«НО ТЫ ЖЕ – ГЕОРГИЙ, ПОБЕДОНОСЕЦ!»
На 73-м году ушел из жизни народный артист России, президент Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска» Георгий Тараторкин. Два года назад он отмечал юбилей. В тот день никаких гостей и званых ужинов! В этот вечер артист вышел на сцену театра имени Моссовета, чтобы сыграть в спектакле «Римская комедия» по пьесе Леонида Зорина сатирика Диона, говорящего правду и только правду императору Домициану и его свите. Сегодня мы вспоминаем нашу беседу.
Добро часто припаздывает
- Те, кто уже видел эту постановку, поражаются тому, насколько пьеса Зорина, написанная 50 лет назад, попадает в наше время. Невольно задаешься вопросом: «Неужели мы ничему не учимся, если написанное полвека назад воспринимается как рожденное сегодня?», - переживал Тараторкин.
- Ваш персонаж - Дион - показался мне очень русским героем. Во-первых, он идеалист, во-вторых, максималист, в-третьих – не приспособленец. То есть, по сути, этакий Чацкий, Онегин, Печорин…
- «Для меня властолюбие всегда будет властолюбием, и я никогда не назову его заботой об отчизне, измена - всегда изменой…», - говорит Дион. Превосходство духа не позволяет ему называть белое – черным, и наоборот. Он становится заложником той правды, которую обнаруживает и которая не совпадает с тем, что официально считается правдой…
- Вы сыграли Петра Шмидта, Александра Второго, адмирала Колчака, Александра Блока… Поняли, что случилось с Россией в 1917 году? Какие уроки мы должны извлечь?
- То, что совершается насильственно, вопреки порядку, пусть даже несовершенному и требующему уточнений, к добру не приводит. Насильственно была разрушена держава, что в 1917 году, что в наше время. К сожалению, добро очень часто порознь и припаздывает, а зло мощно консолидируется и упреждает события, и от этого возникает трагедия.
- Ваша гримерка поразительно аскетична – ничего лишнего. Отсекаете все ненужное?
- Здесь висит афиша дорогого для меня спектакля «Американские горки», где я играю со своей дочерью Анной. А вот афиша памятного для меня спектакля «Колчак» в Иркутском театре. До Иркутска было далеко, а судьба Александра Васильевича – ближе некуда, и я полетел. А лишнее – оно и есть лишнее, и зачем? В силу публичности наша профессия полна и соблазнов, и возможных подмен в представлении ценностей, поэтому надо «держать ухо востро», и при этом иметь мужество называть вещи своими именами.
- Вы родом из Петербурга, а вся ваша жизнь – в Москве… Где вам легче дышится, играется?
- Не решился бы на оценочно-сравнительный ряд того, что связывает меня с Ленинградом и с Москвой… Моя семья - а она самое дорогое, что у меня есть - связывает все это воедино. Мне дорого, что и мой сын Филипп, и моя дочь Анна, свидевшись с Петербургом или Ленинградом, очень прикипели к нему. Причем ценности города они открывали для себя сами. Моя супруга, актриса и писатель Екатерина Маркова, каждый раз заново открывает для себя Питер, и если много лет назад у нее был момент неприятия Ленинграда по сравнению с Москвой, то сейчас душа очень даже расположена к Петербургу.
- Любите вы свое имя, помогает оно вам?
- Георгий – очень красивое имя. Хотя с детства меня зовут Юрой. В не самые радостные моменты невольно обращаешься к своему имени, напоминая: «Но ты же – Георгий, Победоносец!».
Анжелика Заозерская
|