ДУШОЙ КАСАЯСЬ СТРУН

Известное выражение, предположительно принадлежащее великому немецкому писателю  Лиону Фейхтвангеру, - "Талантливый человек талантлив во всем", точно  соответствует творчеству Алексея Агибалова, вдумчивого гитариста  талантливого композитора, педагога, колоритного писателя, ценителя непередаваемого восторга от восхождения в горы….   Осенью  2015 года прекрасный музыкант, «Почетный  академик» Академии исследования

гитарного искусства Республики Казахстан,  Кавалер медалей «Минина и Пожарского» и имени Глинки «За вклад  в развитие музыкального искусства»,  отметил - 75-летний юбилей.

Константин Смертин, автор очерка, посвященного   разносторонне   одарённому     артисту,  предваряет его       строками    стихотворения   Л. Сафаровой: 

Могу доверить всё своей гитаре —
И слёзы, и надежды, и мечты...
Мне каждая струна искусно дарит
Всё то, что подарить не можешь ты.

Размышляя о весомом  вкладе в многонациональную  культуру теперь уже семидесятисемилетнего  мэтра, обладающего глубокими познаниями  в разных  видах искусства,  приведу мнение Олега Витальевича Тимофеева, из плеяды  известных в мире исполнителей: гитариста-семиструнника, лютниста, педагога, историка музыки, преподающего в престижном университете  американского штата Айова. Вот его аргументированное мнение о гранях  таланта эффектного седовласого  коллеги из Бишкека:

«Те, кто знают Агибалова, в курсе, что  он ещё и ювелир с тонким вкусом. В композиторском творчестве он тоже тонок.  Нравится, не нравится (исполнение Агибалова. авт.) -   это дело вкуса, но музыка у него тщательно выстроенная  и  красива <…>  Натурально романтический музыкант, -  подчеркивает   Тимофеев. – Это я заметил ещё до того, как пригласил его на наш семиструнный фестиваль в штате Айова в 2006 году. Если хотите чему-то поучиться у Агибалова, слушайте, как он играет Михаила  Высотского. <…>  На Западе  агибаловским  музыкальным инстинктам (где замедлить, где ускорить, где – пианиссимо) могли бы  позавидовать даже самые известные классические гитаристы».

Ювелирные изделия Алексея Агибалова.

        Не правда ли, яркие, талантливые работы!   Радостно узнать, что красочный альбом, озаглавленный – «Чеканка, ювелирный дизайн, медальерное искусство Алексея Агибалова», в котором представлено  целое созвездие творений  мастера, в Киргизии в конце 2015 года издал Виктор Ваганович Кадыров.

       Агибалов о своих удивительных произведениях, целый ряд которых  уместно  назвать шедеврами, говорит сдержанно: «В ювелирном дизайне нет вершины, идет непрерывный процесс осмысления и совершенствования. Конечно,  при условии постоянной  работы над собой. Самого  главного ювелирного изделия у меня нет. Есть любовь к каждому новому творению. Любимым камнем считаю моховой опал, который добывают в казахской  пустыне Бетпак - Дала».

                           Услышал и полюбил на всю жизнь

      Обращусь теперь   к музыкальной линии в жизни Агибалова.  С раннего детства   Алексея ожидало немало   сюрпризов. Потомок донских казаков-старообрядцев,  выходцев из России, родившийся в Узбекистане,  где национальные инструменты  звучали повсеместно,  ещё   мальчиком случайно услышал гитару. Потрясенный завораживающим звучанием, полюбил  её на всю жизнь!   Изучение возможностей русской семиструнной, воздействие благозвучного инструмента на  нашу музыкальную  культуру, стало главным делом его жизни.  А нынешнее  отношение к ней -   глубокой болью  музыканта.

       - Заниматься игрой  на инструменте я стал с  тринадцати лет, - подчеркивает Агибалов.  -  Осваивал  по школам А. М. Иванова-Крамского и Владимира Сазонова.  1963-й год  стал для меня переломным – уроки, данные  выдающимся аргентинским гитаристом Мануэлем Лопесом Рамосом, побывавшим на гастролях в Ташкенте, открыли мне  огромный мир возможностей  гитары. Истинный подарок судьбы!   Мануэль Лопес  подсказал,  как   нужно слушать  звучание инструмента, как  заставлять   все пространство  зала откликаться на его  разнообразные тембральные  возможности. Несколько лет по рекомендации  Рамоса я регулярно заниматься перед зеркалом, учился  оценивать  исполнение «глазами» зрителей, слышать себя  со  стороны.

       Казалось,  дело всей  жизни юноша определил  уже тогда.  Однако  первое  образование и специальность Агибалова,     совершенно не были связаны с музыкой.  Алексей окончил Ташкентский  гидрометеорологический техникум.   И  только  после завершения  учебы в столице Узбекистана,  а затем    службы в Советской  Армии, уже  будучи взрослым человеком,  он окончательно  решает получить музыкальную  специальность. Поступает в  московское Музыкальное училище им. Гнесиных, тогда Гитарную академию.   Выбирает   класс Льва Александровича Менро, одного из лучших специалистов Советского Союза, композитора и педагога, посвятившего  семиструнному  инструменту всю свою жизнь. 

        Энциклопедические знания автора ряда книг о русской гитаре,  методика преподавания Менро, оказали серьёзное   воздействие на молодого исполнителя. Бесценный опыт, приобретённый в Москве, сформирует  у Агибалова  качества вдумчивого  музыканта-профессионала, одновременно  разовьёт    глубокий    интерес к симфоническому оркестру, откроет   возможность создания  произведений  самых разных жанров.  В его будущих  сочинениях гитара в сопровождении  большого музыкального коллектива станет равной другим традиционным солирующим струнным инструментам, как  по значимости и звуковой палитре,  так  и  по исполнительским возможностям.     

        Завершение шестидесятых годов  20-го века  стало временем окончательного определения  будущим композитором своей творческой судьбы. Впрочем, появление   оригинального,   самобытного автора случится  позднее.  А в  1969 году, по завершении обучения  в   столице   СССР,  музыкант для   дальнейшей  жизни   и  работы  отправился  в Киргизию, республику   с    неповторимыми горами, глубокую любовь к которым  он хранит с  самого детства.  С особой    теплотой в голосе Агибалов рассказывает, что кататься на горных лыжах начал с семнадцати лет.  Подлинный опыт восхождения в горы   приобрел во время службы в Советской Армии, проходившей  в Ташкентском высшем общевойсковом командном училище, ТВОКУ, в котором   будущими альпинистами  руководил,   вот еще один подарок судьбы,  выдающийся советский  мастер,  полковник Владимир Иосифович Рацек.

