ВВЕДЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ В ХРАМ ГОСПОДЕНЬ
Сегодня великий
двунадесятый праздник нашей Православной Церкви.
Иоаким и Анна были
бесчадны. Это считалось поношением. Если сейчас пытаются избежать детей, то
раньше, в древности, особенно в еврейском народе, иметь детей считалось
счастьем, и позором — не иметь детей. Об отношении к детям, к рождению детей, к
их воспитанию в первые века говорят слова одного из писателей первых веков,
эпохи первых гонений: «Смотрите, какую радость дал нам Господь, чтоб нам самим
воспитывать детей наших». Вдумайтесь в эти слова. Какую радость дал нам Господь,
чтоб нам самим воспитывать детей наших.
А мы так часто
избегаем этих обязанностей, лишаем себя родительского счастья и не воспитываем
по существу наших детей к славе Божией и Православию. И вот Иоаким и Анна,
которые были бесчадны и переживали это, молились и дали обет, что ребенок,
который у них родится, будет посвящен Богу. У них-то и родилась девочка, которой
суждено было стать Пресвятой Богородицей.
Когда ей исполнилось
три года, родители, памятуя свой обет, отвели ее в Храм. Она сама поднялась на
тридцать три ступеньки Храма, ее встретил там первосвященник и еще несколько
священников, среди которых был Захария, отец Иоанна Крестителя. И ввели ее по
наитию Духа во Святая Святых, куда раз в год входил только первосвященник.
Благочестивые родители
посвятили — еще до рождения обещали посвятить — этого младенца Богу. А как часто
мы видим обратное, — и в наши времена, и в предыдущем веке: вспомните хотя бы
житие Антония Киево-Печерского, который столько претерпел за свое стремление к
благочестивой иноческой жизни. Как мы протестуем, когда кто-то из наших детей
хочет принять монашество или послужить Церкви в духовном звании. Это для нас с
вами трагедия. А вот Иоаким и Анна сразу, до рождения, решили посвятить ребенка,
— поучительно!
Когда мы читаем
богослужебные тексты, слышим церковные песнопения, то очень много поучительного
относится и к нам самим.
«Днесь Боговместимый
храм Богородица, в храм Господень приводится, и Захариа Сию приемлет; днесь
Святая Святых радуются, и лик ангельский таинственно торжествует. С нимиже и мы
празднующе днесь, с Гавриилом возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою,
имеяй велию милость».
И сегодня по существу
нам зримо и близко свидетельствуется, что Рождество уже близко, что оно здесь.
Это — свидетельство людям, тем священникам, которые принимали Ее.
И не случайно, что
начинается рождественское пение; на Введение в Храм Пресвятой Богородицы мы
впервые начинаем петь: «Христос раждается, славите». Правда, если на Рождестве
это будет ирмос канона, то пока мы поем это как катавасию, заключение нашей
канонной песни.
Да, сама Богородица
оказалась тем Храмом, в котором поселился Бог, Бога Она выносила, Сына Божия Она
родила, Сына Божия и Сына Человеческого.
И нам кажется, что эти
слова от нас далеки, что они касаются только Богородицы. Так вот, вспомните, что
писал апостол Павел:
«Разве вы не знаете,
что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор 3:16).
Вот кем мы должны были
быть. Предельным примером этого является сама Богородица, но в потенции это
должно быть в каждом из нас. И наши согрешения против тела апостол образно
оценивает как кощунство, как преступление перед храмом Божиим. А мы вот не
испытываем этого чувства бережного отношения к своему телу как к храму Божию,
храму Духа Святаго. А смотрите, какова была чистота Богородицы. И вероятно нам
очень надо подумать и о Ней как о храме, Бога-Сына вместившего — невместимого
Бога! — и о наших маленьких храмах телесных, оскверненных подобно тому, как были
осквернены храмы у нас в стране.
Господи, даруй нам,
чтоб наши телеса стали храмом Духа Святаго. Чтобы мы хоть чуть-чуть уподобились
и Богородице, и тем святым, которые носили в себе Духа Святаго.
Есть такой
священномученик, епископ Антиохийский, Игнатий Богоносец. Почему его называли
Богоносцем? А потому что, как говорилось в народе, он был тем младенцем,
которого взял на руки Сам Господь, когда Он рассердился, что к Нему не пускают
детей, и поставил дитя, сказав: «Если <…> не будете как дети, не войдете в
Царство Небесное» (Мф 18:3).
Считалось, что это был
Игнатий Богоносец, но сам он говорил другое. Он вроде бы и не отрицал, что так
было, но говорил: «Я Богоносец, потому что я всегда ношу в себе память о Господе
нашем Иисусе Христе». Он и был богоносцем и исповедником. Но ведь быть
богоносцем требуется и от каждого из нас, и когда мы приближаемся к Богу, то нам
надо вспоминать и Божию Матерь, которая Его носила.
