ОТ ХОДЫНСКОГО ПОЛЯ – БЫВШЕГО ЦЕНТРАЛЬНОГО АЭРОДРОМА ОСТАЕТСЯ НЕБОЛЬШОЙ ПАРК

Ходынское поле – огромное поле с большой историей, в настоящее время – местность на северо-западе Москвы между современным Ленинградским проспектом, Беговой улицей и Хорошевским шоссе. Современное Ходынское поле – гораздо меньше, чем исторически сложившееся, поэтому район «Ходынка» относится и к району ст. м. «Беговая», и к району «Щукино» («Октябрьское поле»), и району возле ст. метро «Аэропорт». Название района и знаменитого поля связано с рекой Ходынкой, в настоящее время заключенной в трубу и фактически недоступной для взора.

Первое упоминание о Ходынском поле (до XVII века «Ходынский луг») относится к XIV веку, точнее – к 1389 году, когда Дмитрий Донской завещал Ходынский луг своему сыну Юрию Дмитриевичу. В начале XVII века московские войска царя Василия Шуйского, защищавшие столицу, сражались на Ходынском поле с отрядами Лжедмитрия II.

При Екатерине II в 1775 году после победы над Турцией и заключения Кючук-Кайнарджийского мира Ходынское поле стало ареной проведения грандиозного народного гуляния. После этого, традиция отмечать на Ходынке важные события, связанные с массовыми собранием народа, закрепилась.

До середины XIX века на территории Ходынского поля не было ничего примечательного – пахотные земли ямщиков Тверской слободы и поля для народных гуляний. Ходынское поле стало также местом расположения военных лагерей, казарм, проведения учений, стрельбищ, репетиции воинских парадов. В дореволюционной России Ходынское поле являлось местом проведения крупных всероссийских выставок.

В 1834 году на Ходынском поле открылся ипподром, который, правда, сначала большой популярностью не пользовался – в первый год существования там провели всего два беговых дня. Все изменилось, когда в 1870-х годах один из членов скакового общества увидел за границей тотализатор и привез его в Москву, – с тех пор скачки стали любимым развлечением московской аристократии. Несколько отходя от хронологии, заметим, что в настоящее время московский ипподром находится далеко за пределами современного Ходынского поля – за линией третьего транспортного кольца. Два раза ипподром временно закрывали: во время Гражданской войны там был призывной пункт, на котором перед красноармейцами, отправлявшимися на фронт, выступал В.И. Ленин (вспомните известную фотографию). Во время Великой Отечественной войны призывной пункт также работал.

Испокон веков российские государи и императоры короновались в Московском кремле. Ходынское поле было избрано для народных гуляний по торжественным случаям, в том числе и в дни коронации.

18 мая 1896 года произошла трагедия в истории Ходынского поля, когда во время празднования восшествия на престол Николая II из-за непродуманной организации торжеств в давке погибли 1389 человек и 1300 человек получили тяжелые травмы. Тогда на Ходынке собралось не менее полумиллиона человек. Множество москвичей в честь такого торжественного мероприятия, а, возможно, некоторые – только потому, что на празднике обещали раздать подарки, пришли на Ходынку очень рано, многие – целыми семьями. Когда стало понятно, что подарки достанутся не всем, толпа стала тесниться к буфетам (их было только 150), что и вызвало давку, в которой погибли люди. 1800 полицейских навести порядок не смогли. Семьи погибших и раненые получили пособия в размере до 100 рублей.

Датой основания аэродрома стало 17 июня 1910 года, когда Московское Общество воздухоплавания (МОВ) объявило решение штаба Московского военного округа о выделении земли на территории Ходынского поля для аэродрома. Строительство аэродрома велось в основном на пожертвования любителей авиации. Была сооружена взлётно-посадочная полоса и шесть ангаров для самолетов. Официальное открытие аэродрома состоялось 3 октября 1910 года в присутствии военного начальства и авиаторов. Первый взлёт с аэродрома совершил М.Ф. Де-Кампо-Сципио. Так Ходынское поле стало летным полем (аэродромом).

Ворота Ходынского аэродрома

При Советской власти название «Ходынское поле» было заменено на «Октябрьское поле». Отсюда и сохранившееся по сей день название станции метро: «Октябрьское поле».

В 1918 году Советская Россия отмечала на аэродроме первый свободный Первомай. Был организован небольшой воздушный парад. Самолеты пилотировали инструктор Московской авиашколы И.Н. Виноградов, летчики А.М. Габер-Влынский (вскоре уехал на родину, в Польшу), И.У. Павлов, Ю.А. Братолюбов. Особенно выделялся красногрудый и краснохвостый «Ньюпор», который пилотировал старейший российский летчик Б.И. Россинский (изобретатель авиационного топлива времен Гражданской войны, названного «казанской смесью»).

