КАВАЛЕРЫ ЗОЛОТОЙ ЗВЕЗДЫ
До революции в декабре наша страна отмечала своих лучших сынов - георгиевских кавалеров, сейчас - Героев России. В этом смысле семья Тарелкиных уникальна. Игорь Евгеньевич и Евгений Игоревич Тарелкины, отец и сын, оба - кавалеры Золотой звезды. Отец - испытатель парашютов и катапульт. Таких специалистов в стране единицы. Сын - 115-й космонавт России, в 2012-2013 годах он почти полгода провел на МКС.
ОТЕЦ
Игорю было девять лет, когда прозвучало гагаринское «Поехали!». Фамилии первопроходцев космоса тогда знал каждый мальчишка. Потом он много читал об авиации, а «Небо Балтики», «Истребители» и другие фильмы о летчиках смотрел десятки раз. Надо ли удивляться, что, окончив в 1969 году школу в подмосковном Дмитровском районе, Игорь поступил в Харьковское военное авиационное училище.
По распределению попал в Забайкалье. Потом полтора года в Афганистане, 258 боевых вылетов в составе экипажа вертолета Ми-8, каждый из которых мог стать последним.
Если позволяла погода, то экипаж делал 5-6 вылетов в день. Старший лейтенант Тарелкин не считал, сколько раз вывозил его экипаж с дальних постов раненых, но в том, что многих спасла именно вовремя прибывшая вертушка, нет сомнений.
После командировки на войну офицер поступил в Военно-воздушную академию имени Н.Е. Жуковского. По окончании был направлен в единственный в стране Государственный летно-испытательный центр имени В.П. Чкалова (ГЛИЦ), который справедливо называют храмом военной науки.
Группа средств спасения экипажей летательных аппаратов и парашютно-десантной техники в Советском Союзе считалась секретным подразделением. Она была организована в 1936 году.
Штат подразделения был невелик, людей подбирали из всех частей ВВС. Перед зачислением в группу в 1985 году Тарелкин выдержал жесткий конкурс: на одно место претендовали четыре человека. К этому времени на его счету были уже около 500 прыжков и опыт работы в спасательно-поисковой десантной группе авиационного полка в Афганистане.
Так началась его многолетняя работа в ГЛИЦ. Со временем принял командование группой и возглавлял ее 16 лет. «Есть такая статистика - раз в семь лет погибал кто-то из испытателей. А мы не потеряли ни одного человека, и мне это ставили в заслугу».
Добился этого жестким, профессиональным подходом: «Не позволял выходить за рамки разумного, не шел ни на какие авантюры. Меня иногда называли осторожным, но сохраненные жизни людей, каждый из которых был без преувеличения на вес золота, стоили того. В чем-то выручали интуиция, боевой опыт...»
О деле, которому посвятил немалую часть своей жизни, Игорь Евгеньевич говорит так: «Испытатель - это прежде всего и главнее всего инженер. Мы многое делали впервые. Прежде чем катапультироваться на новом и опытном образце, все анализировали, просчитывали, взвешивали. Участвовали на всех этапах разработки, начиная с макетной комиссии и заканчивая летными испытаниями».
На его счету свыше 70 комплексных и государственных испытаний парашютных систем, авиационных спасательных катапульт, средств десантирования. Не раз подвергал себя смертельному риску, катапультируясь в полете из различных положений самолета, на разных скоростях и высотах, в различных метеоусловиях, днем и ночью!
Из 6000 прыжков с парашютом почти половина были испытательными, экспериментальными, то есть на пределе технических и человеческих возможностей. Результат - спасенные жизни летчиков и десантников, спецназовцев и космонавтов.
- Чтобы принять на вооружение новый парашют, требуется прыгнуть с ним около двухсот раз и все десантирования должны быть безотказными, - говорит Игорь Евгеньевич. - Это у американцев в воздухе от начала до конца - манекены, а у нас на заключительном этапе участвуют люди: манекен ведь не скажет, где болит.
