«ЭТИ КАРТИНЫ МНЕ СРАЗУ НЕ ПОНРАВИЛИСЬ...»
Картина К.Малевич "Самовар"
Торговец ударил ножом покупателя за то, что тот заподозрил
его в продаже подделки.
Скандал с подделками шедевров, которые больше 40 лет висели
в Ростовском кремле, набирает обороты.
Как могло получиться, что пропали бесценные картины? И
почему столько лет об этом никто не знал?
Две пропавшие картины - это поистине шедевры русского
авангарда. Работы самого Казимира Малевича («Самовар», 1913 г.) и Любови Поповой
(«Беспредметная композиция», 1918 г.).
- Конечно, это бесценные вещи, - говорит искусствовед,
эксперт аукционного дома «Русская эмаль» Андрей Никольский. - Начнем с того, что
работы русского авангарда выставляются на продажу крайне редко. Просто их в мире
мало.
Приведу некоторые цифры. Последний раз картину Малевича
купили за 85 миллионов долларов, а Поповой - за миллион с лишним. По-моему,
цифры говорят сами за себя.
Да, кто-то, видимо, неплохо заработал. Но как вообще такое
могло произойти? Итак, обо всем по порядку.
В 2017 году было принято решение провести масштабную
экспертизу предметов искусства Ростовского кремля. Результаты буквально
шокировали: две картины, которые составляли гордость музея, оказались подделкой!
В ходе служебной проверки выяснилось, что подмена
подлинников произошла с 1960 по 1972 год. И что совсем уж удивительно, в течение
многих десятилетий никто даже глазом не повел и ничего не заподозрил.
За разъяснениями мы обратились к старшему научному
сотруднику Третьяковской галереи Левону Нерсесяну.
- Как думаете, в Третьяковке такое возможно?
- Нет. Не представляю, чтобы у нас случилось что-то
подобное. Это же нужно внести в музей копию, умудриться вынести подлинник. Не
представляю, как это возможно...
- А произошедшее в Ростовском кремле - из ряда вон
выходящая ситуация? Или просто наши провинциальные музеи редко проверяются?
- В каждом музее свои порядки. На самом деле перед
провинциальными музеями стоят очень большие задачи, первая из которых -
укомплектовать штат так, чтобы сотрудники были соответствующего
профессионального уровня.
Ведь почти во всех провинциальных музеях коллекции очень
обширные - показывают жизнь определенного места от самых древних времен до дня
сегодняшнего. И далеко не во всех музеях такого плана есть хорошие специалисты
по авангарду. Их вообще очень мало. А уж в провинции!..
- Но почему же за эти 40-50 лет ни у кого даже подозрения
не возникло?
- Вот представьте себе: сидит хранитель Мария Потаповна.
Год, два, три, пять... Вся коллекция авангарда у нее перед глазами изо дня в
день. И почему ей в голову однажды должна прийти мысль: а Попова ли это? А уж не
подменили ли мне Малевича? Вот с какой радости?..
А потом, поймите и хранителей. Они видят предметы своей
коллекции изо дня в день. Глаз замыливается, уходит острое восприятие предмета.
И все же «МН» нашел человека, у которого подозрения по
поводу данных работ уже возникали. Им оказалась искусствовед Светлана Джафарова,
которая в далеком 1987 году везла картины на выставку в Японию.
- Помню, что когда еще в Ростове увидела эти работы, то они
мне сразу не понравились. Тогда подумала: как они нехороши, - вспоминает
Джафарова. - И я даже спросила у сотрудников: они что, только что после
реставрации? Мне ответили: да, после реставрации. А когда уже в Японии, в музее,
глубокой ночью мы их развешивали по стенам, я увидела совершенно отчетливо: да,
они нехороши. И главное, мне показалось, что они вообще написаны одной рукой.
Позже я говорила об этом в Министерстве культуры, но
почему-то от меня отмахивались: мол, молчи, за умного сойдешь. А потом в 1991
году, когда в Третьяковской галерее была конференция о Малевиче, я сделала
доклад о трех его картинах, в том числе о «Самоваре», и позволила себе
предположить, что существует и копия. И даже тогда на это не обратили
внимания... Почему?
В те годы понимание этого вида искусства было очень слабое,
хороших специалистов - раз-два и обчелся. Я вам даже так скажу: к специалистам
по русскому авангарду вообще было негативное отношение, их не только не
продвигали по службе, а даже «топили»...
Сегодня, конечно, ситуация другая, русский авангард во всех
смыслах в цене. Но возникает другой вопрос: если провести массовую экспертизу
предметов искусства в региональных музеях, какие будут результаты? Некоторые
искусствоведы считают, что сюрпризов нас ожидает много...
Оксана Химич.
|