                              Как  важно   долго обниматься с инструментом

        Но вернёмся к искусству.  Педагогическая деятельность в Музыкальном училище  столицы Киргизии Фрунзе открыла перед    музыкантом широкие возможности   для творчества и самосовершенствования.  Алексею  предложили  заведовать  кафедрой теории музыки, преподавать учащимся разных факультетов теоретические предметы. Гитарист и  теория музыки? Разве не странно? Вовсе нет.   Многообразие интересов и  возможностей  «человека с тонким вкусом», как, напомню,  подметил Олег Тимофеев,  – уже тогда были  отличительной чертой   молодого исполнителя.

        Сколько бы встреч с  Агибаловым, сколько бы бесед за годы, прошедшие с середины прошлого десятилетия,  мне не дарила судьба, его характер  я раскрывал весьма непросто. «Нарисовать» целостный творческий портрет  неординарного артиста,  с которым познакомился  на  Международном  музыкальном фестивале гитарной    музыки,    оказалось  нелегко.  В    Калуге,   куда меня пригласил  гитарист-семиструнник Владимир Маркушевич, еще один выпускник  класса Льва Менро,   я   увидел сдержанного на эмоции, внешне даже сурового человека. Сразу обратил внимание на его богато окрашенный, низкого  тембра,  густой, бархатистый,  с  легкой  хрипотцой,  вполне  «радийный» голос.

       В первые дни знакомства   общаться с Агибаловым было даже сложно.  Впечатление  -  закрытый для  малознакомых людей,  прекрасно эрудированный  музыкант, стремящийся  остаться   в  своем  мире. Однако   совсем скоро понял, что   моё  мнение было заблуждением.  Видимо,   то     была  защитная  маска   весьма  ранимого, внутренне  мягкого,      радушного,  разносторонне образованного человека,  знатока  семиструнной гитары,  имеющего по  многим вопросам собственное,  глубоко аргументированное мнение.

        В подтверждение приведу фрагменты    интервью Агибалова корреспонденту одного из киргизских изданий Анастасии Карелиной: «Познакомившись с двухсотлетней  историей гитары, я понял, -   размышлял  музыкант,  - как она ущербна на сегодняшний день.  Как мало профессионалов. Играть на ней по-настоящему хорошо многие просто не могут, так  как инструментом  толком долго не занимались. <…>  Инструмент ведь не «политический», как, скажем, труба. Гитара — инструмент, способный всесторонне благотворно влиять на человека. У нее и репертуар такой, и голос. Звучит тихо, но слышно далеко…

        В конце 60–х,  картина начала меняться, - продолжает Агибалов. - Появилось  созвездие интересных гитаристов. Мой педагог говорил когда-то: “Ты - одна из колонн, подпирающих храм.  Уйти - права не имеешь ”. Вот и служу гитаре  столько лет. Но не могу утверждать, что знаю о ней все. Однако если ты - профессионал, то, не стоит считать, что находишься на необитаемом острове. Легко можешь «уплыть» в мировое музыкальное пространство, там  тебя заметят, будешь востребован. Есть ради чего пятьдесят лет жизни по нескольку часов в день обниматься с инструментом!»

        Появление   в конце  шестидесятых – начале семидесятых годов   новых гитаристов, о чем  говорит Агибалов, не стоит считать чем-то  необычным.  Давайте  вспомним,  что еще в начале прошлого века  семиструнная гитара  была весьма популярна в России.  Достаточно   прочесть воспоминания известного артиста  театра и кино Олега Стриженова,  который в юности именно на   ней серьезно увлекался игрой.

      Вернусь к высказыванию  Алексея Александровича: «…есть ради чего пятьдесят лет жизни по нескольку часов в день обниматься с инструментом». В нем  - весь Агибалов.          Многолетнее углублённое изучение возможностей гитары, поиск еще невостребованной коллегами информации, помогли музыканту стать  автором почти  сотни сочинений разных  жанров, прежде всего,  произведений  крупной формы.

                               "Романтический концерт" и другие шедевры

Перечислю самые значимые из них, прежде всего – оригинальные концерты для семиструнной гитары с симфоническим оркестром:

Трехчастный Концерт №1,  озаглавленный - «Очарованный странник». Записан в 2000 году. О

Трехчастный Концерт №2, «Киргизы-кочевники», в котором вторая часть исполняется гитарой соло.   Записан на радио в 2002 году.

Трехчастный Концерт №3, написанный под впечатлением  от фортепианного  концерта Фредерика Шопена, а также    концерта  итало-американского композитора  20-го века  Марио Кастельнуово-Тедеско. Записан в 2012 году.

 В 2016 году был записан трехчастный «Романтический концерт» для гитары с оркестром, в котором композитор раскрыл совершенно новые грани своего музыкального дара.      

 В этот перечень нужно добавить одночастный Концерт-фантазию для гитары и камерного оркестра, сочинение 2014 года.

А также одно из первых крупных  произведений    Агибалова - «Концертино» на тему Владимира Моркова для гитары и оркестра русских народных инструментов.

Продолжу называть произведения Агибалова. Четыре трехчастные сонаты:  

Первая была издана в США.  В «Сонате-барокко» №2 ощущается  влияние музыкального стиля 17-18-го веков и музыки 20-го столетия.          

Премьера  трехчастной Сонаты №3 состоялась в Стокгольме в  2009 году в рамках сольного концерта молодого шведского гитариста Мортона Фалька.

«Колючая», по определению самого Агибалова, Соната №4  была написана  несколько лет назад под впечатлением  творчества ряда  современных композиторов.  В свой репертуар её   решила включить Анна Тихонравова  из Харькова.

Добавлю к названным произведениям «Рапсодию Гор», цикл «Пять инвенций», расширяющих полифонические возможности  русской гитары, среди которых  «Инвенция №4», написанная  для гитары и виолончели. 

Сейчас в творческом портфеле   Агибалова – около сотни сочинений для флейты и гитары, для гитары и клавесина, миниатюры для двух и трех семиструнных  инструментов,   целый ряд прелестных   пьес  малой формы для солирующей гитары. Например,  изысканные по звучанию - «Прелюдия памяти М. Высотского»,   «День в сентябре», «Романс на одной ноте», “Клён ты мой опавший»…

Стоит   уточнить, что первое значимое произведение, Фантазию на тему  известной  песни  «Тонкая рябина»,   Агибалов сочинил еще в  далёком 1970 году.

