НЕ ПЕРЕВЕЛИСЬ ЕЩЕ КУДЕСНИКИ НА ЗЕМЛЕ РУССКОЙ
Мы отправились в Санкт-Петербург и лично убедились, что не перевелись еще кудесники на земле русской... О том, что на Итальянской улице, 35, находится переход в портал чудес, сигналит уже чугунная ручка на двери, на которой вереница верблюдов меланхолично идет через игольное ушко. А уже в холле музея «Русский Левша», который, по сути, является штаб-квартирой партнерства мастеров, чудеса повсюду - справа, слева и даже на потолке.
Ваяния из отходов
Вот картины, полностью созданные из пуговиц. Вот дивной красоты куклы ручной работы. Под потолком парят сказочный летучий корабль и дирижабль. А вот под стеклянными колпаками снеговик, Чебурашка и огромный букет цветов, от которого так и хочется откусить кусочек!
- Неудивительное желание, - понимающе смотрит на меня директор музея Мария Ковша. - Ведь эти скульптуры Олега Караваева полностью созданы из карамели. И чтобы их не съели, накрываем стеклянными колпаками и ставим повыше.
Кстати, Международную гильдию мастеров в Северной столице 12 лет назад создала мама Марии - деятель культуры и детский писатель Татьяна Ковша.
Дальше - больше. По стенам коридора - виды Санкт-Петербурга в бежево-коричневых тонах. Художник Виталий Касаткин вместо красок использует нефть. Она, оказывается, бывает цветная - в зависимости от примесей в том или ином месторождении.
Заглядевшись на «нефтяные» картины, главное - не споткнуться о гуся. Сделан из мусора: железок, деревяшек, сломанной кухонной утвари, скрепленных между собой болтиками да винтиками.
Крылья - из старой чугунной гусятницы, под одним - ложка, под другим - вилка. Очень модный в Европе вид искусства - скреп-арт, то есть ваяние из отходов. В России представлен художником Ольгой Ардовской.
А на самом почетном месте зала - рыцарские доспехи. В полный человеческий рост. Кованые. Но как ювелирно! В таких не на поле брани выходить, а скорее, жениться...
- Точно! - улыбается Мария Ковша. - Художник Владимир Седов, реставратор, работавший в Эрмитаже, долго мечтал создать эти доспехи. А когда создал, получилось так красиво, что решил в них жениться. Рядом и фото: на фоне Невы стоят рыцарь с прекрасной дамой. Новобрачные.
Идем вглубь музея и попадаем на самую необычную экспозицию, благодаря которой он и называется «Русский Левша». Но что же тут необычного? Кругом стеклянные колбы. А это и есть самое необычное, если присмотреться, вооружившись оптикой.
Здесь представлено 65 работ известного на весь мир художника-микроминиатюриста Владимира Анискина, настоящего современного Левши. Только Левша одну блоху подковал, а Владимир Михайлович целый «эскадрон гусар прыгучих». И не просто подковал, а поместил в подкову герб России и выгравировал свое имя.
Как случается, что человек вдруг начинает творить такое?
У меня счастливый день: Владимир Анискин как раз тут - приехал в Санкт-Петербург из Новосибирска, где живет и двигает российскую науку, он доктор физико-математических наук.
Тайны невидимых шедевров
- Началось с того, что я захотел стать ювелиром, - рассказывает мастер. - В тот момент я учился на последнем курсе университета. Однако в науку полностью уходить не хотелось. В мелочах мне нравилось копаться еще со школы, где несколько лет занимался в судомодельной лаборатории, даже стал кандидатом в мастера по судомодельному спорту. И вот пошел я в университетскую библиотеку, чтобы ознакомиться с литературой по пайке металлов. Мне попалась книжка «Тайны невидимых шедевров». Начал читать и не смог оторваться. Это был сборник рассказов про мастеров-микроминиатюристов СССР.
Словом, овладело им желание сделать что-то самостоятельно. Первыми были верблюды в игольном ушке - классика всех микроминиатюристов. Причем изначально караван в игле оставаться ну никак не желал.
- Верблюды были из платины, - продолжает Владимир Анискин. - Опыта тогда у меня было мало, я не знал, как воздействует электростатика на микрообъект. Только я вырезал первого верблюда - он исчез, причем бесследно. Глазом ведь такую микрофигурку не увидишь, а в микроскоп можно оглядеть ограниченное поле.
В итоге семь верблюдов дались мастеру с двойным трудом - ровно столько же потерялось. Зато теперь Анискин - признанный мастер микроминиатюры высшего уровня, то есть ему удаются даже трехмерные фигурки. И они уже не «разлетаются», как первые верблюды, в разные стороны. А вот почему - секрет. Каждый мастер оберегает свое ноу-хау пуще глаза. А как же иначе?!
На изготовление подобной микроскульптуры порой уходит до полугода.
- Не говоря уж о том, что часто и инструменты для такой работы изготовляются самостоятельно, - объясняет мастер, - а изготовление инструмента занимает больше времени, чем изготовление деталей.
Но самая большая сложность в этом деле, по словам мастера, - биение сердца.
- Оно чувствуется на кончиках пальцев, дрожание передается инструменту. А ведь амплитуда биения сердца зачастую превышает размер детали, которую необходимо сделать. И между биениями есть примерно полсекунды, когда можно это контролируемое движение сделать. Поэтому микроминиатюру и называют искусством между двумя ударами сердца.
Подготовила Марина Алексеева
|