Александр ОРЛОВ, ученый, писатель: КАК СТИМУЛИРОВАТЬ РОЖДЕНИЕ ИДЕЙ!
Все гениальное – просто. Нужно, чтобы наши люди, в первую очередь на производстве, начали активно думать. Одно из ценнейших завоеваний Запада – они начали платить за то, чтобы люди думали о развитии всех сфер жизнедеятельности общества. И не просто думали, а думали целенаправленно, были заинтересованы в этом. И чтобы направление этих дум охватывало все виды производственных отношений.
Весь бизнес, как основа бюджета и социальной политики, обеспечивающий их существования благодаря уплате налогов, состоит из пяти видов правоотношений.
Это социально-психологические – отношения между людьми по поводу создания и эксплуатации, технико-технологическое, т.е. производство, финансово-экономические, управленческие и правовые.
А у нас в России – стимулируются денежно только рационализаторские предложения и изобретения, несущие в себе только технические решения. Получается, мы стимулируем развитие только одной сферы из пяти. А на многих предприятиях Японии, Америки, Европы платят за любую идею, неважно, в какой сфере она рождена, главное, чтобы она приносила пользу предприятию, фирме. Например, одном из российских предприятий газовой отрасли работает 30 тысяч сотрудников. Они подают 10 тысяч рацпредложений в год и гордятся этим! А в Японии один толковый сотрудник подает тысячу рацпредложений в год! То есть они в десятки тысяч раз больше идей извлекают из мозгов своих работников! Японский профессор Иеширо Накаматс запатентовал около 2500 изобретений.
Для нас это самая сложная задача, потому что нас к этому не приучили, у нас инициатива на многих предприятиях наказуема. Президент России Дмитрий Медведев говорит, что надо диверсифицироваться. Но ведь для этого деньги надо вкладывать в мозги, а не только в трубы и нефть. Кроме того, даже сами корпорации, у которых свои деньги, смогли бы это делать, но тоже психология у них старая, поэтому по-прежнему они вкладывают в традиционные имущественные объекты. Это и есть главная проблема. Мы ищем новое в старых местах. Но там его найти невозможно.
Пока мы эту задачу не решим, реально что-то кардинально не измениться.
- Чтобы вы сделали сейчас в России?
- Первое – ввел бы стимулирование, как метод государственного хозяйственного управления на обоих уровнях правового регулирования, как на централизованном, так и на корпоративном. Подключил бы к решению этой проблемы СМИ: ТВ, радио, газеты, бизнес-журналы, Интернет-издания. Они не в ту сторону в большинстве своем нацелены. В стране кризис, проблемы. Но колокольного набата не слышно. Все хорошо, прекрасная маркиза...
Обратите внимание на выступления американских президентов, они постоянно употребляют слово «стимулирование». Налоговая политика должна быть направлена на стимулирование увеличения доходов населения.
У нас же ключевое слово – найти виновного и привлечь к ответственности, наказать, принудить. Вот в чем разница. Существует всего три метода управления людьми: первый – это убеждение, второй – стимулирование, третий - принуждение.
Если сотруднику платят оклад за то, чтобы он вовремя приходил и уходил с работы, не опаздывал, то его главная функция - находиться на рабочем месте, не делать резких телодвижений, не нарушать дисциплину и стараться активно симулировать бурную деятельность, то есть создавать видимость работы. Поэтому и родилась поговорка «Как вы нам платите, так мы и работаем». Не потому ли и производительность у нас в некоторых отраслях в несколько раз ниже, чем на Западе?
Если бы мы сделали акцент на то, что пряник должен быть душистым, а кнут жестким, дело бы пошло. А у нас и пряник не ароматный и кнут не жесткий. Соответственно и низкая производительность и безответственность на верхнем этаже руководства. У нас со времен Маяковского мало что изменилось. Наше главное национальное достояние по-прежнему – заседания, конференции, симпозиумы, коллоквиумы, семинары, форумы. И соответственно: резолюции, решения, постановления, концепции, программы. А кто их внедряет? Где комитеты по внедрению, по контролю за исполнением, где нормы об ответственности за неисполнение? Где ДЕЛО? Где ДЕЙСТВИЕ?
Пока мы не будем активнейшим образом людям платить за то, чтобы они думали, изобретали во всех сферах и все это внедряли, мы не сдвинемся с места.
- Русский человек по своему менталитету склонен продуцировать какие-то полезные мысли?
- О! Еще как! Есть вообще целая плеяда или слой такой: «сумасшедшие». Недавно мне прислал письмо один человек из Алтая, у него пять идей. Предлагает в 50 раз увеличить производительность одного механизма, в 100 раз - другого. У него везде в разы. Я, говорит, не хочу заниматься сбытом, потому что это меня сбивает с творческой мысли. Просит помочь найти инвестора.
