и оплачивать газ недешево. Когда топится плита, Маша использует горячую духовку для приготовления пищи. Говорит, тогда еда приобретает особый аромат.
В таком доме даже младший полуторагодовалый сын супругов Мирослав бегает босиком и не болеет.
— В прошлом году на отопление дровами у нас уходило порядка трехсот гривен в месяц, — делится секретами выживания в условиях «ненавязчивой цивилизации» Мария Булькова. — И оба наших сына бегали по хате в футболках. Тем временем соседи натягивали на себя все, что можно, поскольку газ экономили, а платили вдвое-втрое больше. Сейчас, наоборот, многие жгут газ днем и ночью, лишь бы счетчик намотал определенные государством кубометры, на которые полагается субсидия. А полезный коэффициент действия нашей печки остается неизменным в любую погоду и при любой экономической ситуации — она остывает за четверо суток.
А еще у супругов можно поучиться здоровому образу жизни. Уже три года, с момента переезда в Кобеляки, они не употребляют мяса, заменив его растительными белковыми продуктами. Пьют чаи из лекарственных трав, не употребляют сахара, забыли о конфетах и шоколаде, отказались от многих покупных продуктов, в том числе от хлеба. Это и дешевле, и здоровее. Костя, кстати, научился печь вкуснейший хлеб на закваске собственного приготовления, без дрожжей. Летом печет буханки в сложенной на подворье печке, там же выпекает и пиццу, пахнущую дымком.
Вот только на велосипедные прогулки, которые они так любили раньше, времени у экопоселенцев почти не остается.
Анна Волкова, Полтава
|