МИХАИЛ ВЕЛЛЕР О РУССКОЙ КЛАССИКЕ И ... ДЕПРЕССИИ
Сказал бы кто, что сугубо литературоведческое произведение
мы будем читать, как детектив - никто б не поверил. Но это действительно так:
Михаил Веллер оторвался вдруг и от беллетристики, и от философии, и выпустил
книгу лекций или эссе «Огонь и агония». Название первой же главы говорит само за
себя и разом отвечает на вопросы, которые по традиции запрещалось задавать:
«Русская классика как яд национальной депрессии». Это полный отчаяния и однако
зубодробительный взгляд на литературу.
Не так, чтобы мы без этой самой классики совсем жить не
могли – но стало интересно, о чем именно идет речь. Ибо если что российский
народ больше всего и объединяет - так это уроки литературы, через жернова
которых прошли абсолютно все, и ученый с мировым именем, и самый ленивый
охранник в супермаркете.
Смерть червяка – это не трагедия
- Итак, Михаил Иосифович: с чего все началось?
– Года четыре назад пригласили меня в одну из образцовых,
экспериментально-показных школ, на обсуждение ЕГЭ по литературе. И зашел
разговор о советских временах, когда по программе изучали «Как закалялась
сталь», «Молодую гвардию» и «Повесть о настоящем человеке». Шедевры это или нет,
но школьник получал мощный позитивный заряд, идеал поведения, жизненный пример.
Разумеется, великая русская классика блистательна и прекрасна, но что касается
ее воздействия на подростков, которым и так в жизни трудно... И я неожиданно
взглянул на классику под этим углом зрения: эффект ошеломляет, обескураживает!
– Что именно напрягает вас в том школьном курсе
литературы, со времен вашего детства фактически неизменном, который предлагает
Министерство образования?
– Ответ на вопрос: «Чему она может научить подростка»? Как
жить, что делать, как найти цель и смысл своей жизни, как бороться против
несправедливости и лжи, как добро должно побеждать зло? Поймите: в
тринадцать-семнадцать лет подросток формируется на всю будущую жизнь, ему
необходимо знать, как жить!
Вот великий Карамзин, реформатор и создатель современного
русского литературного языка, он отказался от церковнославянской тяжеловесности,
ввел множество новых слов, от «влюбленности» до «человечности»! Основал жанр
путешествий в русской литературе, с него у нас начался сентиментализм, он автор
первого свода русской истории – «История государства Российского». В школе –
«Бедная Лиза», утопилась в пруду. Все!
Грибоедов. «Горе от ума». Все глупы или подлы. Один Чацкий
хорош – он и лишний тут. Умный, честный? Нечего делать, беги!
Пушкин, наше все, автор гениального «Медного всадника»,
«Станционного смотрителя», массы шедевров нетленных. Вопрос: почему из всех его
созданий именно Евгений Онегин - лишний человек, бездельник, не знающий, к чему
себя приспособить, он кроме того, что убил Ленского и попортил жизнь Татьяне,
ничего в жизни не сделал - становится главной фигурой русских литературных
святцев?
Лермонтов: ничто в русской прозе я не люблю так, как «Героя
нашего времени», а в нем – «Княжну Мери». Это проза гениальная, блистательная.
Почему же герой – Печорин? Негодяй и подлец, который непонятно для чего унизил и
пристрелил Грушницкого, а наивную и чистую 18-летнюю Мери соблазнил, овладев ее
душой, а после оскорбил и сделал несчастной, сообщив: она ему не нужна! В конце
он говорит: «А ведь верно было мне предназначение высокое, ибо чувствовал я в
душе своей силы необъятные». Так может заявить любой негодяй с претензиями!
Преподавание этого ужасает: когда
четырнадцати-шестнадцатилетние юноши, девушки это впитывают, изучают – с чем они
выйдут в жизнь?
Гоголь: «Ревизор» и «Мертвые души» - проходимец на фоне
провинциальных идиотов. Дивные романы Тургенева, при жизни он был самый
знаменитый, издаваемый русский писатель в Европе. Почему ж он уморил Базарова?