                                Диалоги о гитаре...

 За  прошедшие годы исполнителем написана, что очень важно,  оригинальная Школа "День за днем", состоящая из 25-ти этюдов-упражнений для  учащихся музыкальных училищ   и   детских   музыкальных   школ.     В   издательстве   «Композитор» выпущены два сборника произведений  музыканта. Первый, "Концертные пьесы А. Агибалова",   вышел в свет  в 2012 году, второй – в 2015 году. Помимо этого, Агибалов -  автор  двухтомника «Диалоги о гитаре... И не только о ней». - СПБ, 2009. Некоторые произведения  музыканта изданы в  американском городе  Колумбус. Музыка Алексея Агибалова,  дипломанта   Всесоюзных   и  Международных    фестивалей,  среди  которых известный фестиваль в США, звучит в документальных фильмах, украшает в Бишкеке спектакли Национального русского драматического театра имени Чингиза Айтматова… 

       Вслушиваясь в записи  мэтра, помимо гитары  отлично  изучившего  возможности инструментов симфонического оркестра,  понимаешь, что  не  только  отдельные пассажи, но вся многокрасочная музыкальная ткань его технически  сложных  сочинений продумана до мельчайших деталей. Это  даёт как солисту, так и оркестру    прекрасную возможность без излишней вычурности  раскрыть всю глубину музыкального замысла композитора.

        Продолжая размышлять о масштабах творчества  Алексея Агибалова,  считаю нужным познакомить с фрагментами продолжительной   беседы, состоявшейся несколько лет назад  на «Народном радио» в  рамках моей авторской радиопрограммы  «Неслучайные встречи».

       К.С. Алексей Александрович, как Вы  полагаете, почему   зарубежные  гитаристы стремятся  познакомиться с  сочинениями, написанными  для  русской гитары, а   целый ряд российских музыкантов утверждает, что  лишь шестиструнная гитара и только «фламенко» представляют для них интерес?

       А.А.  Это - отсутствие патриотизма. В 2006 году   в московском  зале имени Чайковского проходил Первый международный фестиваль,  получивший название «Виртуозы гитары». Участие в нем приняли десять исполнителей. Звучала только испанская музыка. При этом ни одно произведение русского композитора не было включено в программу. Это  - пренебрежительное отношение к нашей музыке. Я вам больше того скажу: ранее, в 1988 году,  меня пригласили на Первый московский фестиваль гитары.  Он проходил в течение трёх вечеров.  Заключительный концерт был посвящен памяти Александра Иванова-Крамского. Тот вечер открыла Наталья Крамская, дочь музыканта. Концерт длился три часа, но не прозвучало ни одного произведения и Иванова-Крамского. Это чудовищно, просто какая-то болезнь. 

      Нам  надо   брать   пример  с  испанцев:   писать  музыку  для  гитары  и  исполнять  так, как,   например,  это  делал выдающийся испанский  гитарист и педагог  Андрес    Сеговия.   Превращение      гитары   из   «Золушки»    в   «Принцессу»    началось    именно    с    него.   Именно    Сеговия,   исполняя   обширный  репертуар,  настаивал  на   том,  чтобы   играть   Альбениса,   Гранадоса,   де    Фалья.   Он    заразил    всех    гитаристов  мира    испанской  музыкой.   Эта  тенденция  продолжается   и   сейчас.
     К.С. Русской  семиструнной  гитаре   уже  более  двухсот   лет.  Достаточно  назвать три имени:   Андрея  Осиповича   Сихры,   его  учеников -  Михаила  Тимофеевича  Высотского,  Владимира  Ивановича   Моркова,  чтобы понять,  что  не  только  репертуар  для  русской семиструнной   гитары  у нас  обширный,  но  и   традициям   исполнения  немало   лет.   К этому нужно добавить, что все вышеназванные музыканты создавали, совершенствовали  «Школы для семиструнной гитары».

    ... Сделаю небольшое отступление, чтобы привести важную цитату из музыкальной энциклопедии: «А. Сихра был не только талантливым, но и высокообразованным музыкантом. Его  высоко  ценили   М. Глинка, А.   Даргомыжский,  А. Варламов,  А. Дюбюк, Д. Фильд  и многие  другие  деятели  российской  культуры.  Знаменитый  певец  А. Петров учился у Сихры игре на гитаре. «Биографический словарь» Русского исторического общества назвал Сихру "патриархом русских гитаристов".  Из его учеников наиболее известны С. Аксенов, Н. Александров, В. Морков, В. Саренко, В. Свинцов». Добавлю к  этому, что Андрей Осипович Сихра до освоения гитары был еще и блестящим виртуозом-арфистом.

        Продолжая беседу  с  Алексеем  Агибаловым,   я вспомнил, что  с  произведениями трех   вышеназванных  замечательных   русских   гитаристов,  познакомился, к  сожалению,   совершенно  случайно.  О   них  совсем  не   упоминали    в  консерваторском  курсе во время  изучения произведений  русских    композиторов.    В    ушедшем    веке   я    не    встречал   и    записей произведений  этих  талантливых композиторов,  не обнаружил тогда их имен в  фонотеках   радио  и  телевидения.  Возможно,   мне просто  не  повезло. Но не стану исключать  вероятность и того, что  на  долгие  годы фамилии ряда     выдающихся  музыкантов  России   были   крепко забыты.

       К.С. Предположим,   я  прочел   развёрнутую    статью  об   этих  русских   гитаристах,   и      решил  пойти  в   магазин,   чтобы   приобрести  записи  их   произведений.   Кто, кроме  Вас, Алексей Александрович и еще  некоторых Ваших коллег  наиграл сочинения? 
        А.А. Первые записи были сделаны на виниле Петром Исаковым еще в   конце   1950-х годов. Чуть позже к нему присоединился Владимир Вавилов. Вместе с шестиструнником Львом Андроновым в 1957 году,  в дни Московского фестиваля молодежи и студентов, они  были  удостоены серебряной медали. Вавилов очень много переиграл такой музыки. Потом был  Борис Окунев, автор оригинальных произведений и переложений для семиструнной гитары сочинений русских композиторов-классиков.  Он записал две пластинки.  В моей фонотеке есть запись 1987 года. Затем появляются Анастасия  Бардина, вскоре  - Владимир  Маркушевич.  Их записи  вышли на компакт-дисках.   Другое дело, что пока нет подробной  «Гитарной антологии», над которой я работаю немало лет и уже записал  несколько CD дисков.  Три из них  выпущены московским агентством  "Звук". Подчеркну, что  «Антология» предусматривает показ ретроспективы инструмента и, что еще важнее, отношение к нему. Но  пока нет равновесия: шестиструнного исполнения у нас намного больше, чем семиструнного. 