Когда в ВДВ и части спецназа начал поступать новый парашют «Арбалет», он сразу заслужил восторженные отзывы. На создание новой парашютной системы конструкторов подтолкнул анализ боевых действий. Ведь это только в кино спецназовцы красиво сваливаются на голову врага с неба. На самом же деле, чтобы освободиться от парашюта, требуется довольно много времени.
Именно Тарелкин-старший проводил завершающую фазу испытаний: «В результате нашей работы была создана парашютная система, не имеющая аналогов в мире. Американских и канадских парашютистов, выполнивших прыжки на доработанном «Арбалете», просто распирало от восторга: «Это не парашют, а чудо!» Да и я, испытав все иностранные аналоги, могу точно сказать: они в подметки «Арбалету» не годятся».
С катапультными же системами мы вообще вне конкуренции. Игорь Евгеньевич отметил, что их разработками занимаются только США, Великобритания и Россия. Но... Реальные испытания в полете проводим только мы. Поэтому они являются лучшими и самыми надежными в мире.
В 1998 году полковнику Игорю Тарелкину «за мужество и героизм, проявленные при испытаниях новой авиационной техники» было присвоено звание Героя Российской Федерации.
СЫН
С парашютных прыжков, естественно, под руководством отца, начинал дорогу в небо и Евгений. По словам старшего Тарелкина, военным летчиком сын хотел быть с детства: «В Забайкалье, где я служил, было несколько пятиэтажек и аэродром. Для наших детей вид и шум самолетов были естественными, как сама природа. Многие боевые самолеты или вертолеты никогда вблизи не видели, а он в три года трогал их руками, сидел в кабине. Много космонавтов, в том числе иностранных, приходят сюда именно из военной авиации».
После школы Евгений поступил в Ейское высшее военное училище летчиков им. космонавта Комарова. Служил в войсках. В Центр подготовки космонавтов им. Гагарина капитан Евгений Тарелкин пришел, имея солидный налет на самолетах Л-29, Л-39 и Ил-76 и учась в Военно-воздушной академии им. Гагарина. После нескольких лет работы получил предложение пройти медкомиссию для отбора в отряд космонавтов в мае 2003 года. А стартовал почти через десяток лет - 23 октября 2012 года в качестве бортинженера корабля «Союз ТМА-06М» вместе с Олегом Новицким и Кевином Фордом.
25 октября Евгений Тарелкин в составе экипажа перешел на борт орбитальной станции. На МКС он провел 143 дня, где занимался медико-биологическими исследованиями и экспериментами по космической биотехнологии.
- Лететь не боялся, - говорит Евгений. - Наоборот, опасался остаться на скамейке дублеров. Такой шанс выпадает не каждому - только одному из четырех членов отряда.
Об одном из своих впечатлений сказал так: «Невесомость надоела уже через неделю полета. Хотелось посидеть на самом простом стульчике. Кружку держишь, потом отпустил ее, она повисла, а ты делами своими занимаешься, оборачиваешься, а кружка все еще висит. Инструменты как передавали - кидали их, а они сами медленно доплывали.
Скучать на борту не приходилось. Все полгода жили в жестком графике. Каждый вечер приходила радиограмма, в которой говорилось о том, что делать завтра. Первые полтора месяца, когда я еще не знал, что где лежит на станции, спал по два часа, так как ночью готовился к предстоящему рабочему дню.
Много было ремонтной работы, ведь станции тогда было 12 лет и что-то надо уже менять, остальное время уходило на эксперименты и наблюдения».
28 мая 2014 года «за мужество и героизм, проявленные при осуществлении длительного космического полета на Международной космической станции» указом главы государства Е.И. Тарелкину присвоено звание Героя России.
Выходит, сын взлетел выше отца. Сравните: 10-12 километров Тарелкина-старшего и 450 километров младшего. Но они высотою не меряются, считая себя не покорителями, а пленниками неба.
В одной из публикаций их фамилию назвали «космической». Евгений, давая автографы, рисует рядом летающую тарелку. Что-то в этом есть.
Владимир Гондусов
|