ВЛАСТЬ ДОЛЖНА ПЕРЕСТАТЬ ЗАМАЛЧИВАТЬ ТЕМЫ, ВОЛНУЮЩИЕ ОБЩЕСТВО
Шествие против коррупции, прошедшее 26 марта во многих городах России, выявило новую тенденцию - большинство протестующих, по данным полиции, составили подростки и даже дети.
Невыученные уроки истории
Одним словом, протест молодеет на глазах - если в последней протестной волне 2011 года участвовали в основном молодые люди до 35 лет и студенты, то теперь возрастная планка опустилась еще ниже - на улицы вышли школьники.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков поспешил заверить, что детей привлекли участвовать за деньги и с этим, дескать, разберется Следственный комитет. Версия выглядит вроде бы логично - нанять подростка дешевле, чем взрослого.
Сенатор Елена Мизулина начала взывать к родителям участников акции, грозить им штрафами «от 20 до 300 тысяч рублей» и даже «уголовным преследованием» в отношении их детей.
«Зачем рисковать своей судьбой и ставить под угрозу благополучие своей семьи?» - обратилась Елена Мизулина к подросткам через соцсети.
Казалось бы, волноваться россиянам тут нечего - припугнуть подростков, приструнить, оштрафовать родителей и дело с концом. Только вот психологи и социологи уверены: выход подростков на улицы может означать начало политического кризиса в стране.
Аналогичные «детские протесты» мы уже наблюдали в Молдавии в 2009 году. Печальный опыт должен был послужить предостережением для нашей страны. Но сегодня мы извлекаем уроки не из чужого опыта, а из собственных мартовских шествий.
«Молдавскую революцию еще называют «революцией твиттера», потому что координация участников шла через соцсети, - рассказывает психолог Марк Сандомирский. - Примерно то же самое происходит сейчас в России. Дети и подростки не смотрят программу «Время», все новости они получают из интернета, в основном из соцсетей».
В итоге «среди них легче распространять призывы, их в отличие от взрослых легче увлечь какими-либо идеями», продолжает психолог.
Плюс еще извечный конфликт отцов и детей, стремление самоутвердиться, показать свою самостоятельность, пойти против общества. И еще пониженный порог страха. Есть даже такое утверждение среди психологов: «Дети смерти не боятся».
Основным лейтмотивом «детских протестов» стали расследования о шикарной жизни российских чиновников.
«У нас в стране сложилась парадоксальная ситуация, - комментирует социолог Роман Заваришин. - Начиная с 1991 года, то есть уже четверть века, в России отрицается культ труда, зато пропагандируется культ роскоши, дармовых денег, лучшими людьми считаются олигархи. На таких ценностях выросло поколение, для которого главное в жизни - обогатиться любой ценой. Но как? Ведь все социальные лифты в России заблокированы. Вернее, уже заняты детьми госчиновников».
Это во времена СССР подросток с радостью шел учиться в ПТУ, устраивался рабочим на завод, жил в общаге - такая жизнь преподносилась по ТВ и в газетах как самая достойная.
«Дети и подростки уже увидели в соцсетях, как живут их более состоятельные сверстники. Теперь они будут требовать такой же шикарной жизни», - уверен Заваришин.
С ним согласен и Марк Сандомирский: «В сегодняшней России дети и подростки не видят для себя перспектив… Пока «детские протесты» для нашей страны - событие из ряда вон выходящее. Но кто знает, что будет дальше? Дети вполне могут стать реальной политической силой.
Прошедшие акции вызвали шквал комментариев. Многие сошлись во мнении, что власть должна, наконец, перестать замалчивать темы, волнующие общество, и начать с ним полноценный диалог. Особенно с молодежью.
«Нельзя начинать гражданскую войну среди школьников и студентов... Надо услышать их», - призвал кинорежиссер Александр Сокуров.
«Власть не должна просто констатировать либо делать вид, что ничего не происходит, - заявила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. - Все представители власти - депутаты, сенаторы, органы исполнительной власти в регионах, безусловно, должны встречаться с людьми, понимать, почему они выходят на протесты, что их волнует, обсуждать способы решения этих вопросов».
Между тем власть, похоже, не собирается начинать серьезный, ответственный диалог с молодежью и тем более создавать ей условия для успешного развития и самореализации. Последовательную, методичную работу с молодым поколением подменяют чисто бюрократическими потугами. «Под молодежь», «под детей» все время создаются какие-то невнятные организационные структуры. Пытаются, к примеру, воссоздать что-то вроде пионерской организации. 1,5 года назад было сформировано Российское движение школьников. До сих пор непонятно, чем оно занимается, насколько полезно детям.
Свою галку собираются поставить и депутаты. Госдума вспомнила про законопроект «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации». Зампред Комитета по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборнов объявил, что в ближайшее время он будет доработан и принят.
Чтение проекта этого закона вызывает ощущение дежавю: подобными лозунгами, абстрактными формулировками, ничего не говорящими ни уму, ни сердцу, мы уже объелись во времена всевластия КПСС. Патриотическое воспитание и так ушатом льется на нас с телеэкранов. В школах и вузах введены политинформации. Повсюду госсимволика, георгиевские ленточки. Что нового может в этот смысловой ряд внести новый закон? Зачем вообще воспитывать любовь к стране какими-то законами? Нормальные люди с этим рождаются, у них патриотизм в крови. Ну а тех, кто не любит свое Отечество, никакими законами не исправишь.
Не перевоспитаешь, похоже, и наших чиновников с депутатами, подменяющих бюрократической мертвечиной живое дело - реальный диалог с обществом и самой активной, продвинутой его частью - молодежью.
Материалы подготовили
Анна Александрова,
Игорь Минаев
|