Константин Смертин.
ПОЭТ НИКОЛАЙ ЗИНОВЬЕВ: СЛОВО ВЕЧНО
На фото Н.Н. Зиновьев в
Подмосковье.
Трудится колокол, или мне чудится,
Будто он даль опыляет добром.
Там, между туч, моя жизнь не
заблудится
В божьем луче, от креста золотом.
< …>
О, как старательно трудится благовест!
Трудится небо во имя любви.
И на ветвях умываются ягоды,
Будто бы слезы Христа на крови…
«Колокол». 1990г. Из сборника «В разрыве облаков».
Тем
зимним снежным вечером в Национальном театре народной музыки и песни «Золотое
кольцо» было многолюдно. Перед слушателями, пришедшими отдать дань уважения
памяти одного из талантливейших поэтов России Николая Зиновьева, выступали
известные, любимые в нашей стране певцы – Валерий Леонтьев, Тамара Гвердцители,
Игорь Демарин, Ирина Шведова, Надежда Крыгина, Мишель Поли (Франция), композитор
Алексей Гарнизов, артисты театра и кино Наталья Гвоздикова, Сергей Варчук. Вели
вечер народный артист РФ, диктор телевидения Владимир Березин и вдова поэта,
артистка театра и кино, обаятельная Елена Борзова, взявшая на себя основную
часть нагрузки по организации этого запоминающегося события. Как подчеркнула
Елена Николаевна, «в проведении вечера памяти поэта, а также в издании его
главной книги, в создании поэтического конкурса «ДЕЛЬТАПЛАН», в последние годы
жизни Н. Зиновьева безмерно помогли истинные друзья - Юлия Потапова и Константин
Лавров».
Продолжу
делиться впечатлениями от вечера воспоминаний. Ценителям высокой поэзии Николая
Николаевича Зиновьева, обладателя премий имени Тютчева, имени Лермонтова, приза
«Поэт-2000», кавалера орденов Почета и Дружбы народов, были предложены несколько
книг, среди которых особое внимание на себя обращал многостраничный, как
оказалось, итоговый сборник «В разрыве облаков», выпущенный к семидесятилетию
литератора. Строками проникновенного стихотворения «Колокол», вошедшего в
сборник, открыл я эту статью, посвященную памяти талантливого литератора, автора
многих книг, вышедших на родине и за рубежом.
Среднего
роста, темноволосый, порой загадочно улыбающийся, располагающий к себе и умеющий
по-доброму подшутить, Зиновьев сразу вызывал симпатию. Но в его улыбке, в его
глазах «звенела» затаённая грусть, которая часто прорывалась в строчки глубоких
стихотворных раздумий. В одной из моих авторских радиопрограмм, я узнал от
Николая, прекрасного собеседника, о его брянских корнях, о замечательных близких
родственниках – Янковских. Не удивительно, что его поэтический талант, как
росток на благодатной почве, вырос из интеллектуального богатства творческой
семьи, в которой отец был режиссёром, а мама, Валерия Алексеевна, прекрасно
играла на фортепиано. Подчеркну, что талант поэта восходит к семейному древу
замечательных российских фамилий – Зиновьевых-Лишиных-Милехиных. Именно в этих
корнях заключены истоки тонкой музыкальности его стихотворений.
Ведь
всего в двадцать два года, когда еще не было ни одной опубликованной книги, его
приняли в Союз писателей. Однако, уже тогда коллеги считали молодого человека
состоявшимся поэтом, автором стихов высокого гражданского звучания. Его
удивительные по глубине стихотворения-размышления, проникновенные, часто глубоко
лирические, наполненные любовью к Родине, к местам, где Зиновьев вырос, не
оставляют равнодушными ценителей поэзии.
ЛИК
В пыли просёлка небольшого
когда-нибудь у края лет,
сквозь сон Рязани или Пскова,
сквозь брянских яблонь первоцвет
найти б такую краску слова,
взглянув на Русь в слезах от бед,
чей лик разбитый и суровый
сегодня ветром лишь воспет…
О, стать бы чуточку Рублёвым,
чтоб написать её портрет!
Из сборника «В разрыве облаков».
Процитирую несколько строк предисловия к этому изданию: «Одним из первых стихи
молодого поэта оценил Александр Твардовский, и в 1961 году они были опубликованы
в «Новом мире». А вскоре Николай Зиновьев был удостоен первой премии на
Всесоюзном телеконкурсе поэзии и стал членом Союза писателей СССР. За всю его
историю без книги было принято всего три человека – Василий Шукшин, Борис
Слуцкий и Николай Зиновьев»!
Как
известно, на стихи поэта, неоднократного лауреата фестиваля «Песня года», с
которым я познакомился, еще в прошлом тысячелетии, еще в конце 1980-х годов,
композиторами страны было написано более двухсот запоминающихся композиций.
Среди большого количества музыкальных записей, выпущенных на разных носителях,
в моей фонотеке есть, ставшая для Зиновьева первой, кассета с такой надписью:
«Косте Смертину от друга-паромщика с любовью. 11.8.97». На её титульной
стороне надпись: «Песни о любви поэта Николая Зиновьева». В этот, популярный в
двадцатом веке носитель, вошли четырнадцать любимых слушателями лирических
сочинений в исполнении самых известных эстрадных артистов России. Назову лишь
несколько незабываемых песен: «Испанская история», «Ностальгия», «Санта-Мария-Маджори»,
«Маргарита», «Паромщик» …
- На
стихи Николая написано много ярких произведений, размышляет вдова Николая
Зиновьева, любимая многими жителями страны артистка театра и кино Елена
Николаевна Борзова. - Но главное его предназначение – это высокие стихи. Его
поэзия, как радиация, проникает в душу и уже не уходят из неё никогда. Впрочем,
Коля не отказывался писать и стихи для музыки, понимая, что так его творчество
скорее дойдет до слушателей. При этом, - продолжает Елена, - поэт говорил: «У
меня такое ощущение, что это не я сочиняю стихи, а они сами откуда-то приходят
ко мне».
Вспоминаю, как во время неоднократных выступлений Николая в прямом эфире
радиостанции «Маяк», слушатели очень тепло отмечали сердечность и глубину его
поэтических строк.
Многие
артисты и композиторы подчеркивали, что, тонкие, искренние стихи Зиновьева сами
рождают мелодию. Таково, например, пронзительное, глубочайшее по внутреннему
накалу чувства стихотворение «Листья Летнего сада», подвигнувшее Игоря Демарина
на создание полюбившейся слушателям песни.
Завершу
эту статью о грустно-задумчивом, замечательном, незаслуженно рано ушедшем поэте
Николае Николаевиче Зиновьеве пророческими, мудрыми строчками его
стихотворения-завещания из сборника «В разрыве облаков»:
Мы все уйдем. А слово вечно,
как этот камень и вода,
как свет звезды остроконечной
под взглядом Божьего суда.
И от субботы до субботы
в духовном хаосе пустот,
одна у слова есть забота:
вскрывать безмолвие, как лёд.
Пройдя Священное писанье
и звёзд кодированный текст,
оно из мрака подсознанья
проносит осмысленья крест.
Лелей же слово Божье в сердце,
проникнись им и дорожи,
с извечным выкриком младенца
передавая дальше жизнь!
«Мы все уйдем. А слово вечно».
2000г.
|