Конечно же, у нас много думающих людей, желающих думать. Если бы больше было объединений по духу, по стремлению думать, и не только объединений под государственной эгидой, а вот именно добровольных, то качество жизни россиян улучшалось бы быстрее. Но наш народ созревает еще. Хотя, надо сказать, мы уже топчемся в предбаннике гражданского общества. Надежда и перспектива есть.
Еще раз хочу напомнить, что первое – это максимально стимулировать приток идей, заставлять людей думать. Например, в Германии у проходной в одном из предприятий стоит стеклянный столб, а в нем огромное количество шариков – это идеи, подданные самими работниками. И по этим идеям создают новые машины. И уже идет реклама такого вида автомобиля, мол, купите эту машину, в ней пять тысяч инноваций. Там за любые внедрения платят адекватные зарплаты.
Например, компания IBM платит работнику за внедренную идею 25% от суммы дохода в течение 3 лет. У нас же на одном авиационном заводе долго думали и заплатили 5 тыс. рублей сотруднику за идею, которая позволила всему авиастроению сэкономить десятки миллионов долларов.
- У нас изобретатель с трудом продвигает свое детище – нужно оформить патент, создать компанию, все это занимает много времени. И он уже ничего не хочет. Что с этим делать?
- Его не стимулируют. Вдобавок появляются прилипалы. Если он не хочет с ними иметь дело, то его идея идет на усыхание. Оформленный патент далеко не безвозмездный. Запатентовать можно, но самое противное – внедрение. Я знаю институт, где лежит около миллиона запатентованных изобретний, но они не находят применения. И таким образом многое в нашей стране не внедряется. Видимо, нет заинтересованных государственных мужей, чтобы страна процветала.
Приведу пример. Один человек предложил на уровне государства сэкономить несколько десятков миллиардов долларов за счет внедрения новых технологий по очистке воды. А ему в одном важном департаменте ответили: «Бюджет уже сформирован, деньги заложены, пересматривать не будем».
Ни один чиновник не захочет ломать систему. Есть инновации, которые могут преобразовать многие отрасли, но они могут подорвать жизнь многих монополистов, которые живут на устаревших технологиях и не хотят думать о завтрашнем дне. В этом трагедия. Нет механизма стимулирования притока инноваций. Поэтому слова, это конечно благое дело, как и призывы. Но без законодательного подкрепления стимулированием они останутся на бумаге.
-Какова цена того, что не внедряется механизм стимулирования инноваций?
- Она известна. Приведу лишь один пример. Академик А. Аганбегян в своей новой книге «Проект Россия. Кризис: беда и шанс для России» назвал эту цену. Причем применительно лишь к одному аспекту. Индия на экспорте математических программ в год зарабатывает 35 миллиардов долларов. Это в 4 раза больше, чем могучая Россия за этот же период на экспорте вооружения.
- Как это преодолеть? Что надо придумать, чтобы устранить всякие препятствия?
- Уникального ничего придумывать не надо, нужна государственная воля первого лица. А так мы можем оказаться, как Япония в 1945 году - Стабфонд исчерпается, природные запасы тоже не вечны, государство станет банкротом. И тогда может случиться трагедия.
Основные положения о том, как нужно стимулировать приток новых идей, я изложил в книге «Как заработать на идеях?». А саму методику стимулирования назвал «Град идей».
- А как бы вы выращивали и формировали президентскую команду, чтобы мы чувствовали ее эффективность?
Сейчас создается резерв – и это первый правильный шаг. Нужно искать в низовых звеньях молодых, продвинутых, желающих. Пока нет толковой системы отбора. Почему бы не организовать свой резерв правительству, ТПП, в регионах?! Может быть потому, что сейчас на фоне старой гвардии чиновничества даже тусклая «продвинутая» звездочка сияет, как яркий бриллиант? И кому она нужна?
Истории уже известны интересные системы выбора руководителей государств. Например, в старину в Древней Венеции главу государства избирали таким образом – он должен был быть одним из самых умнейших людей и одним из самых богатейших. После его избрания к нему приставляли четырех адвокатов. Они наблюдали за каждым его шагом, и если он принимал решение, которое причиняло убытки государству, он должен был возместить его за счет принадлежащего ему личного имущества. А когда дожи стали отказываться от поста главы государства, то был принят закон, карающий таких глав сметной казнью. Тяжела была ноша ответственности те времена. Зато сейчас она легка, как бревнышко. Кто из руководителей нашего государства несет имущественную ответственность за убыточные решения?
-На чем бы вы сделали акцент при подготовке резерва кадров?
