НЕ ХОТИТЕ – ЗАСТАВИМ СМОТРЕТЬ ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ФИЛЬМЫ
На IV Санкт-Петербургском культурном форуме в торжественной обстановке «эстафету» от Года литературы к Году кино передал министр культуры Владимир Мединский. Как сообщает пресс-служба Минкульта, из государственного бюджета на проведение Года кино выделят почти 1,5 млрд. рублей. Мы опросили некоторых актеров и режиссеров, чтобы понять, чего ждут от профильного года сами кинематографисты.
Не в кино корм
Зрительский интерес к отечественному кино упал настолько, что впервые с 2003 года ни один российский фильм не попал в десятку самых кассовых фильмов в нашей стране – это при рекордном числе релизов. В отсутствии интереса Минкульт обвиняет иностранное кино и потому продвигает идею квотирования наших фильмов по принципу «не хотите – заставим». Кинотеатры, предвидя экономический крах, всячески от этой затеи уклоняются.
При этом Минкульт же ужесточил получение прокатных удостоверений, из-за которых ряд талантливых российских лент просто не дошли до зрителя. Но представители Министерства культуры упорно продолжают говорить о том, что ситуацию исправит настоящее патриотическое кино, к которому потянутся зрители. Дело еще и в том, что сами кинематографисты и Минкульт по-разному понимают, что такое «патриотическое кино».
«Патриотическое кино, на мой взгляд, – это такие фильмы, как «Деточки». Эта картина призывает непримиримо бороться со злом, с коррупцией, черствостью и беспринципностью. Это, кстати, именно то, к чему призывает нас наша власть. Поэтому Министерство культуры должно поддерживать острое социальное кино, которое затрагивает реальные проблемы нашей жизни, чтобы искусство помогало изживать недостатки, делать нашу жизнь честнее. Это и будет патриотическое кино, кино, в котором есть гражданская позиция», – считает режиссер Дмитрий Астрахан.
Режиссеры скептически относятся к идее проведения Года кино. «Ну знаете, фильмов мало, а чиновников много – надо чем-то заняться, – сказал режиссер Александр Митта. – От Года кино я ничего не жду, а чего можно ждать? Я жду, что государство построит кинотеатры или начнет так управлять кинотеатрами, чтобы в них можно было показывать и российские фильмы».
О помощи кинотеатрам из такого внушительного бюджета Года кино пока ничего конкретного не говорится. Но в начале декабря Фонд кино объявил конкурс для организаций, которые занимаются кинопоказом в населенных пунктах с менее 100 тыс. жителей. Фонд выделит этим организациям 700 млн. рублей на покупку оборудования в кинозалы. Основная задача конкурса – создание кинотеатров в населенных пунктах, в которых до этого не было возможности смотреть кино на большом экране. Средства будут выделяться на покупку нового цифрового и звукового оборудования, киноэкранов, системы для 3D-показа, кресел, программно-аппаратных средств, а также на установку этого оборудования.
На нас обрушится только пропаганда
Несложно заметить, что государство щедро выделяет деньги на кино уже «проверенным» режиссерам, зачастую игнорируя дебютантов. Так, Владимиру Бортко Минкульт в этом году дал 640 млн. рублей на фильм «Душа шпиона», из которых в прокате удалось отбить лишь 1,2 млн.
«Пока у нас все идет по совершенно внятной намеченной линии, и каких-то изменений в ближайшее время не предвидится, поэтому я думаю, что и 2016 год будет не прост для российского кинематографа. По крайней мере, для каких-то новых имен, для новых авторов, потому что у нас рынок занят игроками постоянными, игроками сверхпрофессиональными, знающими инструментарий, которым нужно пользоваться, для того чтобы иметь успех на этом рынке», – рассказал режиссер Андрей Анненский, ученик Вадима Абдрашитова, победитель Международного фестиваля ВГИК этого года.
Одним из удачных российских проектов был сериал Валерия Тодоровского о кинематографистах. О важности поддержки молодых кинематографистов сказала и директор кинофестиваля «2morrow/завтра», актриса Ольга Дыховичная: «Я бы хотела, чтобы на федеральном уровне был принят закон, который дает возможность дебютным короткометражным фильмам быть показанными без прокатного удостоверения. Это бюрократическое ограничение очень влияет на спонтанную жизнь в дебютном кино.
Странно требовать прокатное удостоверение от фильма, который сняли молодые люди без юридического лица и делая это за свои деньги. Я бы хотела, чтобы на этом уровне государство не мешало жизни кино. Понятно, что это некое препятствие, которое, наверное, фильм может и обойти, но тем не менее – зачем оно нужно и зачем тратить силы на обхождение препятствия?»
Незаживающей раной остается отсутствие в России настоящего музея кино и синематеки. Номинально музей кино у нас существует – в одном из дальних павильонов ВДНХ, летом там показывали «Свинарку и пастуха» и удивлялись, почему нет аншлагов. А того музея кино с командой профессионалов, которые проводили ретроспективы, показывали редчайшие фильмы для синефилов и делали программы для школьников и студентов (то есть восполняли пробел, оставленный государственной учебной программой, которая вообще не уделяет внимания кинематографу) – больше нет. Год кино проводит страна, изжившая музей кино, который возглавлял один из самых известных в мире российских киноведов, крупнейший специалист по творчеству Эйзенштейна – Наум Клейман.
«Мы запускаем создание музея кино, которого не было более 15 лет, выделен павильон на ВДНХ, это будет не просто музей, это будет центр пропаганды российского кино», – отметил министр культуры Владимир Мединский. То есть министр культуры РФ заявил, что музея Наума Клеймана, который с легкой руки председателя Союза кинематографистов лишился своего здания на Красной Пресне и все 15 лет исправно проводил кинопоказы, выставки, приглашал иностранных режиссеров, не имея при этом своего собственного дома, – просто не было. И не будет, потому что вместо показов Антониони или Годара на нас обрушится «пропаганда российского кино».
Евгения Тюлькина
|