СМЕЛЬЧАКИ НА ОРБИТЕ
Их отправляли в неизвестность. Двух космонавтов, двух очень смелых людей против огромного и жестокого космоса. И никто не обещал, что они вернутся живыми. Они должны были привести в рабочее состояние огромную орбитальную станцию «Салют-7», уже несколько месяцев не подававшую признаков жизни и кружившую по земной орбите бесполезным балластом. 20-тонная неуправляемая болванка, в которую превратилась станция, рано или поздно рухнула бы на Землю, и никто не мог предугадать, в каком месте планеты это произойдет и каковы будут последствия. И они это сделали! Они - это космонавты Владимир Джанибеков и Виктор Савиных. Только в наши дни стали известны подробности этой невероятной экспедиции. (Кстати, в российский прокат скоро выйдет фильм о славном подвиге советских космонавтов).
ГРУДА МЕТАЛЛА
Нельзя сказать, что «Салют-7» был беспроблемным космическим аппаратом. Как и любая революционно новая техника, он регулярно подкидывал нашим ученым и конструкторам довольно крепкие орешки, но случившееся 11 февраля 1985 года едва не закончилось катастрофой проекта «Салют-7».
К тому времени станция уже полгода находилась в режиме автоматического полета, ожидая прибытия очередного экипажа. Внезапно система телеметрии сообщила о перепаде тока в электрооборудовании, что привело к срабатыванию защиты от перегрузки и отключению электрических схем основного радиопередатчика. Но это было полбеды. Автоматически включились резервные радиопередатчики, устранив таким образом возникшую угрозу потери связи со станцией.
Беда пришла чуть позже, когда операторы наземного Центра управления полетами сочли произошедший сбой аппаратуры случайным и отдали команду на повторную активацию основного радиопередатчика. Это была роковая ошибка. По сетям станции пронеслась целая серия коротких замыканий, которая вывела из строя не только передатчики, но и приемники. «Салют-7» замолчал, перестал отвечать на команды ЦУПа и, по сути, превратился в груду бесполезного орбитального металла.
НАЙТИ ИГОЛКУ В СТОГЕ СЕНА
Итак, на орбите Земли появился металлический шкаф, начиненный баснословно дорогим, но совершенно бесполезным оборудованием. «Салют-7» одиноко нарезал круги вокруг планеты: без экипажа, без связи, без управления и без каких-либо перспектив.
Так продолжалось почти четыре месяца. Все это время ученые и военные пытались во что бы то ни стало спасти станцию. Но как? Решение пришло с помощью специально оснащенного для этой цели космического корабля «Союз Т-13».
Командиром борта был назначен опытнейший советский космонавт Владимир Джанибеков, за плечами которого на тот момент было четыре космических полета. Второй член экипажа - космонавт Виктор Савиных. Корабль «Союз Т-13» стартовал с космодрома Байконур 6 июня 1985 года. Говоря проще, в космос была отправлена бригада ремонтников, которые даже не знали, что им придется ремонтировать. На «Салюте-7» могло произойти все что угодно, начиная от пожара и заканчивая разгерметизацией внутренних помещений после столкновения с мелкими космическими объектами.
Кстати, сам «Союз Т-13» был серьезно модифицирован. Совершенно ненужная при отсутствии радиосвязи система автоматической стыковки была демонтирована и заменена на лазерный дальномер, позволявший команде определять расстояние и скорость приближения к объекту стыковки. Кроме того, на случай сближения со станцией на ночной стороне Земли команду обеспечили приборами ночного видения. Посадочное место третьего члена экипажа было снято, что позволило загрузить дополнительные припасы еды и воды, а также заполнить топливные баки до максимально возможного уровня.
Инженеры, ответственные за разработку новых процедур, подсчитали, что шансы миссии на успех после модификации «Союза» составляли 70-80%.
Через два дня полета космонавты увидели станцию «Салют-7» невооруженным глазом. В процессе сближения со станцией с корабля велась прямая видеосъемка, которая транслировалась в Центр управления. «Иголка» в космическом «стоге сена» была найдена.
ИСТОРИЯ ПОДВИГА
Экипаж продолжил сближение. Вопреки ожиданиям стыковка произошла без серьезных трудностей, сказалось мастерство пилота Владимира Джанибекова.
Успешная стыковка со станцией стала историческим событием, поскольку было доказано, что сблизиться и состыковаться с любым космическим объектом технически выполнимо.
Между тем работа для экипажа только начиналась. Чтобы после стыковки попасть в главный отсек станции, космическим ремонтникам предстояло преодолеть в общей сложности три люка, а приборы не давали никакой информации о давлении внутри отсека, не исключалось, что станция разгерметизирована. Однако опасения оказались напрасными, герметичность была в норме, давление в обоих кораблях выровнялось, и космонавты проникли в рабочее помещение станции.
Смельчаки понимали, что ситуация крайне серьезная. Работали в зимних куртках при свете фонарей в руках. Налет льда на стенах рабочего отсека. Отсутствие электричества и давящая жуткая тишина. Они не знали, успеют ли хотя бы частично восстановить станцию, прежде чем закончится запас воды и им придется вернуться на Землю.
Путем неимоверных усилий и ухищрений им удалось зарядить пять батарей и восстановить электрическое освещение. В последующие дни были подключены вентиляция и воздушные регенераторы, восстановлены другие бортовые системы станции. На седьмой день полета была налажена связь станции с Центром управления. А к десятому дню стало ясно, что на корабле вполне достаточно работающих систем и припасов для продолжения полноценной экспедиции.
Александр Муратов
|