     К.С. ...Приведу  далее цитату, почерпнутую из интервью Алексея Агибалова корреспонденту одного киргизского издания: «Идея создания компакт-дисков "Антология русской гитары", - рассказывал  композитор, -  принадлежит гитарному мастеру Евгению Ермакову,  входящему в десятку лучших в России. С его подачи  первый  CD из этой серии я записал на студии "Витамакс" в апреле 2000-го года.  В него вошли 24 произведения, в том   числе,  пять  пьес  Михаила  Высотского,  две    пьесы  А. О. Сихры, пьесы  В. Моркова, Ф. Циммермана, Н. Александрова, А. Соловьева, П. Петтолетти,  И. Рехина и восемь  моих    собственных  сочинений.  И в качестве еще одного примера популярности  семиструнной гитары в России, -   сочинения гитариста начала 19-го века, современника Пушкина, генерал-майора медицинской службы Василия Соренко.

        В   мае  2010  года в продолжение работы над вторым диском  "Антологии русской гитары", -  рассказывает Агибалов, -  записал несколько произведений классиков русской гитары и свои новые сочинения.  Могу  похвалиться - тогда и в мою сторону посыпались комплименты».

      К.С. В «Антологию»,  как справедливо считает музыкант,  можно было бы включить  произведения российских  композиторов для гитары и в исполнении  таких ярких зарубежных исполнителей, как  Олег Тимофеев из  США,   Мортон Фальк, который  является президентом национальной  Ассоциации гитаристов  Швеции,   дополнить записями его земляка  Лайфа Кристенсена.

      К.С.... Сделаю еще одно небольшое отступление от нашей беседы на радио, чтобы представить, так сказать, «прародителей» идеи создания «Антологии». Диски, записанные Агибаловым на студии Киргизского радио и выпущенные Всесоюзной фирмой  "Мелодия» еще в   1980-е гг.   Один из них -  миньон с пьесами   киргизских классиков и современников в переложении для семиструнной гитары (К.Молдобасанов, К. Орозов, А. Кыдырназаров).

 

         К.С. Алексей Александрович, какими достоинствами, на ваш взгляд обладает  русская семиструнная гитара? 

      А.А. Начать хотя бы с того, что у шестиструнной и семиструнной гитар разный строй. Если у шестиструнной - минор, то  русская звучит  в мажоре. Читая книгу Макса Генделя, я наткнулся на замечательный факт: оказывается, еще Пифагор говорил, что существует семиструнная лира - вот он, аргумент, в пользу русской семиструнной гитары, раз о ней говорил сам великий грек!

        К. С.  Кто из музыкантов в наши дни продолжает играть на семиструнной гитаре? 
        А. А.  Назову  Леонида   Максимовича   Кривоносова,    с   которым   я  вместе    учился.  Это  -    необыкновенный   виртуоз,   воспитывающий  таких   же   виртуозов.   Его   ученики    могут  играть и  в  цыганском  стиле,  к  примеру,  музыку Сергея Дмитриевича  Орехова, и, в     тоже   время,   исполнить    «Прелюдию»    из   «Сонаты    Соль-минор»   N1   И. С.  Баха, написанную  для  скрипки  соло.  Неожиданно  я  узнал, что  в  Тюмени  Михаил Сергеевич Яблоков   издал  2000-страничную   энциклопедию   «Гитара   в   России   и   СССР».   Узнал,  что  у него  - семнадцать учеников-семиструнников.      

        К. С.  Как    Вы  полагаете,  нынешние     гитаристы-семиструнники   способны  собрать полные залы?          

        А.  А.  К   сожалению,  еще  не  было  ни  одного  концерта  в  зале  им.  Чайковского   в Москве,  как  я считаю,  самом гитарном зале, чтобы в двух отделениях играл бы гитарист-семиструнник.  Выступал  кто угодно. Помню,  что  в 1966 году   первым  из  иностранцев  к  нам  приехал   чех   Милан   Зеленка.   Потом   выступали   многие-многие   другие.     Советские   гитаристы  тоже   играли  в  зале  имени  Чайковского,  но  среди  них  не  было семиструнников. Их просто, видимо,  совсем  немного  в нашей стране.

        К.С.  Так в чем же причина?
        А. А. Музыкальная   среда обитания  у   нас  несколько  другая.  Если  ты   бегаешь   на работу в училище, затем спешишь  во Дворец культуры, у тебя нет времени заниматься по восемь  часов   в  день, а   иностранные гитаристы имеют  такую возможность.  Вот, говоря  о   себе,  я  и  играю настолько, насколько  могу себе позволить ежедневно  заниматься. 

       К.С.  Алексей    Александрович,   справедливо  ли   будет  назвать    Вас   единственным композитором   в    бывшем     Советском   Союзе,  пишущим  произведения   для   русской семиструнной  гитары  в сопровождении симфонического  оркестра? 

        А. А. Сначала, приведу такой факт. Представьте, за двести с лишним  лет   никто  так  и  не     написал   произведений    для   гитары   с    фортепиано.  Авторам   просто  не  хватало грамотности.   Надо   ведь   отлично  знать  гитару.  Выдающиеся   советские  композиторы   Сергей  Прокофьев,   Дмитрий   Шостакович,  к   примеру,   не   были   хорошо  знакомы   с  этим  инструментом.  К  тому  же   должен  быть яркий  и  весьма  известный  исполнитель, чтобы  для  него сочиняли  маститые  авторы. У  нас  есть  талантливый  композитор  Игорь   Владимирович   Рехин,   написавший  «Русский   концерт»   для   гитары  с   оркестром.     А   исполнять  его  фактически   некому – нет   подготовки,  да  и  негде играть с большим  симфоническим  коллективом.
        Я    пишу  сочинения крупной  формы  потому,  что мне  есть  с   кем  их  исполнять  -  с Симфоническим   оркестром  Киргизского  радио  и    ТВ.   Мы  записали  «Рапсодию   гор», а  также произведение «Киргизы-кочевники», которое оркестр играл с   необыкновенным вдохновением.  Многие  музыканты  говорили мне, что  эти сочинения уникальны, так как       это  замечательная киргизская музыка. А  в  Киргизии мне, в  свою очередь,  говорили, что в республике больше некому написать и  сыграть  такую музыку.  При  этом я не повторяю киргизскую  мелодику буквально - она щедро  обогащена  европейскими   гармониями.  В   оркестровке своих сочинений я  использую трубу, гобой,  валторну,  чередую  игру  гитары со звучанием собственно оркестра.           

