ЛЕТЧИК ОТ БОГА
Исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося летчика-истребителя К.А. Евстигнеева. Из более ста тысяч советских военных лётчиков, участвовавших в Великой Отечественной войне, было только трое, кто четырежды (!) представлялся к званию Героя Советского Союза. К.А. Евстигнеев, на присвоение которому высшей степени отличия заполнялись и подписывались четыре наградных листа, но лишь два из них были удовлетворены...
Виртуозный и неповторимый
Ветераны-качинцы рассказывают, что на одной из «тесных» встреч в Каче с трижды Героями Советского Союза А.И. Покрышкиным и И.Н. Кожедубом, на вопрос о самом результативном советском лётчике Великой Отечественной войны, оба маршала в один голос назвали имя К.А. Евстигнеева.
Даже среди лучших воздушных бойцов далеко не каждый может быть назван "летчиком от Бога", кого природа и выучка наделили исключительной властью над летательным аппаратом. Пилотаж Евстигнеева был именно «от Бога», виртуозным и неповторимым.
Родился К.А. Евстигнеев в самый канун российской революции - 4 (17 по новому стилю) февраля 1917 года в селе Хохлы Куртамышской волости Челябинского уезда Оренбургской губернии (ныне Шумихинского района Курганской области) в крестьянской семье. До сих пор в селе стоит невзрачный и покосившийся старый маленький домишко, который молва называет «домом Евстигнеевых». В семье было пять сестёр и два брата. Большинство жителей нашей страны в то время жило очень скудно, даже голодно. Сполна хлебнул нужды и маленький Кирилл.
Осенью 1934 года семья переехала в Шумиху. Но уже весной 1935-го, окончив 7 классов, следом за старшей сестрой, Кирилл уехал в Челябинск, где поступил в ФЗУ тракторного завода. Окончив ФЗУ, он несколько месяцев работал на заводе токарем, освоил фрезерный, строгальный, шлифовальный станки, стал рабочим-универсалом. С юных лет он хорошо понимал и даже чувствовал технику. Позднее это помогло ему с лёгкостью освоить несколько типов истребителей, вникнуть во многие премудрости конструкции Ла-5, а после кратких инструкций облётывать «мессеры», «фоки» и румынские ИАРы. Вскоре худенького и озорного, но толкового юношу направили в аэроклуб. Успешно пройдя строгую медицинскую комиссию, Евстигнеев, без отрыва от производства, стал курсантом Челябинского аэроклуба.
Кирилл научился летать на У-2. В 1937 году аэроклуб был окончен, а через год, 21 сентября 1938-го, он был призван на службу в РККА. Его направили на Бирмскую авиаремонтную базу, где он вновь стал работать токарем. Однажды его вызвал начальник рембазы и предложил продолжить обучение в авиационной школе, открытой в посёлке Бирма (около 250 км на северо-восток от Благовещенска).
4 апреля 1940 года младший сержант Евстигнеев прибыл для обучения в Бирмскую военную авиационную школу лётчиков. Налетав на УТ-2 и И-16 в сложных условиях (в том числе при морозах до 45 градусов) 30 часов, в конце декабря 1940 года он окончил лётную школу, получил звание сержанта и был оставлен в школе лётчиком-инструктором. За время своей инструкторской службы он успел подготовить четырёх лётчиков-истребителей.
Осенью 1942 года четыре лётчика из состава школы были направлены в Москву, для включения в часть, обеспечивающую перегонку американских самолётов с Аляски в Европейскую часть СССР. Это были: К. Евстигнеев, И. Мубаракшин, В. Пантелеев, М. Шабанов.
Найдя в Москве пункт сбора и договорившись с приветливым дежурным лейтенантом о постое, они окунулись в среду лётчиков, стремившихся к отправке на фронт. Выяснилось, что перегонщики самолётов уже не требуются и что нужно ждать вызова из Управления кадров ВВС или, непосредственно на месте, вербовщика из какой-либо авиационной части.
Такой «вербовщик» появился буквально на следующий день. Им оказался ветеран боев в Испании, кавалер двух орденов Красного Знамени, командир 240-го ИАП майор И.С. Солдатенко.
Можно поразиться проницательности майора, можно всё отнести к случайности, но среди восьми отобранных им на пункте сбора полуголодных, обносившихся по военному времени пилотов сразу два (Кожедуб и Евстигнеев) впоследствии вошли в первую по результативности пятёрку советских асов.
240-й ИАП был в числе первых полков ВВС РККА, вооружённых в июле 1942-го истребителями Ла-5. Командир полка майор И.С. Солдатенко, сбивший на нём в конце августа Ю-88, одержал одну из первых побед на этой машине.
К боевой работе полк вернулся 13 марта 1943 года в составе 302-й истребительной авиадивизии 2-й воздушной армии Воронежского фронта, когда в его составе были уже сержанты Евстигнеев и Кожедуб (сверх штата).
Своим первым орденом Отечественной войны II степени старший сержант Евстигнеев был награждён в мае 1943 года за две личные и 1 групповую победу. Одновременно с первой наградой он получил и первое офицерское звание – 15 мая 1943 года ему было присвоено долгожданное звание младшего лейтенанта. Вскоре он был назначен ведущим пары – старшим лётчиком.