Ходынское поле во время Первой мировой войны

Во время парада В.И. Ленин встречался с председателем Авиационного совета Республики А.В. Сергеевым, который еще раз убедился, что Владимир Ильич всецело поддерживает создание могучей авиации в новой России.

В августе 1918 года на Ходынском поле создается Управление коменданта аэродрома.

Примерно через год, 3 июля 1919 года, Совет Народных Комиссаров одобрил предложение Народного Комиссариата Государственного контроля о передаче Ходынского поля в распоряжение военного ведомства1. В решении Правительства было подчеркнуто: «для развития авиации».

Одновременно Совнарком выделил кредит в сумме 10 млн. рублей на строительство Московского (центрального) парка-склада авиационного и воздухоплавательного имущества, расширение Московской авиационной школы, а также на реконструкцию завода «Авиаприбор» (бывший авиазавод «Дукс»). Все эти объекты находились по периметру Ходынского поля.

В начале 1920-х годов аэродром на Ходынском поле получил статус главного аэродрома страны. По отношению к авиации Московского военного округа он стал окружным аэродромом I-го разряда. К окружным также относились аэродромы в Смоленске, Витебске, Гомеле, Ростове, Тифлисе, Ташкенте, Новониколаевске, Харькове, Киеве, Троцке (Гатчине), Липецке и Первомайске.

Одновременно с ростом авиационно-технической инфраструктуры Ходынского аэродрома возрастала его роль как научного центра. Так, 21 сентября 1920 года на базе летного отдела Главного управления Красного Воздушного флота (Главвоздухфлота) был образован Научно-опытный аэродром (первая в стране исследовательская и испытательная база в сфере военной авиационной техники), преобразованный 26 октября 1926 года в Государственный научно-испытательный институт Военных Воздушных сил РККА. В 1932 году НИИ ВВС был перебазирован на аэродром «Чкаловский» вблизи города Щелково Московской области, в связи с возросшим объёмом работ.

День Воздушного флота в 1921 году был отмечен большим воздушным парадом в Ильин день – 2 августа – в честь Пророка Илии. Эта дата была установлена в качестве авиационного праздника еще до 1917 года. Однако в дальнейшем большевики решили в религиозный праздник День авиации не отмечать. На следующий 1922 год вместо воздушного парада провели 25 мая публичные полеты с целью сбора средств для голодающего населения Поволжья под лозунгом «Воздушный Флот – голодающим детям».

1 мая 1921 года на Ходынском поле была открыта первая почтово-административная воздушная линия Москва – Харьков. С этого времени аэродром на Ходынском стал называться Московским, а с 1923 года он получил наименование «Центральный».

3 мая 1922 года с Центрального аэродрома начали выполняться первые в истории России международные авиаперелёты по маршруту «Москва – Кенигсберг – Берлин».

Менее чем через год, 15 июля 1923 года, начались регулярные внутригосударственные пассажирские рейсы «Москва – Нижний Новгород». Путь в 420 км преодолевался за 2,5 часа. Полёты выполнялись на четырёхместном моноплане АК-1 (конструкция Калинина).

В приказе Революционного военного совета Республики от 23 августа 1923 года № 1852 предписывалось ввести в действие с 1 сентября 1923 года штат личного состава отделения Центрального аэродрома Красного Воздушного флота из 12 сотрудников2.

С 1923 года Центральный аэродром носил имя Л.Д. Троцкого. После кончины 31 октября 1925 года М.В. Фрунзе приказом РВС СССР аэродрому было присвоено его имя3. Полное официальное наименование аэродрома бы-ло «Центральный Краснознаменный аэродром им. М.В. Фрунзе».

Именно по инициативе М.В. Фрунзе на Центральном аэродроме в 1924 году 1 мая был проведен первый в стране грандиозный воздушный праздник (около 100 самолетов). С 1933 года подобные массовые праздничные мероприятия стали проводить на Тушинском аэродроме.

В течение 1920-х годов Центральный аэродром выполнял функции базы летной подготовки ряда ведущих военно-учебных заведений и авиачастей округа, испытательной работы авиазаводов и конструкторских бюро. На нем базировалась Военно-воздушная академия, Московская авиашкола, Москов-ская школа вспомогательных служб ВВС, авиаэскадрилья «Красная Москва», авиаотряд «Ультиматум», отдельная тренировочная эскадрилья (ТРЕНЭС), 25-й авиапарк. 10-я авиабригада и другие части ВВС МВО.

