ЧТО ВАЖНЕЕ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЫХ - СЛОВО ИЛИ ДЕЛО?
Феномен Макаренко парадоксален и интересен тем, что на всем протяжении 20-го века в мировой педагогике не было имени более известного, но при этом не было ни одного достойного повторения его опыта. На дворе уже 21-й век, а Макаренко остается непревзойденным мастером «производства настоящих людей» методом «производственного воспитания».
На производственном труде замешана народная педагогика всех времен и народов. Производственный труд – самый мощный воспитатель, а «производящая мощность человека» - самая явная, самая бесспорная, самая ценимая характеристика, определяющая масштаб его личности. Через эту характеристику раскрывается значимость человека для других людей.
МАКАРЕНКО КАК СИМВОЛ РОССИИ
21-й век противопоставил две воспитательные стратегии: на выходе первой – Потребитель; на выходе второй – Строитель, Созидатель, Творец!
Макаренко – символ, бренд, если хотите, педагогики, ориентированный на воспитание «Человека производящего». Именно такой человек нужен сегодня России.
Территория России, климат России, природные ресурсы России – это то, чем мы обязаны постоянно овладевать посредством труда. Наша трудоспособность – «производящая мощность» каждого человека, определяет, в конечном счете, вектор развития русской цивилизации.
Назовет ли кто более достойный ориентир воспитания людей в конкретных исторических условиях? Я уверен, что экономические победы, добываемые производительностью труда, – это хорошая альтернатива победам военным. Или поражениям. А нам ли не знать цену военных поражений и побед?
У НАС ВСЕ НАОБОРОТ
Перед лицом этой достойной цели вся российская система образования, имея за спиной блистательный опыт Макаренко, держит фигу в кармане: производственная инфраструктура школ уничтожена до основания, производственная деятельность школ предельно усложнена в правовом плане, производственный труд детей фактически запрещен. Как в этих условиях воспитать «человека производящего» - того самого, который удвоит ВВП? - Истинно говорю вам, это загадка.
Говоря о необходимости коллективного труда, Макаренко обращает внимание на учет и развитие индивидуальных особенностей каждого воспитанника. Воспитание человека-гражданина сочетается у него с необходимостью воспитать человека счастливого. Участие детей в производственном процессе, основанном на четкой технологической дисциплине, дополняется системой свободных технических кружков.
Макаренко вводил в своих учреждениях систему самоообслуживающего труда, далеко не всегда интересного, часто требующего простого волевого усилия. Наряду с оплачиваемым трудом он считал необходимым различные формы бесплатного труда, в которых происходит становление высших форм гуманности человека.
СЛОВО И ДЕЛО
Сегодня школы все чаще признают инновацией хорошо забытое старое – наличие собственного хозяйства и участие школьников в его обустройстве. Одни школы создают собственное хозяйство, чтобы выжить самим и помочь, например, селу. Другие видят в этом мощный воспитательный эффект. Дети в таких школах проходят подлинную школу становления характера, развития воли, с уверенностью смотрят в будущее и заняты Делом.
Известно, воспитание Делом более эффективно, чем воспитание Словом. А воспитание в Деле, настоящем, приносящем реальный продукт, социально значимый результат и экономическую прибыль, обеспечивающем высокое качество жизни для самой личности и для окружения, обусловливает рост собственного достоинства, сознание собственной личной значимости.
В. Частов, директор Павловской средней школы
|