Вот новый человек - работяга, будущий ученый. Но нет: укололся, заразился,
умер!.. Или Инсаров в «Накануне» - революционер, храбрец, силач, счастливо
женился на любимой, едет сражаться за свободу родной Болгарии! Не волнуйтесь:
простудился, заболел, умер.
Федор Михайлович Достоевский, этого великого художника
никто и близко не сведет с небесного пьедестала. «Преступление и наказание».
Чувствуете разницу: в Европе – Наполеон, реформы, конституции. В России -
студент Раскольников с топором и вопросом: «Тварь ли я дрожащая или право имею»?
Вопрос не стоит: могу ли я установить справедливость и спасти родину? У нас
другое: раз кумир народов погубил миллион людей – смею ли я тоже убить? Муки
гуманистов… И главные герои – убийца Раскольников и Сонечка Мармеладова,
чистейшая душа, правда, проститутка. «Идиот»: душевнобольной, содержанка,
убийца. «Братья Карамазовы»: содержанка, убийца… Но почему они – главные герои
русской литературы?! И как это поможет подросткам жить, где искать счастье?
За окном: русские моряки Беллинсгаузен и Лазарев открыли
Антарктиду, армии Кауфмана и Черняева завоевали Среднюю Азию, вырвав его из
страшного средневековья, русские на проданной Аляске стали американцами. Это
писателей как-то не интересовало…
– Но венцом классической древнегреческой литературы тоже
была не комедия, а трагедия!
– Трагедия – это смерть героя. Смерть червяка – это не
трагедия. Когда гибнут Эдип или Геракл – они свершали великие деяния, это герои
великой силы духа. А когда размазывают Акакия Акакиевича – это тягостная смерть
безвредного и ничтожного человека. Трагедия – это испытание героя на прочность в
полном диапазоне, вплоть до смерти, когда на излом видно величие его души.
Никакого величия души в истории русских неудачников нету.
Более того: образ Андрея Болконского – это принципиальное
отрицание героизма, неверие в него и осуждение. Князь Андрей – важнейший
персонаж русской классики: нет героев и неправда, что они бывают.
Униженные и оскорбленные
– В нашей литературе действительно большое количество
униженных и оскорбленных. Но разве не за это ее столь трепетно любят за рубежом?
За доброту и трогательное внимание по отношению к слабым?
– Не стоит преувеличивать свою роль в мировой истории. Это
относится как к отдельному человеку, так и к русской литературе. Она занимает
весьма скромное место в мыслях европейца. Из всей русской литературы знают три
фамилии: Достоевский, Толстой и Чехов.
Любовь Запада к маленькому человеку русской литературы и
загадочной русской душе – это миф. Каждый народ придумывает лестные для себя
мифы. Много пели о загадочной немецкой душе, о возвышенной итальянской душе, и
так далее.
– А есть ли вообще в русской литературе XIX века
произведения, где можно на кого-то опереться духом?
– Были. И Загоскин писал, и Крестовский, прежде других –
Фаддей Булгарин написал «Иван Выжигин». Сирота прошел испытания и вышел в люди.
Первый русский роман. Переведен на восемь языков – единственный из современных
ему произведений. Тираж – 10 тысяч, в 10 раз больше хитов того времени! Булгарин
назначен исчадием ада в русской литературе. Есть архетип Номера Первого –
ангела, и Номера Последнего – мерзавца, диалектическая пара: Моцарт и Сальери. В
русской литературе эта диалектическая пара – Пушкин и Булгарин.
Булгарин – человек труднейшей судьбы. Польский аристократ,
отец за участие в восстании сослан в Сибирь. Детство провел в кадетском корпусе,
где его лупцевали и травили: поляк, и по-русски говорит плохо. Он устоял,
по-русски даже стихи писал. Выпущен корнетом лейб-гвардии уланского полка.
Участвовал во многих сражениях, был ранен и награжден боевыми орденами. Уволен
за озорство и дела чести, был командиром эскадрона наполеоновской кавалерии,
крест Почетного Легиона. В 30 лет приехал в Петербург и начал с нуля.