В ноябре 1931 года на аэродроме было открыто первое в СССР здание аэровокзала. В 1936 – 1937 годах аэродром реконструировали, построили бе-тонную взлетно-посадочную полосу. В период реконструкции авиарейсы выполнялись из нового московского аэропорта Быково, а все испытательные полёты проводились с аэродрома, находящегося недалеко от поселка Подлипки.

В ноябре 1938 года к аэропорту «Центральный» была подведена линия метро и открыта станция метро «Аэропорт».

В окрестностях аэродрома были построены здания и ангары для ведущих авиационных опытных конструкторских бюро П.О. Сухого, А.И. Микояна, С.В. Ильюшина и А.С. Яковлева.

На Центральном аэродроме совершали свои полеты выдающиеся русские летчики П.Н. Нестеров, С.И. Уточкин, и В.П. Чкалов. В 2003 году Центральный аэродром был закрыт, на остатках взлётной полосы решено было открыть Музей авиации, но получилась стоянка самолетов, о которой мало, кто знал.

Известный авиационный историк и писатель Л. Вяткин пишет, что во времена И.В. Сталина лица, назначаемые на должность начальника Ходынского аэродрома (Центрального аэродрома им. М. В. Фрунзе), проходили особую проверку. Сам аэродром входил в список особо важных объектов Москвы, работал в режиме «высокой секретности» и усиленно охранялся НКВД. Пройти туда можно было только по особым пропускам. Впрочем, следует заметить, что на Ходынке «государственные секреты особой важности», действительно, были в виде опытных самолётов новейших конструкций. Рядом с аэродромом располагались конструкторские бюро, которые со временем обрели мировую славу, самоотверженно и напряжённо работавшие многие годы над созданием военных и гражданских самолётов, воплощая в жизнь броский лозунг: «Трудовой народ, строй воздушный флот!». Впоследствии аэродром был награждён орденом Красного Знамени, – случай, пожалуй, единственный в своём роде, красноречиво говорящий о том, какое большое значение Правительство придавало Ходынскому аэродрому.

Конечно, аэродром наградили не случайно. Он был расположен почти в центре столицы и очень удобен для правительственных перелётов. И.В. Сталин в сопровождении охраны выезжал из Кремля и уже через 15-20 минут оказывался у самолёта, готового к вылету.

Иногда члены правительства совершали полёты почти рекордные, как это было в 1942 году с перелётом В.М. Молотова в Англию на тяжёлом бомбардировщике Пе-8. Предстояли очень важные переговоры, касавшиеся поставок вооружения. Молотов прилетел в Лондон, облачённый в меховой лётный костюм, шлемофон, с портфелем под мышкой и… при старомодном пенсне, чем изрядно удивил английских дипломатов, привыкших к традиционным фракам и цилиндрам.

С началом Великой Отечественной войны Ходынский аэродром прикрывал с воздуха авиаполк особого назначения и группа истребителей МиГ-3, которая состояла целиком из прославленных лётчиков-испытателей под командованием подполковника Василия Андреевича Степанчёнка.

С Ходынского аэродрома постоянно отправлялись на фронты представители Ставки Верховного Главнокомандования – маршалы Г. К. Жуков, А. М. Василевский, генерал А. И. Антонов, адмирал Н. Г. Кузнецов. Видела Ходынка и государственных деятелей высшего ранга: премьер-министра Уинстона Черчилля, министра иностранных дел Великобритании Энтони Идена, личного представителя президента США господина Г. Гопкинса и главу правительства «Сражающейся Франции» генерала Шарля де Голля.

Сохранились кадры кинохроники 1941 года: Черчилль обходит плотный строй солдат почётного караула, выстроенного на плитах рулёжной полосы, внимательно всматриваясь в лица, среди которых был и начинающий поэт Владимир Солоухин.

Германское командование, конечно, знало расположение особо важного аэродрома. В 1930-е годы на него много раз садились немецкие лётчики люфтваффе, обслуживающие пассажирскую авиалинию Берлин — Москва. Прилетал сюда и Риббентроп на переговоры со И.В. Сталиным.

С началом войны Ходынский аэродром «исчез»! Он был так искусно закамуфлирован, что с воздуха его почти невозможно было обнаружить.

