СИРОТСКИЕ ГЕТТО
В очереди на жилье стоят 142 тысячи бывших детдомовцев - таковы результаты проверок Генпрокуратуры и Счетной палаты РФ, проведенных по поручению президента РФ. Цифры обнародованы удручающие: Счетная палата РФ в ходе проверок выявила, что более 90% положенных по закону жилых помещений сиротам предоставляют лишь после обращения в суд. Причем больше половины решений судов не исполняются.
ПРОБЛЕМУ С ЖИЛЬЕМ ТОЛКОМ И НЕ ПЫТАЮТСЯ РЕШАТЬ
В среднем с того момента, как сироте исполняется 18 лет, ждать жилье ему приходится 5-7 лет. По оценке Счетной палаты, для ликвидации задолженности по обеспечению сирот жилыми помещениями необходимо 142 млрд рублей.
В этом году из федерального центра регионам на решение жилищной проблемы будет выделено 7 млрд руб., в 2016-м было выделено 6,3 млрд. И это не только на выпускников детских домов, но и на все остальные социально незащищенные категории.
По словам эксперта Общероссийского народного фронта по ЖКХ, председателя регионального общественного движения по защите прав собственников жилья «Наш дом» Светланы Калининой, «есть регионы, которые вообще относятся наплевательски, - это Ставрополье, Саратовская область, Адыгея». Это регионы, где решать проблему с жильем для сирот толком и не пытаются.
А вот в Омской области проблему решили оригинальным образом. «Они просто создали гетто, - рассказывает Светлана Калинина. - Построили два дома для сирот из тонкого оргалита, даже без фундамента, прямо на болоте. От этого жилья даже не до дороги, до тропки идти по болоту два километра».
Прокуратура признала, что дома не пригодны для проживания.
В ГАДЮКИНО – И БЕЗ РАБОТЫ!
Экс-уполномоченный при президенте Российской Федерации по правам ребенка, исполнительный директор благотворительного центра «Соучастие в судьбе» Алексей Головань констатирует: «Большая часть предоставляемых сиротам квартир находится «в отдаленном Гадюкине», где нет у бывшего выпускника детского дома никаких шансов на трудоустройство».
«Почему бы не дать жилье в областном центре? Но нет, субъект будет жаться, экономить деньги», - говорит Алексей Головань. Он напоминает: хоть какие-то деньги из федерального центра на решение вопроса с жильем для сирот начали выделяться всего три года назад, когда ситуация уже стала критической:
«Эта гарантия установлена законодательством федеральным, а реализация за счет регионов, то есть я установил гарантию, а вы ее реализуйте. А так как у регионов денег нет, то там подумали, что сироты сами как-нибудь найдут себе угол - уедут в другой регион, женятся, поселятся у супруга и так далее. Но в итоге проблема-то не рассосалась!»
Более того, идет разрастание этой очереди. На исполнении у судебных приставов сейчас находятся 15 тысяч исполнительных листов, а исполняется в итоге всего треть.
«Гарантия государства - что это за гарантия? - не понимает Головань. - Это то же самое, что пенсионеры свою пенсию будут отстаивать в судах».
РЕАЛЬНО ОПГ СОЗДАЕМ
Интересно, что 17% средств, выделяемых из федерального бюджета, не осваивается. Регионы жалуются, что просто не могут найти для сирот однокомнатные квартиры: застройщикам сейчас невыгодно их строить, а покупать «двушки» закон не позволяет.
Вот и вынуждены регионы строить для сирот отдельные дома, состоящие только из однокомнатных квартир.
«Идет аккумуляция сирот, и ничего хорошего в таких домах не происходит», - комментирует Головань.
Бывший воспитанник детского дома, член Общественного совета Уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Альберт Сарбалаев рассказывает о «сиротских гетто» более подробно: «Нет социализации, ориентации, мы реально ОПГ создаем. Такие дома стоят в Астрахани, местные жители говорят: отсюда полиция не уезжает».
Альберт Сарбалаев продолжает: «Сирота окончил колледж, а идти ему некуда, и он идет воровать, убивать, потому что на работу его не берут, у него прописки даже нет. Надо внести поправку в закон, чтобы хоть регистрацию давали».
По статистике, 19% осужденных - это выпускники детских домов. Но есть и другая тревожная статистика - 65% сирот, получивших квартиры, в них не живут. Этот факт тоже вызывает немалый общественный резонанс. Некоторые депутаты предлагают жилье, в котором сироты не живут, отбирать у них обратно.
Альберт Сарбалаев объясняет: многие выпускники детских домов просто не понимают, что это такое - жить в квартире. Поэтому они проживают коммунами, которые чаще всего превращаются в общаги криминального, асоциального толка. Чаще всего в таких промышляют воровством и сбытом наркотиков.
«Для детей-сирот тюрьма - это дом, где их кормят, поят, они выходят через пять лет и опять идут в тюрьму», - рассказывает Альберт.
По закону выпускник детского дома может проживать там до 23 лет. Но так долго в родном сиротском учреждении его выпускники обычно не задерживаются - хотят быстрее выйти во взрослую жизнь.
ГДЕ РОДИЛСЯ, ТАМ И ПРИГОДИЛСЯ?
Алексей Головань напоминает о юбилейной дате - в этом году «закону Димы Яковлева» исполняется пять лет: «Когда принимался этот закон, чиновники говорили, что мы встали с колен и сами позаботимся о своих сиротах. Интересно, что в один день с этим законом приняли другой закон - он отменил льготы для сирот при поступлении в вуз, которые существовали еще со времен СССР». Потом часть льгот вернули, но временно, продлят ли льготное поступление для детей-сирот - вопрос.
«Но даже с этими льготами сироты не могут конкурировать при поступлении на востребованные специальности в колледжах, - продолжает Головань. - Поэтому они идут на самые простые профессии: мальчики - на маляров, девочки - на швей».
Может, и правильно, что мы не отдаем российских сирот за границу: где родился, там и пригодился. Вот только незаметно, что сироты хоть каким-то боком пригодились обществу и государству.
У этих детей и так сложная и незавидная судьба. И пока у них есть желание начать свою жизнь, государство обязано им в этом помочь. Нужны новые поправки в законодательство, гарантирующие стопроцентное обеспечение сирот жильем. Иначе никогда не встать на ноги ребенку со сломанной судьбой.
Аделаида Сигида
|