Успешный издатель и писатель, авторитетный критик. Пушкин с
Дельвигом у Булгарина обедали, имели лучшие отношения – пока Булгарин не издал
«Дмитрия Самозванца». Пушкин оскорбительно заявлял, что Булгарин украл все из
его неопубликованного «Бориса Годунова». Понятно и давно доказано, что это
невозможно. Наглое вранье, что он был доносчик, повторяется стереотипно, хотя
доказано обратное. Это элементарно оклеветанная фигура. «Иван Выжигин» –
произведение знаковое, без которого не было бы никаких «Мертвых душ» Гоголя,
никаких «энциклопедий русской жизни».
– А кто же его оклеветал и почему?
– В России не любят людей успешных. Булгарин был независим.
Сидел под арестом за неугодную царю рецензию. С ним дружили Рылеев, Кюхельбекер,
он многим помогал. Грибоедов, уезжая навстречу смерти, оставил ему единственный
список «Горя от ума» с надписью: «Горе мое вверяю другу Фаддею». Нельзя было
стерпеть, чтобы кто-то был так удачлив, богат, имел самые большие тиражи, был
самый читаемый писатель и самый влиятельный издатель. «За что ему так много
дано?» Нет людей более ревнивых и завистливых, чем творцы. Они норовят съесть
высоко взлетевших, тем и живы.
Русских учат плакать
– Но мы с вами именно на этой литературе и выросли. И,
заметим, весьма достойными людьми. Все эти проститутки, убийцы и неудачники все
равно сложились в определенный интеллектуальный узор, мозаику, части которой
вместе смотрятся вполне прилично.
– Благодаря или вопреки? Людям удается устоять в жизни и
сохранить совесть не потому, что они читали, к примеру, Чехова, Кафку или Джойса
(великие писатели). Семья воспитала, двор и школа. А если читали, то скорее
Джека Лондона, Хемингуэя, или Ремарка. «Овода» Войнич. Или «Спартака» Джованьоли.
Петр I посылал юношей учиться за границу, и они
возвращались, набравшись вольнодумства. Так зарождалась интеллигенция –
сочетание интеллектуальных профессий и свободомысленных взглядов. Оформившись,
эта элита всегда была настроена оппозиционно по отношению к российской власти –
самодержавной и деспотичной. И мировоззрение либерального общества сложилось
такое, что все, кто успешны, процветают и добились победы – не заслуживают
одобрения, потому что они приспособленцы несправедливой власти, соглашатели,
скрытые прихвостни. Удачник как бы олицетворял преимущества власти – а либералы
ее ненавидели. А все неудачники и страдальцы, гонимые при этом режиме –
заслуживают внимания и жалости.
И это сохранилось в нашей традиции до сих пор – когда,
например, обожествляют Бродского, но поливают грязью Евтушенко. Есть объяснение:
Бродский советской властью был гоним, судим и не печатаем, а у Евтушенко
огромные тиражи, слушать его собирались стадионы, а президенты принимали у себя
в кабинетах. Хватит ему процветать, сейчас мы установим справедливость: замажем
звезду грязью, а гонимого эмигранта Бродского вознесем. Объективности не жди от
элиты, которая свою оппозиционность выказывает, перепланируя литературные
кладбища. Власть над репутациями мертвых – это реванш.
– Но, может, любовь к слабому, которой учит русская
литература, и называется гуманизмом?
– Когда русская классика учит вдумчивости, умению вникать в
человеческую душу – это прекрасно. Но когда – тому, что мы маленькие и слабые, и
от нас ничего не зависит?
«В Москву! В Москву!» - мечтают чеховские три сестры о том,
чтобы как-то все само устроилось счастливо. Впереди грядет семнадцатый год, и
фанатики, не читавшие книг, расстреляют своих прекрасных и беспомощных
соотечественников, воспитанных на русской классике! А сейчас российские граждане
по двести и триста тысяч человек в год съезжают из России за границу – вместо
того, чтобы ее переделывать. Их этому не учили! Их учили плакать и полагать, что
ничего нельзя изменить...
|