Бывший начальник аэродрома полковник Л.Е. Кузнецов вспоминал: «Прежде тысячи огней освещали аэродром по ночам, теперь же он был погружён в беспроглядный мрак ночи и тщательно замаскирован. Взлётно-посадочная полоса и рулёжные дорожки были закрашены под цвет окружающей местности. На самом лётном поле сделали ложные овраги, насыпи, даже огороды. Вокруг границы лётного поля построили фанерные домики с фальшивыми окнами, замаскировали ангары, все самолёты покрыли маскировочными сетками. От московских институтов и техникумов ежедневно выделялось 500 – 700 студентов для выполнения маскировочных работ. При их помощи удалось составить искусный колер и закрасить всю взлётно-посадочную полосу и примыкающие к ней рулёжки и постройки на площади свыше одного миллиона квадратных метров. Они же вырыли и капониры для самолётов. В этой работе участвовали видные архитекторы столицы: академик Алабян, архитектор Заславский и другие.

Вражеская авиация много раз пыталась нанести бомбовые удары по аэродрому, стремясь вывести его из строя. Документы той поры свидетельствуют, что всего на Ходынское поле было сброшено 60 фугасных авиабомб калибром до 500 килограммов и около 3000 зажигательных.

Одна «пятисотка» попала на бетонку взлётно-посадочной полосы, образовав воронку глубиной 7 м и диаметром 20 м. Те же студенты вместе с авиаторами в течение ночи засыпали её щебёнкой, утрамбовали и забетонировали воронку так, что к утру от неё не осталось и следа.

Тем не менее, боевые потери были. В один из налётов был уничтожен самолёт У-2. В него попала «зажигалка», и он сгорел в несколько минут, как спичка. В то время на аэродроме было сосредоточено около четырёхсот единиц авиатехники, базировались 120, 41 и 11-й истребительные авиаполки, неустанно отражавшие налёты противника. Рейхсмаршал Герман Геринг лично руководил планированием и нанесением бомбардировочных ударов по Москве. Это были невиданные по интенсивности налёты. Только за октябрь 1941 года гитлеровская авиация совершила 2050 вылетов на Москву!

Не умаляя заслуг зенитной артиллерии и аэростатов заграждения, можно сказать, что уже тогда наша столица могла превратиться в груду развалин, повторив судьбу Ковентри. Этого не произошло лишь потому, что вышеупомянутые авиаполки были укомплектованы настоящими асами, мастерами воздушного боя, умевшими сбивать противника даже из перевёрнутого положения.

Немаловажно и то, что в случае необходимости многие лётчики готовы были идти на таран, как это сделал Виктор Талалихин. Поэтому к Москве в октябре 1941 года смогли прорваться лишь 12 вражеских самолётов. Один «хейнкель» сбросил бомбу в районе Старой площади. Видимо, это был опытный лётчик люфтваффе, хорошо знавший Москву. Поскольку бомба попала в здание ЦК, то об этом немедленно было доложено Сталину. Он приказал усилить авиацию, дабы более надежно защитить Москву с воздуха.

На Ходынский аэродром срочно перебазировались шесть истребительных авиаполков, один ближнебомбардировочный полк, авиаполк особого назначения, отдельная авиаэскадрилья связи, специальная группа перехватчиков истребителей МиГ-3, полк штурмовиков.

Известно, что во все время обороны Москвы И.В. Сталин оставался в Москве, однако на Ходынском аэродроме в особом капонире стоял готовый к вылету его личный самолёт.

В 1947 – 1948 годах большая часть авиарейсов была переведена с Центрального аэродрома в аэропорты Быково и Внуково. Во второй половине 1940-х годов регулярные почтово-пассажирские и грузопассажирские авиарейсы выполнялись с аэродромов Остафьево и Люберцы (Жулебино).

Наиболее активным эксплуатантом аэродрома был завод № 30. В 1950-е годы на аэродроме испытывались производимые заводом пассажирские самолёты Ил-12, Ил-14 и бомбардировщики Ил-28 (при этом чаще всего использовался курс взлёта и посадки 345°). С 1959 по 1978 годы на аэродроме испытывались выпускаемые заводом пассажирские самолёты Ил-18 и со-зданные на их базе военные самолёты Ил-20, Ил-22 и Ил-38 (использовались курсы взлёта и посадки 093 и 273°).

В 1965 году аэропорт «Центральный» стал аэровокзалом столицы.

Аэропортная суета вернулась сюда с появлением нового аэровокзала, который 50 лет назад был чем-то вроде современного «Аэроэкспресса» – здесь можно было зарегистрироваться на нужный рейс во Внуково, Шереметьево, Домодедово или Быково, пройти все контрольные мероприятия и сесть в автобус, который доставлял пассажира прямо к трапу его самолета.

С 1960 по 1971 годы на аэродроме функционировала «Центральная вертолётная станция»: отсюда выполнялись по расписанию пассажирские рейсы вертолетов Ми-4П и Ми-8 в аэропорты Внуково, Домодедово и Шереметьево.