В большом бою 8 июля Евстигнеев одержал свою первую тройную победу: на предельной скорости уходя из-под огня "мессершмиттов", он зажег ведущего девятки Ю-87, и, выполнив боевой разворот, тут же в упор сбил замыкающего. Осмотревшись, атаковал следующую девятку и, подбив левофланговый бомбардировщик, преследуя его на малой высоте, добил несколькими очередями.
В середине июля его назначают командиром 2-й эскадрильи. Он выбирает себе ведомым сержанта Валентина Мудрецова (впоследствии Героя Советского Союза). В паре с ним К.А. Евстигнеев совершил около 200 боевых вылетов, лично сбил более 40 самолётов противника.
"Крылатая гвардия"
16 июля 1943 года на счету Евстигнеева было уже пять бомбардировщиков (три Ю-87, сбитые в один день 8 июля 1943 года, и два Ю-88), пять истребителей (из них два двухмоторных – Ме-110) и два бомбардировщика, сбитых в группе.
В июле 1943-го первым среди лётчиков полка он был представлен командиром к званию Героя Советского Союза.
Ст. лейтенант К.А. Евстигнеев вторично был представлен командиром полка майором С.И. Подорожным к званию Героя уже за 23 лично и 3 в группе сбитых самолётов противника – 19 ноября 1943 года, а Указ о присвоении ему звания Героя появился только через восемь с половиной месяцев – 2 августа 1944 года.
В конце 1944 года он был назначен заместителем командира 178-го гвардейского ИАП по лётной части.
23 февраля 1945 года Евстигнеев был удостоен звания дважды Героя Советского Союза.
Последнюю победу он одержал в Венгрии 26 марта, на своем пятом за войну «Лавочкине» – Ла-5ФН, длинной очередью с переворота сбив очередного "фоккера".
Гвардии капитан К.А. Евстигнеев совершил 296 боевых вылетов, провел 126 воздушных боев на Ла-5Ф и Ла-5ФН, лично сбил 53 и в группе 3 самолета противника.
Кирилл Алексеевич в своей жизни отличался удивительным постоянством и как лётчик, и как человек… Всю войну он прошёл в составе одного полка, воевал на одном типе машин – Ла-5, большую часть своих боевых вылетов совершил с одним и тем же ведомым – В.Ф. Мудрецовым.
В течение двух военных лет его самолёт неизменно обслуживал сержант Пётр Козлов, с которым Евстигнеев поддерживал тёплые отношения и после Победы. Как лётчик-истребитель он больше специализировался на «мессерах» (Ме-109 – 18 сбитых) и очень вредных пикировщиках – «лаптёжниках» (Ю-87 – 14 сбитых).
По характеру Кирилл Алексеевич был очень скромным человеком, что не совсем характерно для прошедших войну лётчиков-истребителей. Честолюбие, а уж, тем более, тщеславие были ему абсолютно несвойственны. Оживлённым, даже по-гусарски весёлым, он становился лишь в кругу друзей-ветеранов.
Два летчика 178-го гвардейского ИАП стали дважды Героями Советского Союза – И.Н. Кожедуб и К.А. Евстигнеев. Кожедуб впоследствии, после перевода в 176-й гвардейский ИАП, был удостоен звания трижды Героя Советского Союза. Ещё семь лётчиков полка стали Героями Советского Союза.
Сразу после войны гвардии капитан К.А. Евстигнеев был представлен к званию трижды Героя. Представление подписали командиры полка, дивизии, корпуса, командующий 5-й ВА генерал-полковник авиации С.К. Горюнов, но командующий фронтом Маршал Советского Союза Р.Я. Малиновский «от представления воздержался»...
В последний год войны Кирилл Алексеевич женился на своей однополчанке – Марии Ивановне Раздорской. Любовь и забота этой необыкновенной энергичной женщины помогли Кириллу Алексеевичу долгое время служить в авиации, реализовать творческие планы, найти своё место в мирной жизни.
В ноябре 1949 года он окончил Высшие летно-тактические курсы в Липецке. Был оставлен там же командиром истребительного авиационного полка. В 1955 году окончил Военно-воздушную академию. После окончания академии служил во Фрунзе начштаба курсов переучивания летного состава.
В 1960 году окончил Военную академию Генштаба, и был направлен в Волгоград начальником штаба Качинской военной авиационной школы лётчиков.
В 1966-м полковнику К.А. Евстигнееву было присвоено звание генерал-майора авиации. Его последним назначением была служба в Управлении военно-учебными заведениями ВВС, куда он был направлен в декабре 1970 года. Был уволен в запас по состоянию здоровья 27 октября 1972 года.
Более десяти лет, обращаясь в военкомат, выезжая в Подольский архив Минобороны, встречаясь с друзьями, он работал над книгой воспоминаний "Крылатая гвардия", изданной в Воениздате в Москве в 1982 году. Особенно теплыми всегда были встречи с Иваном Кожедубом. Благо, что и жили они рядом.
Всю свою жизнь он мужественно противостоял тяжёлому заболеванию – язвенной болезни, перенёс тринадцать (!) хирургических операций. Порой, переживая мучительные боли, он говорил Марии Ивановне:
– Это оттого, Маша, что я стольких сбил...
Умер Кирилл Алексеевич Евстигнеев 29 августа 1996 года. Похоронен на Кунцевском кладбище.
Николай Бодрихин
|