        В Америке мою музыку  выразил желание исполнять молодой одарённый шведский гитарист Мортон Фальк. После фестиваля в штате Айова он попросил подарить ему мою «Сонату» №3. Это огромная честь: Фальк – музыкант с большой буквы, гастролирующий по всей Европе.  Им записано несколько компакт-дисков. Кстати, он играет на восьмиструнной гитаре!  В Европе сейчас наблюдается обнадеживающая тенденция. К примеру, итальянский гитарист, композитор, издатель и педагог Анджело Джилардино вдруг начинает сочинять произведения для семиструнной гитары. Создал пьесу «Иконостас», посвященную русскому религиозному философу, учёному, поэту Павлу Александровичу Флоренскому. Затем он написал концерт «Великий Новгород» для гитары с оркестром.

Где научиться играть на семиструнной?

       ... Это    поразительно  -  у  нас подобную  музыку  кроме  Агибалова  почти не   сочиняют,    а   там    пишут!    Почему     бы   Мортону  Фальку   не     играть   только   на   шестиструнной  гитаре?  Так почему же он решил   взять мое  произведение  для  гитары  семиструнной?  Ответ очень  простой и логичный:  прежде  была  эпоха  Андреса  Сеговии,   затем  была  эпоха      после   Сеговии,  то   есть  эпоха  его   выдающихся  учеников.  И   вот   приходит   третье – четвертое    поколение   после    Сеговии.   Как   им    играть  сочинения  Альбениса,  Гранадоса,  де  Фалья,  Морено   Торроба,  я  не  говорю  уже буквально о  ста пятидесяти    вариантах исполнения  концерта  «Аранхуес».  Музыкантам хочется  уйти  от  обычного  строя.   Ведь   русская   гитара - это же совсем   другая  энергетика, это - мажор. 
        К.С. Ваши слова  подводят к мысли:  не пора ли в Москве открыть специальный  класс семиструнной  гитары, чтобы  хотя  бы  в  столице России были десять–двадцать маститых музыкантов,     которые    смогли   бы    профессионально   подготовиться    для      сольных выступлений  в   крупных   залах.  Ведь  произведений  для    этого  инструмента,    как  мы выяснили, немало. 
        А.А. Видите ли, класс гитары сейчас  существует, но  ситуация печальная. В  Москве из каждого   поступающего   в   Российскую    Академию    музыки   имени  Гнесиных  делают шестиструнника. Даже если он изначально - семиструнник, мотивируя это тем, что нечего исполнять. А ведь это  совсем  не  так. Тысячи  произведе­ний  были написаны для  Русской  гитары с середины 1790-х годов, - подчеркивает  Агибалов.

    К.С. Сделаю еще одно отступление от  беседы  с  исполнителем.   При подготовке этого очерка   я   обратился  к    ряду музыкантов с приглашением поделиться впечатлениями от музыки   их    коллеги-гитариста   из   Бишкека.    Мне    особенно    приятно    отметить,  что  незамедлительно   откликнулась    лауреат   нескольких   Всесоюзных   и   Международных   конкурсов  гитаристов   Екатерина   Пушкаренко. Молодая,  щедро  одарённая  московская  исполнительница,   талантливый педагог, оказалась  предельно откровенной:   «Знакомство с  русской  семиструнной  гитарой  у  меня  произошло  в раннем детстве, -  вспоминает Екатерина. -  Тогда я  только  начинала  заниматься под руководством моего отца,  автора "Прогрессивной  школы игры  на  гитаре"  Анатолия   Пушкаренко.   В   отсутствие интернета,   в  то  время главным источником музыкальной информации  были виниловые пластинки,  которые   в  коллекции  отца  были  представлены   в   изобилии  -  от    музыки испанской до классической  и  русской.  Мы с братом Евгением  слушали пьесы с большим   интересом.    Одной   из  самых  любимых   тогда  у  нас  была  пластинка  с  записью  дуэта семиструнных  гитар   С. Орехова   и    А. Перфильева.   В  звучании   русских   инструментов ощущалось   столько  тепла  и  душевности, что  и  по   сей   день     я помню   свое  детское изумление    от    тембра   семиструнной    гитары,    заметно    отличавшегося    от    красок шестиструнного инструмента. Та   музыка  и   то  впечатление  до   сих   пор  волнуют меня. Совсем маленькой,  я загадала, что  когда-нибудь  смогу исполнять эту музыку.

       В очередной раз,  пересматривая фонотеку моего отца,   натолкнулась на пластинку с названием "Звени, гитара семиструнная. Алексей Агибалов." Задумалась, почему я раньше ее не встречала? Оказывается, запись совпала с годом моего рождения. Попросила отца поставить её на проигрыватель. Зазвучала музыка,   такая близкая и нежная, прекрасная,  поражающая своей душевной теплотой и красотой мелодии. То были сочинения известных композиторов-семиструнников А. Сихры, М. Высотского и замечательного композитора  и   исполнителя  Алексея  Агибалова. Звук  его  гитары  меня пленил, как и  тонкое мастерство артиста, ясно и точно доносившего музыкальную мысль произведений.

         Особенно    запомнилась    пьеса  на   тему    песни  "Клен  ты   мой   опавший".  Спустя   много лет  услышала  это прекрасное сочинение А. Агибалова в тонком и проникновенном  исполнении   известного   гитариста,  моего  доброго  приятеля, лауреата Международных конкурсов  Айнура  Бекутова   из Казани.
       Знаю,  что  музыка   А. Агибалова   интересна   широкому    кругу  слушателей  и  близка   сердцу     русского   человек,   она    захватывает  своей   искренностью.   Как   изумительна   пьеса  "День в  сентябре",  явно  написанная под  впечатлением  какого-то   события.   Этот музыкальный    шедевр   слушается   на    одном    дыхании.   Есть   у  Алексея   Агибалова и сочинения,   написанные    в   стиле   русской    гитарной   музыки   19-го  века -    салонные вальсы,  баркаролы,  также с успехом исполняемые  гитаристами.