В 1971 году на аэродроме испытывали самолет Ил-76, а в 1976 году – Ил-86. Взлёт осуществлялся с курсом 273° (в сторону улицы Куусинена), а посадка с курсом 093°. С конца 1970-х годов, оказавшись в центре стремительно разраставшегося города, аэродром утратил свое значение, интенсивность полётов стала неуклонно снижаться. Тем не менее, в начале 1990-х здесь проводились испытания самолётов Ил-96-300 и Ил-114.

Последний самолёт взлетел отсюда 3 июля 2003 года. Это был противолодочный Ил-38SD для ВМС Индии.

В 2003 году аэродром был закрыт и исключён из «Перечня аэродромов совместного базирования РФ», на остатках взлетно-посадочной полосы и рулежных дорожек были оставлены списанные самолеты. На этом месте планировалось организовать «Музей авиации на Ходынском поле». Вместо этого экспозиция будущего музея со временем превратилась в авиакладбище. В 2012 году авиатехника «Музея» была «эвакуирована» частично в Музей техники В.Задорожного и в другие места.

В начале 1990-х прямые назначения аэровокзала начали постепенно отмирать. Он превратился в нечто среднее между торговым центром и рынком, сейчас автобусы от него не ходят, так как и здание аэровокзала исчезло.

В конце 1990-х годов Центральный аэродром и прилегающая местность приобрела прежнее название: «Ходынское поле». Сегодня на нем строятся новые жилые комплексы. По соседству со знаменитым спортивным комплексом ЦСКА «на Ходынке» возведен современный Ледовый дворец. Около десяти лет назад на оставшейся территории Ходынского поля репетировали военные парады, и отсюда выдвигалась военная техника по Тверской улице на Красную площадь.

По состоянию на 1 марта 2017 г. Правительство Москвы совместно с застройщиками планируют полностью очистить территорию Ходынки, ввести в действие станцию метро «ЦСКА» и разместить на этой территории парк с аллеями, названия которых должны отражать историю Ходынского поля и Центрального аэродрома.

Авиационная общественность России борется за то, чтобы главная аллея нового парка, идущая от памятника летчику М.В. Водопьянову до Храма-часовни Архангела Гавриила памяти погибших авиаторов России, была названа Аллеей Авиаторов. За это собрано более тысячи подписей людей, не равнодушных к сохранению исторической памяти Центрального аэродрома, функционировавшего в течение 100 лет.

Полковник в отставке Елисеев С.П.

Комментарии наших читателей

Александр 2749 дней назад в 21:54:35
Очень интересная статья о недавней истории нашей страны и очень жаль, если она исчезнет вместе с небоскрёбами и торгово-развлекательными центрами. У меня в памяти не только аэродром живёт, а то как мы мальчишки в футбольной секции ЦСКА носились по футбольному полю в любую погоду на разминке, а потом гоняя мяч.

Добавить комментарий

Ваше имя:
Сообщение:
Отправить

Май 2017

Специальное предложение

"Услышь меня! Я рвусь к тебе"

 

Читать книгу
Натальи Желноровой

"ГОРЕЛА ВРЕМЕНИ СВЕЧА" 
 

Читать книгу
Владимира Савакова и
Натальи Желноровой
"НОЧНОЙ ДИКТАНТ"

 

Читать книгу
Владимира из п.Михнево
"ТЫ ОТКРОВЕНИЯ УСЛЫШИШЬ
ИЗ ПОТАЕННОЙ ГЛУБИНЫ"

 

Дом-Усадьба Юрия Никулина открывает свои двери! 

 

РОССИЙСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНСТВО 


 

Если вы хотите оказать нам помощь в развитии сайта и нашей благотворительной деятельности - разместите наш баннер на вашей страничке!




Органайзер доброго человека

Вывезти на свежий воздух и весеннюю прогулку свою семью.
Пригласить в гости старого друга.
Позвонить маме и отцу.
Отдать книги, диски и игрушки многодетной семье.
Помочь безработному соседу устроиться на работу.
Поговорить о жизни с сыном.
Оплатить (хоть раз в год) квартиру бедного родственника.
Подарить жене цветы.
Подумать о своем здоровье.
Отдать давние долги.
Покормить птиц и бездомных собак.
Посочувствовать обиженному сослуживцу.
Поблагодарить дворника за уборку.
Завести дневник для записи своих умных мыслей.
Купить диск с хорошим добрым фильмом.
Позвонить своей любимой учительнице.
Поближе познакомиться с соседями.
Помолиться об умерших родных и друзьях.
Пожелать миру мира и любви!