ИСКУССТВО. МУЗЫКА. ДУША.
Заполненный неповторимыми полотнами народного художника СССР Ильи Глазунова,
концертный зал Московской государственной картинной галереи на Волхонке был
«оккупирован» ценителями хоровой музыки, пришедшими познакомиться с новой
программой Академической смешанной хоровой капеллы одного из старейших высших
учебных заведений страны - Российского университета транспорта (МИИТ).
Выступления, традиционно проходящие в начале весны в лучших музыкальных залах и
картинных галереях столицы с представлением новых программ, в последние
несколько лет стали истинным подарком не только московским любителям хоровой
музыки, но и основателю Капеллы, её художественному руководителю и дирижеру,
Заслуженному работнику культуры, композитору Константину Николаевичу Кострикову.
В течение
полутора десятилетий нашего знакомства доктор философских наук, профессор
Костриков все глубже раскрывался, как человек разносторонних знаний. Размышляя
о жизни, музыке, творчестве, он так сформулировал свои принципы: «Человек обязан
жить не мыслями о богатстве, а стремлением совершенствовать свою душу.
Думать о предназначении, которое ему наметил Бог. И честно воплощать в своём
ежедневном бытии».
Вера в
людей, убеждённость в необходимости высокого музыкального искусства серьезно
помогает мне. В России - очень талантливые люди, им только необходимо дать
возможность раскрыть свой талант, выразить свою душу. А не подменять искусство
примитивными компьютерными забавами, - подчеркивает Костриков. - Современные
технические достижения не должны приводить к оглуплению граждан, особенно,
молодых.
- По
зрелым размышлениям, - подчеркивает Константин Николаевич, - я пришел к
убеждению, что хоровая музыка – это разговор душ, раскрывающий в человеке
чувство прекрасного, помогающий стать гармоничнее, совершеннее. Гармония же –
один из основополагающих законов Вселенной.
Кредо
супруга в полной мере разделяет Татьяна Ивановна Кострикова, выпускница
музыкального училища при Московской консерватории и Московского государственного
института культуры, бессменный хормейстер и правая рука дирижера. Творческое
единство особенно важно, так как среди участников не только увлеченные пеним
студенты МИИТ, составляющие основу Капеллы, но и юные московские школьники, а
также люди разных профессий, год за годом несколько раз в неделю приходящие на
репетиции. Они тщательно разучивают и оттачивают произведения, можно сказать
вместе со своими наставниками наполняются «музыкальными созвучиями», погружаясь
в глубочайшие исследования замысла композиторов.
Благодаря
общему подвижничеству, каждая программа капеллы, становится новой
профессиональной ступенькой с открытием ярких музыкальных граней. Ведь звуки,
запечатлённые в нотных знаках произведений, рождаются именно благодаря
исполнителю, порой, в привычном, открывающему что-то своеобразное, уникальное,
расширяющее наше представление о творчестве того или иного автора. Именно
такую задачу постоянно ставит перед собой и участниками Капеллы Константин
Костриков. Этому способствует высокий профессионализм Наставника, тщательно
подбирающего глубокие и интересные музыкальные произведения, которые он
аранжирует так мастерски, что они становятся максимально удобными для исполнения
любителями вокала. Что в очередной раз наглядно продемонстрировало выступление
молодых московских артистов.
Лауреат
престижнейших Фестивалей и Международных конкурсов в Чехии, Австрии, Словакии,
Ирландии, ряде других стран, Хоровая капелла Российского университета
транспорта, неоднократно выступавшая на Поклонной горе в канун Дня Победы, на
Красной площади Москвы в День славянской письменности и культуры, исполнявшая
духовные произведения в Храме Христа Спасителя (!), новую программу составила из
трех частей.
Несомненной удачей оказались оригинальные транскрипции сочинений русских
композиторов-классиков. Отмечу «Вокализ» Сергея Рахманинова (солистка Ольга
Шарапова), «Слава, слава Богу в вышних» Дмитрия Бортнянского, и два хора из
оперы Александра Бородина «Князь Игорь»: «Улетай на крыльях ветра» и «Солнцу
красному слава». В эту часть выступления коллектива Константин Костриков
включил две собственные хоровые миниатюры на канонические тексты: «Господи,
спаси нас» и «Аллилуйя». Высокохудожественные, потрясающие по пронзительности,
сочинения Кострикова гармонично дополнили раздел духовных и светских
произведений русских композиторов-классиков.
Настоящий
сюрприз ждал слушателей в средней части концерта. Маэстро представил пять
частей из своей новой кантаты «Александр Невский»: «Торжище», «Канон покаяния»,
«Калики перехожие», «Арию княгини Александры Брячиславны» (Солистка Ольга
Шарапова) и «Арию князя Александра Невского» – (солист Роман Жданов). Глубокое
знание автором многовековых традиций музыки духовного жанра, как и современных
хоровых сочинений, представило Кантату «Александр Невский» ярким, оригинальным
произведением, у которого впереди успешная концертная жизнь.
На этом
сюрпризы новой программы Капеллы МИИТ не завершились. Отрадно отметить, что
солисты - Ольга Шарапова и Иван Гусев, обладатели ярких, прекрасного тембра
голосов, исполнили сложные арии из опер, вошедшие в золотой фонд мировой
музыкальной культуры. Шарапова в очередной раз блеснула замечательными красками
своего тембра, продемонстрировав великолепную вокальную технику в «Арии Магды»
из оперы Джакомо Пуччини «Ласточка». Высокое исполнительское мастерство показал
Иван Гусев, исполнивший «Серенаду Арлекино» из бессмертной оперы «Паяцы» Руджеро
Леонкавалло и виртуозную «Тарантеллу» Джоаккино Россини.
Еще один
приятный сюрприз ждал ценителей хоровой музыки в заключительной части
выступления коллектива, явившего серьёзный профессиональный рост. В аранжировке
Константина Кострикова в Московской государственной картинной галерее народного
художника СССР Ильи Глазунова московские артисты исполнили
a capella
«Страдания» из «Русской тетради» замечательного, очень рано ушедшего из жизни
композитора Валерия Гаврилина. В этой хоровой миниатюре яркий исполнительский
талант продемонстрировала солистка коллектива Дарья Никишина.
Практически все концертные программы коллектив традиционно завершает любимыми
многими слушателями песнями: «Московские окна» Тихона Хренникова на стихи
Михаила Матусовского, патриотической композицией незабвенной певицы, народной
артистки России Маргариты Суворовой «Русь» в обработке Константина Кострикова на
стихи замечательного русского поэта 19-го века Ивана Саввича Никитина и
песнопением «Многая лета». Не изменили этому принципу, тепло встреченные
слушателями участники Хоровой капеллы Российского университета транспорта и на
этот раз.
КОНСТАНТИН СМЕРТИН.
|