        Отдельно   отмечу   творчество   А. Агибалова - исполнителя  и   просветителя   русской гитарной  музыки, что особенно необходимо в наше время, т.к. эти прекрасные сочинения  не    часто   услышишь  на  концертных   площадках  страны.  А   ведь   это - огромный пласт нашей русской культуры, который может быть незаслуженно забыт, ввиду того, как сейчас в стране мало композиторов, пишущих для  русской  семиструнной  гитары. К  сожалению,    не  так много и исполнителей-семиструнников. Но  все же, они есть!
       Помню,  во  время  обучения в  училище  имени Гнесиных было  очень трудно достать   ноты  обработок  С. Орехова,  которые  тогда  еще  не  были  изданы.  Мне  очень хотелось  воплотить  в  жизнь давнюю  мечту детства - исполнять произведения, которые я слышала в записи Алексея Агибалова   на  той старой пластинке!  Мы  с   братом   на    слух  «сняли»     почти   все    пьесы,  которые   потом   с   удовольствием  играли  на  вечерах, посвященных  С.  Орехову,   на  своих   сольных   концертах.  Чтобы    достичь    максимального     эффекта  звучания      русской     гитары,    мы     перестраивали    шестиструнные     инструменты   на    семиструнный      строй     (ре-си–соль   -    ре-си-соль-ре).     Ведь     именно    строй   русской    гитары  и      придает её   звучанию    ту   самую    душевность  и  теплоту   при   исполнении  восходящих    и  нисходящих   арпеджио  и  аккордов   в  пьесах   Андрея   Сихры,  Михаила Высотского,  Матвея Павлова-Азанчеева, Алексея  Агибалова.    
      Сердечно поздравляя замечательного  музыканта с юбилеем,   желаю,  чтобы русская семиструнная гитара, которую Алексей Александрович   так горячо любит,  начала  новый виток своего  развития. Пусть  появятся новые произведения талантливого композитора   в записи    молодых  исполнителей, не   забывающих  при этом,  огромный      музыкальный  багаж,    созданный     талантливыми    авторами-гитаристами  19-20-го   веков   для   этого удивительного, интимного  и  такого близкого русской душе инструмента.

  "Рапсодия гор"


       К.С. После  искреннего   и     теплого    пожелания  талантливого музыканта    Екатерины   Пушкаренко, вернемся,  Алексей  Александрович, в Бишкек, где  неподалёку возвышаются живописные горы. Насколько  такое  соседство    способствует   Вашему  музыкальному  творчеству?                                    

        А.А. Если Вы  внимательно послушаете «Рапсодию гор» и «Киргизы-кочевники», сразу ощутите, что эти сочинения – именно  о горах. Киргизия - сказочная страна, она превосходит своей красотой и Альпы, и Австрию, и даже Кавказ. Ведь девяносто процентов территории Киргизии -    горы. Я уже много десятилетий катаюсь на горных лыжах. Альпинизм - превосходная школа воспитания человека. Когда ты поднимаешься в горы, ты становишься ближе к Богу. Горы - это не груда камней, это энергетика.  Всегда возвращаюсь оттуда помолодевшим на десять лет.  

       Возвращаясь к творчеству, скажу, что я очень  трепетно  отношусь  к  национальной киргизской   музыке. В  истории  Киргизии  есть  пять  гениев,  которые  играли  на  комузе, так     же   превосходно,   как    испанец   Пако  де  Лусия   на  гитаре.  Я   бы    мог  написать  на    киргизские    мелодии    пятичастную  сюиту,   как    это    сделал    Родриго    в     своих   «Фантазиях  для  джентльменов»,  и она звучала бы достойно во всех странах мира. 

        К.С.   Задам   неожиданный вопрос. Вы - потомок донских казаков. Почему же Вы пока  не  создали ни одного произведения на материале казачьих мелодий? 
        А.А. Все еще впереди.  Еще в 2007 году, за  неделю до  открытия фестиваля в  Калуге,  я   окончил  писать  «Концерт  для  гитары с  оркестром»,  посвященный  памяти  Михаила Высотского. Это истинно русский концерт.  Уверен,  все еще впереди.

         К.С. Алексей     Александрович,    уже     немало   лет       многие   средства    массовой информации   приучают  молодёжную  аудиторию  совсем  к   другим  мелодиям.   Что  Вы  могли  сказать любителям такой, «облегченной»,  музыки? 
          А.А.  Пожалуй, стоит  напомнить  высказывание  замечательного польского режиссера Кшиштофа Занусси – «слушать попсу  негигиенично». Если  люди  будут потреблять только попсу,    произойдут  необратимые  процессы,   которые   потом  не  позволят  им   слушать подлинную,  глубокую музыку. 
       К.С. Как Вы полагаете, какое  место русская гитара способна занять в нашей стране в XXI веке?         

       А.А. Русская гитара неотделима от  коренной, многовековой русской культуры, неотделима  от русской духовности. Она сейчас существует в отдельно взятом государстве. Но у   неё, убеждён, огромная перспектива. Приведу пример: бывший  военный техник  по обслуживанию самолётов, американский нотоиздатель Матанья Оффи, выпустивший   уже около десятка сборников сочинений для гитары,  привлек для выступлений  двадцать семиструнников, он даже заказал им инструменты. Весь XX-й век гитара главенствовала, она многолика. Она сопровождала концерты и Владимира Высоцкого и многих бардов.  Она зазвучала  и в джазе, и в классике. Из своего опыта знакомства с этим инструментом,  а я еще и наполовину его не познал, вижу, что он живой, у него есть душа - вот что самое главное. И ты не пальцами - ты своей душой касаешься струн                

...Для   человека творческого  каждый день рождения -  это время  подведения   итогов сделанного за предыдущие месяцы, возможность наметить  планы на  предстоящие годы.  Агибалов, известный слушателям целого ряда городов бывшего Советского Союза, меломанам России, США, стран Европы,   находясь в отличной  творческой и спортивной форме, продолжает вносить серьезный вклад в культуру,  успешно работает над новыми музыкальными и художественными произведениями.           

Летом 2017 года,  незадолго до своего   семидесятисемилетия,  Алексей   Александрович Агибалов в очередной раз получил приглашение   из Калуги, где с успехом выступил на юбилейном Двадцатом Международном музыкальном фестивале «Мир гитары». Для истинных ценителей прекрасного  концерт мэтра  стал еще одной  возможностью   выразить  признательность и  глубокое     уважение    замечательному  артисту, композитору, художнику, наконец, истинному  подвижнику,   посвятившему нашей  национальной  культуре, русской семиструнной гитаре весь свой  многогранный талант и сокровенный божий дар.

Константин Смертин,

Лауреат литературных премий,

Член Союза журналистов России, Союза журналистов Москвы и Международного Союза славянских журналистов.