- Человек должен распознать свое предназначение и ценности, которые доставляют ему максимальное удовольствие. А также поставить высокую дерзкую цель и пойти по этому пути. Он должен составить перечень навыков, которые приведут максимально быстро к этому пути. Вот такие качества должны быть в людях, которые могут представлять президентскую команду, которая приведет страну к процветанию.
Если будет дисциплина плюс физическая подготовка, то мы вырастим бизнес-самураев. Ведь японские бизнес-кудесники достигли столь ошеломляющих успехов после своего падения, не имея собственной нефти, газа, лесов, рек и много другого, чем располагают некоторые другие страны. В основе действий японских бизнесменов – холодный, взвешенный расчет, подкрепленный самурайской дисциплиной. А также дерзким планированием масштабных бизнес-планов на десятки и даже на сотни лет вперед.
- А где брать инвестиции для столь масштабных проектов?
- Не брать, а привлекать! Если наша страна станет передовой в сфере инноваций, сюда как притягиваемые магнитом, потекут деньги со всех концов мира.
А зачем им течь сюда сегодня, если Япония и США продают на внешнем рынке инноваций более 30% каждая. А Россия – лишь 0,1%. Вся остальная экспортная продукция, это в основном нефть, газ, сырье и демагогия!
Есть еще одна внутренняя причина, по которой деньги слабо закачиваются в экономику.
Большинство российских экспертов советуют брать кредиты в суммах не более 30 процентов к тем золотым кружочкам, что уже «крутятся» в обороте бизнеса. Поэтому преимущественная часть наших славянских бизнес-соплеменников руководствуются девизами «Тише едешь – дальше будешь!».
Японские же бизнес-камикадзе рискуют очень дерзко! Просто сокрушительно и отчаянно! Некоторые из них заимствуют кредиты или товары для обмена с «туземным населением» в 20-25 раз больше собственных запасов, если это позволяет поручительство и иные клятвенные способы. А их клятвам верят. Ибо потомки самураев слово свое привыкли держать. Если не сдержит – делает харакири.
Поэтому они и строят под Питером завод Nissan, Honda. А почему мы не открываем в Японии, Америке свои филиалы?! Потому что, повторюсь, продукция пока не конкурентная. Американцы и японцы продают на внешний рынок по 30% своих технологий, а мы - лишь 0,1% технологий!
Поэтому, если человек хочет, чтобы работа доставляла ему не только глубокое моральное удовлетворение, но и высокий финансовый результат, должен проявить решимость. Надо быть дерзким!
Я считаю, что система обучения, существующая сегодня – это порча человеческого материала. Так как и сами знания устаревают. И очень многое из полученного на практике не применяется. И самое главное – что никто не интересуется личностью. Не по этой ли причине 80 % выпускников вузов не работают по полученной специальности? И обучение должно основываться на неразрывной связи с практикой. А не быть теоретизированным. Ушло время, когда можно было столько лет тратить на поглощение теории.
Считаю, что обучающиеся должен усвоить методики ускоренного обучения. Нам некогда долго ждать. Когда немцы стояли под Москвой, офицеров «изготавливали» за три месяца и меньше. Обучение должно строиться на дисциплине, порядке, могучей спортивной подготовке, как в военных или военно-спортивных лагерях. Оно должно производиться с применением метода «бизнес-хохмы». Ибо это один из наиболее эффективных методов обучения – развлекая – обучать! Нужны примеры, прибамбасы. Легкая манера подачи более действенна, чем суровая накачка.
Моя идея – создать сеть бизнес-школ в России, основанных на этих принципах.
Основы организации бизнеса на новых принципах, а также основы бизнес-обучения я изложил в книгах «Как управлять бизнес-кораблем?» и «Бизнес-корабль твоей мечты».
- Существует ли какая либо методика, которая позволяет повысить степень безопасности ведения бизнеса, как основы, производителя, формирующего бюджет?
- Да! И эта методика изложена в Гражданском кодексе Российской Федерации, в главе «Способы обеспечения исполнения обязательств». Если бы наш предприниматели научились полноценно использовать закрепленный там арсенал, многие сделки были бы надежно обеспечены. Именно с целью помочь предпринимателям в обеспечении надежности заключаемых сделок и договоров я подготовил четвертую книгу бизнес-курса «Практика деловой жизни» - «Не дай себя кинуть! Как избежать подвоха при сделке».
И напоследок хочу сказать: я убежден, что любой человек, если сумеет раскалить в себе желание, вдохновиться, поставить дерзкие цели и яростно атаковать их, непременно добьется впечатляющих успехов! Ибо возможности каждого человека беспредельны! Его задача - научиться распознавать их!
Беседовала Дарья Желнорович
|