РЕВОЛЮЦИОНЕРКИ, ПРИДУМАВШИЕ ПРАЗДНИК 8 МАРТА, ВЕЛИ БУРНУЮ ЛИЧНУЮ ЖИЗНЬ
Имена Клары Цеткин и Розы Люксембург нынешней молодежи вряд ли известны. Те, кто успел поучиться в советской школе, знают их как пламенных революционерок. Нам эти женщины, яростно боровшиеся за равноправие полов, представлялись этакими оголтелыми феминистками и мужененавистницами. Однако личная жизнь обеих была не менее бурной, чем их политическая деятельность.
Дикая Клара
18-летняя выпускница Лейпцигской женской гимназии Клара Айсснер не стала блестящим педагогом, как надеялись ее учителя. Через несколько месяцев после выпускного девушка вступила в социал-демократическую партию. Родители были в шоке и даже хотели посадить ее под домашний арест, но Клара держалась стойко. Ее наставник, политический эмигрант из Одессы Осип Цеткин, так красочно разлагольствовал о всеобщем равенстве и братстве, что девушка не могла оторваться. Он был некрасив, но притягивал мощью интеллекта. Всего-то на четыре года старше, но уже столько успел повидать! Осип долгое время принимал лихорадочный блеск в глазах Клары за пламенную увлеченность идеями революции. А когда понял, что девушка влюблена в него, постарался объяснить: собираются они здесь не для того, чтобы заводить романы. Однако Клара с присущим юности пылом упорно добивалась своего. Все-таки неспроста ее окрестили «дикой». Это прозвище она получила от друзей юности за горячность, с которой отстаивала идею революции.
В 1880 году Осипа выслали из Германии, и он перебрался во Францию. А Клара выполняла партийные задания в Австрии и Швейцарии. Она пыталась вырваться к любимому, но уехать в Париж ей разрешили лишь через два года. Она тут же разыскала Осипа, поселилась у него и взяла себе фамилию Цеткин, хотя брак официально не зарегистрировали.
Осип перебивался случайными заработками, но трудности Клару не пугали. С разницей в два года она родила двоих сыновей - Максима и Костю. Трудилась на трех работах, на время забросив политическую карьеру, лишь бы ее семья не голодала. Ей было всего 32, когда Осип умер от туберкулеза, но выглядела она на все 45.
Седина в голову
После смерти мужа Клара с детьми вернулась в Германию. Поселилась в Штутгарте, где получила должность ответственного секретаря газеты немецких работниц «Равенство». Бюджет издания не позволял нанять постоянного художника, поэтому Клара предлагала временную работу учащимся академии художеств. Там она и познакомилась с 18-летним художником Георгом Фридрихом Цунделем, вдвое моложе нее. Изголодавшаяся по любви 36-летняя женщина воспылала страстью к юноше. Тем более что и он проявил к ней интерес. Возможно, Георг рассчитывал лишь на необременительные отношения, но Клара смогла удержать его. Они поженились, и их брак был вполне счастливым. Оба имели стабильный заработок.
Жили в просторном доме и были первыми во всей округе владельцами собственного автомобиля. Но после 20 лет брака Георг попросил развод: он влюбился в юную Паулу Бош - дочь основателя известной теперь на весь мир компании по производству бытовой техники. Боши раньше жили по соседству, но и после переезда поддерживали дружеские отношения с Кларой и Георгом. Художник мечтал жениться на возлюбленной, но жена не отпускала его. Хотя и понимала, что в свои 58 уже не представляет интереса для 40-летнего мужчины. Впрочем, Георг все равно ушел от Клары, хотя официально развод был оформлен только через 11 лет.
Стареющая коммунистка Клара Цеткин на встречах с работающими женщинами обсуждала не победу трудящихся над мировым империализмом, а вопросы пола и брака. Раздавала брошюры с популярным изложением теории Фрейда, затрагивала деликатные темы. Узнав об этом, Владимир Ленин жутко возмущался. Мол, время ли сейчас рассуждать о любви да ухаживаниях.
- Мир старых чувств и мыслей трещит по швам. Скрытые раньше для женщин проблемы обнажились, - возражала вождю мирового пролетариата Клара.
Бедная Роза
Пятый, младший ребенок в семье зажиточных польских евреев, Розалия Люксенбург была самой невзрачной. Непропорциональная фигура, маленький рост, да еще и хромота из-за врожденного вывиха бедра. Она была любимицей всей семьи, но все равно выросла с кучей комплексов. Возможно, это и заставило ее уйти в политику. Там в ней видели не женщину, а умного и надежного товарища. В 1890 году 19-летняя Роза, уже сменившая фамилию на Люксембург, знакомится с эмигрантом из Литвы Лео Йогихесом (подпольная кличка Ян Тышка). Неотразимый красавец пропагандировал идеи социализма, но девушку больше интересовал он сам. Она готова была забыть о революции и стать покладистой женой. Но Лео, благосклонно принявший ухаживания очередной поклонницы, сразу осадил Розу: он сторонник свободных отношений, а брак - это пережиток буржуазного прошлого. Этот роман мало интересовал любимца женщин, но его забавляло слепое поклонение стойкой революционерки, которую так уважали соратники.
Жесткая в политических делах, Роза писала любимому удивительно лиричные письма: «Если мне когда-нибудь захочется снять с неба пару звезд, чтобы подарить кому-нибудь на запонки, то пусть не мешают мне в этом холодные педанты и пусть не говорят, грозя мне пальцем, что я вношу путаницу во все школьные астрономические атласы…» Лишь через 16 лет Роза нашла в себе силы порвать с Йогихесом - ей надоела вечная неопределенность.
Решив больше не отвлекаться на личную жизнь, Роза с головой ушла в работу. Активная деятельность не раз приводила к тому, что она оказывалась за решеткой. На одном из процессов ее защищал юрист Пауль Леви. И Люксембург не удержалась - соблазнила адвоката, который был моложе ее на 12 лет.
Последней любовью Розы стал сын подруги и соратницы Клары Цеткин Костя. 14-летняя разница в возрасте поначалу никого не смущала. 22-летнего Костю вдохновили пламенные речи Розы. А ей казалось, что в свои 36 она наконец обрела женское счастье. После пяти лет бурного романа Костя решил порвать отношения. Роза, со свойственным ей напором, пыталась удержать возлюбленного. Давила на него и мать, которая встала на сторону подруги. Однако Костя все равно ушел к другой. А Роза, окончательно разочаровавшись в мужчинах, полностью посвятила остаток жизни политике.
Н. А.
|