Окончил Российскую академию музыки им. Гнесиных, затем факультет Международных отношений, а также факультет журналистики МГУ для специалистов с высшим образованием.  Работал редактором Центрального радиовещания СССР на  Зарубежные страны, вскоре  был приглашен  на должность комментатора  радиостанции «Маяк».  В должности Главного музыкального редактора  работал на р/с  «Возрождение» и «Народное радио». На многих радиостанциях и телевизионных каналах страны в прямом эфире вел авторские программы,  принимал участие в передачах ряда зарубежных станций.     Первая 20-ти минутная передача журналиста вышла в эфир 9 мая 1968 года.

     С 1966 г. Статьи, заметки и очерки Константина Смертина публикуются в газетах, с 1982г. - во Всесоюзных музыкальных журналах, а также советских изданиях, предназначенных для читателей ряда зарубежных стран.      Смертин К. В. - Лауреат ряда журналистских премий, среди которых - премия журнала "Советская женщина" (1984г.); победитель конкурса мнений слушателей "Лучший по профессии" (музыкальный комментатор), посвященного 35-летию радиостанции "Маяк" (1999г.), Международного интернет-конкурса «Страницы семейной славы» (20015 и 2016гг.)   Материалы журналиста печатались в областных, многотиражных, детских и юношеских изданиях, публиковались в центральных газетах: "Известия", "Вечерняя Москва", "Московские новости" и других; неоднократно выходили в журналах: "Советский Союз", "Орбита", "Советская женщина", "Музыкальная жизнь", "Кругозор"; а также в изданиях АПН на иностранных языках. В течение многих лет статьи К. Смертина публикуются в российских интернет-изданиях.

     В 1978 году Смертин К. В. был награжден медалью "60 лет Вооруженных сил СССР". За проведение ряда  культурных мероприятий был  удостоен Почетных  грамот различных государственных и общественных  организаций.      В 2004 году, по случаю 40-летия радиостанции «Маяк» журналисту был вручен  памятный знак «Ветеран «Маяка». В 2006 году Международным Благотворительным   фондом «Меценаты столетия» журналисту вручена Золотая медаль «Честь и польза». В 2007г.  Благотворительное общественное движение «Добрые люди мира»  удостоило  его Серебряной медали  ордена «Во имя жизни на Земле», а в 2008 году в связи с юбилеем  -  ордена «Слава нации». В том же году «За большой вклад в развитие культуры и массовых коммуникаций» награжден «Почетной грамотой» Министра культуры и массовых коммуникаций Российской федерации.

Комментарии наших читателей

Аня из г.Торжка 2471 день назад в 07:58:35
А я и не знала, что есть такая большая разница между 6 и 7 струнной гитарой. Думала, что это прихоть музыканта. А что на них можно такие вирши и рапсодии играть... Привыкли к 3 аккордам. Вот бы послушать настоящего гитариста. Я учу младшеклассников - повела б их на такой концерт.
Александр Миронов 2416 дней назад в 16:21:49
Ання, заходите на мой сайт:
www.studiomironov.ru
там есть много записей, ссылки на мои страницы ВК и FB. Подпишитесь и будете получать уведомления о концертах и других гитарных мероприятиях
Нил, Москва 2471 день назад в 20:05:32
Это особые ребята. Повернутые на музыке и сделаввшие чудненькую картотеку гитарной истории. Кое кого я тоже знавал. Но ушли настоящие гении. Остались единицы -тех кто знает и умеет. %)
Алексей 2470 дней назад в 16:55:14
Бац... Ох гитара ты моя семиструнная... Тоже когда то давно учился. Не сказать чтоб очень сложно - главное: заниматься надо постоянно! А вот на это терпения моего не хватило. Жалею... :( :o
Тихон Сергеевич,СПб 2469 дней назад в 23:19:08
Где купить эти диски? Слышыл однажды на каком-то концерте такую игру. Правда это сила звучания, восторг в душе. Мастера , конечно есть в каждой музыкальной культуре, но тут поражало то что это сейчас редкость. Вроде как не модно или снова нужен Высоцкий со своей гитарой?
К. Смертин 2447 дней назад в 23:43:13
Уважаемый Тихон Сергеевич!
Несколько дисков А.Агибалов летом прошлого года передал А. Миронову. У него есть своя страничка. Можно с ним связаться. Желаю успеха.
С уважением. К. Смертин.
Александр Миронов 2416 дней назад в 16:25:18
Тихон, заходите на мой сайт:
www.studiomironov.ru
оставьте сообщение с контактами. У меня есть диски Агибалова. Он мне их оставил для распространения.
А ещё на сайте есть много записей, ссылки на мои страницы ВК и FB. Подпишитесь и будете получать уведомления о концертах и других гитарных мероприятиях
С.Терешин, Владивосток 2468 дней назад в 12:57:13
Обидно , что Агибалов мог работать в любой стране, А у нас его толком на всю мощь не использовали. Хрены наши. Никак не могут смирится с талантами. Надо их выпереть со страны нашей. Или завидуют? Ну а они не пропадают - всюду несут свои дары. Жалко что не слышал именно его/ хотя у нас тут тоже был свой Васен. Класно играл. Супер был. ;)
Родион из Вологды 2468 дней назад в 16:54:17
Сам играю на 7-струнке. Люди балдеют. Много чего умею. Пластинки кое -какие есть и диски. А вот диски Агибалова не встречал Не везло и ли их нет? Надо исправлятся. А мне совершенствоваться. Развиваться. Удобный инструмент, он всегда с тобой. И обнимаю его и целую - как жену молодую она даже ревнует.
К. Смертин 2447 дней назад в 23:45:34
Уважаемый Родион! Вы можете обратиться за дисками к А. Миронову. У него еще есть несколько из числа оставленных А. Агибаловым.
Желаю успеха. К. Смертин.
Александр Миронов 2416 дней назад в 16:25:48
Родион, заходите на мой сайт:
www.studiomironov.ru
оставьте сообщение с контактами. У меня есть диски Агибалова. Он мне их оставил для распространения.
А ещё на сайте есть много записей, ссылки на мои страницы ВК и FB. Подпишитесь и будете получать уведомления о концертах и других гитарных мероприятиях
Родион из Вологды 2468 дней назад в 16:57:32
но конечно до серьезных концертов у меня дело не доходило. Вот бы попасть на такой болльшого мастера. Но я б тогда от завидок сдох бы. А может и нет... Но гитарная музыка бесподобная. Сам знаю. А Агибалову низкий поклон и много лет жизни. Дарить радость другим! И себе... :p
Александр Миронов 2416 дней назад в 16:26:17
Родион, заходите на мой сайт:
www.studiomironov.ru
оставьте сообщение с контактами. У меня есть диски Агибалова. Он мне их оставил для распространения.
А ещё на сайте есть много записей, ссылки на мои страницы ВК и FB. Подпишитесь и будете получать уведомления о концертах и других гитарных мероприятиях
Марианна Симферопольская 2468 дней назад в 19:57:15
Талантов у нас много, но мы их не почитаем.И проигрываем. Эфир и тв и радио заполонили пошлейшие песенки. На три аккорда. Фу...А где услышать такого человека как Алексей Агибалов? Чего ж мы лишаем себя настоящей радости?!
Александр Миронов 2416 дней назад в 16:27:20
Марианна, если интересуют диски Агибалова, заходите на мой сайт:
www.studiomironov.ru
оставьте сообщение с контактами. У меня есть его диски . Он мне их оставил для распространения.
А ещё на сайте есть много записей, ссылки на мои страницы ВК и FB. Подпишитесь и будете получать уведомления о концертах и других гитарных мероприятиях
Изольда, Иркутск 2467 дней назад в 17:19:31
Лет 15 назад я была на подобном концерте. Ощущение осталось надолго. Еще несколько дней в ушах звучала эта музыка. Имен не помню. Но сильное впечатление. :o
автор, Смертин Константин Васи 2467 дней назад в 19:14:46
Уважаемые читатели! 19 февраля в 14.00 до 15.00 в интернете прозвучит передача "Неслучайные встречи", посвященная 7-струнной гитаре. "Народное радио", Слушать он лайн. Покажу диски А.А. Агибалова. Участник - гитарист Александр Миронов. т. эфира: 495, 629-08-73. Эфир - последний. Радио закрывают.
Приглашаю, ищите в ИНТЕРНЕТЕ!
Николай Родин, Подмосковье, Ст 2467 дней назад в 20:37:33
77 лет . а сам живее чем другие молодые. Бог вложил в него такие дары. Жизнь прожита не зря.
Передачу буду искать и слушать. Автору спасибо, а самому Мастеру - наш большой респект. В нем живет мир гитарной музыки. Если удастся будем слушать. А где купить диски??????
автор 2455 дней назад в 22:36:30
Уважаемый Н. Родин!
Несколько дисков А. Агибалов оставил участнику передачи гит аристу Александру Миронову. У него есть свой сайт в интернете.
Александр Миронов 2416 дней назад в 16:28:14
Николай, заходите на мой сайт:
www.studiomironov.ru
оставьте сообщение с контактами. У меня есть диски Агибалова. Он мне их оставил для распространения.
А ещё на сайте есть много записей, ссылки на мои страницы ВК и FB. Подпишитесь и будете получать уведомления о концертах и других гитарных мероприятиях
друзья Саша, Макс и Давид- ужо 2466 дней назад в 11:30:30
Любим музыку/ послушаем чо умеет этот Миронов... ;)
Дмитрий Соколов 2463 дня назад в 14:57:01
Замечательная передача. Жаль , что радио закрывают. Такие люди рассказывают и показывают редко исполняемую музыку.
Александр Миронов 2454 дня назад в 18:43:03
Надеемся, что передача не последняя. Я рад, что она понравилась
Фарид, Казань 2458 дней назад в 18:29:51
С удовольствием послушал передачу с участием Александра Миронова. Видно, что он всей душой болеет за судьбу гитары в России и особенно семиструнной. Кроме того он прекрасный исполнитель и композитор. Спасибо.
Александр Миронов 2454 дня назад в 18:43:21
Благодарю за отзыв!
Олег, Норильск 2458 дней назад в 21:29:10
Приезжали к нам года три назад. Концерт прошел на ура. Молодежь захотела играть на гитаре. Кто то пошел учится а кто то забросил. Чтоб стать Мастером надо терпение и терпение. Ну и способности к этому. Диски меня тоже интересуют. В машину поставил бы или та к вечерком...
автор 2455 дней назад в 22:41:47
Уважаемый Олег!
Диски есть у участника передачи гитариста Александра Миронова. У него свой сайт в интернете. Или по адресу Агибалова -
aaabdalov@yandex.ru C уважением, Смертин К.В.
Александр Миронов 2416 дней назад в 16:28:59
Олег, заходите на мой сайт:
www.studiomironov.ru
оставьте сообщение с контактами. У меня есть диски Агибалова. Он мне их оставил для распространения.
А ещё на сайте есть много записей, ссылки на мои страницы ВК и FB. Подпишитесь и будете получать уведомления о концертах и других гитарных мероприятиях
Александр Миронов 2454 дня назад в 18:41:22
Уважаемый Олег, Вы можете написать сообщение в окошке диалога на моём сайте www.studiomironov.ru

Добавить комментарий

Ваше имя:
Сообщение:
Отправить

Специальное предложение

В.С. «Старик ждал…»

 

Читать книгу
Натальи Желноровой

"ГОРЕЛА ВРЕМЕНИ СВЕЧА" 
 

Читать книгу
Владимира Савакова и
Натальи Желноровой
"НОЧНОЙ ДИКТАНТ"

 

Читать книгу
Владимира из п.Михнево
"ТЫ ОТКРОВЕНИЯ УСЛЫШИШЬ
ИЗ ПОТАЕННОЙ ГЛУБИНЫ"

 

Дом-Усадьба Юрия Никулина открывает свои двери! 

 

РОССИЙСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНСТВО 


 

Если вы хотите оказать нам помощь в развитии сайта и нашей благотворительной деятельности - разместите наш баннер на вашей страничке!




Органайзер доброго человека

Вывезти на свежий воздух и весеннюю прогулку свою семью.
Пригласить в гости старого друга.
Позвонить маме и отцу.
Отдать книги, диски и игрушки многодетной семье.
Помочь безработному соседу устроиться на работу.
Поговорить о жизни с сыном.
Оплатить (хоть раз в год) квартиру бедного родственника.
Подарить жене цветы.
Подумать о своем здоровье.
Отдать давние долги.
Покормить птиц и бездомных собак.
Посочувствовать обиженному сослуживцу.
Поблагодарить дворника за уборку.
Завести дневник для записи своих умных мыслей.
Купить диск с хорошим добрым фильмом.
Позвонить своей любимой учительнице.
Поближе познакомиться с соседями.
Помолиться об умерших родных и друзьях.
Пожелать миру мира и любви!