Все предстоящие дни
нам надо будет вспоминать историю Ветхого Завета и то страстное ожидание Христа,
которым жило человечество. Об этом мы будем говорить на предстоящих неделях.
Надо нам думать и о тех святых, которые носили в себе память о Боге. Я грешный
человек, я не могу этого сказать о себе, но священник Александр Ельчанинов
писал, что он всегда помнит, что он Христов. К сожалению, я иногда об этом
забываю, в чем и каюсь.
И вот, — эту память и
богоносительство необходимо воспитать в себе каждому из нас.
Протоиерей Глеб Каледа.
Премудрость Божия
Глядя на мир, на всю
видимую природу, нельзя не увидеть премудрость Божию. Любой человек, глубоко и
внимательно смотрящий, при виде прекрасного и гармоничного устройства вселенной
неизбежно приходит к мысли о Боге. Бог обращается к нам и голосом нашей совести.
Ведь это Господь взывает к нам через Ангела-хранителя: остановись, что ты
делаешь? Но мы, вместо того чтобы слово Божие хранить в себе, стараемся его
как-то заглушить, отодвинуть и поэтому теряем благодать Божию и с нею
блаженство.
Все
люди стремятся к блаженству: кто винца выпьет, сидит блаженствует, кто у
телевизора сидит блаженствует, кто просто тщеславие свое удовлетворяет путем
болтовни – каждый ищет в жизни свое. Но все наслаждения земные, даже самые
острые, очень кратковременны, поэтому блаженством их никак нельзя назвать. Они
временны еще и потому, что в основном являются телесными и душевными, и поэтому,
когда мы умрем, возможность их достижения кончится. Все то прекрасное, что
создано людьми: и музыка, написанная композиторами, и картины, написанные
художниками, и стихи, написанные поэтами, – все это после нашей смерти для нас
исчезает, становится ничем, уходит в небытие, остается на земле, а мы уходим в
мир иной.
Да,
прекрасно созерцать хорошую картину или слушать прекрасную музыку. Для того, кто
разбирается в искусстве и способен воспринять его красоту, это наслаждение очень
высокого рода, но, к сожалению, как бы ни была прекрасна картина, невозможно
созерцать ее целый день. Ну допустим, у кого-то даже хватит терпения на день, а
дальше что? Дальше конец. А то блаженство, к которому мы все призваны – потому
что раз человек всем сердцем стремится к счастью, к покою, к миру, к любви, к
наслаждению, значит, это в нем заложено, значит, это должно где-то
реализоваться, – это блаженство реализуется только в Царствии Небесном, которое
внутри нас.
Нескончаемое блаженство дает только соединение души человека и благодати Божией,
потому что Бог вечен и душа наша тоже вечна. Но душа наша вследствие греха от
Бога оторвалась. Вот этот-то отрыв и называется грехом, это и есть грех – то,
что мы ушли от Бога и ищем наслаждения где-то еще. Поэтому путь к подлинному
блаженству идет через возвращение к Богу. А возвращение к Богу возможно только
через слово Божие, которое обращено ко всем человекам и к каждому из нас
конкретно.
Когда человек читает Священное Писание, особенно Евангелие, слово Божие
обращается к его душе, к его совести. И если он начинает слово Божие хранить –
то есть постепенно, слово за словом, начинает его принимать, склоняться перед
ним, подчиняться ему, начинает свою жизнь и свое поведение, свои поступки,
слова, мысли, чувства изменять согласно слову Божию, – то постепенно кривые
человеческие дороги выпрямляются. Иоанн Креститель говорил, цитируя пророка
Исаию: «Прямыми сделайте стези Ему». То есть надо выпрямить путь Бога к
человеку. Выпрямляет этот путь сам человек, и тогда постепенно жизнь его
выправляется.
Представим очень узкий, но прямой туннель. В его конце виден свет, потому что он
проглядывается от начала до конца. А если этот туннель взять и искривить, то за
первым поворотом уже ничего не видно, уже полная тьма. Вот так и наша жизнь
искривлена, потому что мы все время от Бога уклоняемся то вправо, то влево.
Поэтому мы и Бога не видим. А возвращение к Богу, к этому свету, есть
блаженство, оно как выход из тюрьмы на свободу, как выход из болезни к здравию.
Это-то и означает хранить слово Божие. Если же по каким-то причинам что-то в
этом мире для нас дороже Бога, если мы предпочитаем Богу свои собственные
страсти, то мы так и останемся тощими, мы так ничего и не приобретем, наша жизнь
пройдет бессмысленно, как у большинства людей.
Некоторые говорят: ну что же, все погибнут? Да, все погибнут, спасется только
очень небольшая часть, те, кто этого хотят, потому что насильно нельзя заставить
любить Бога. Вот человек, а вот Бог. Хочешь – люби, а не хочешь – не люби. Но
нельзя ведь любить Бога только тогда, когда есть свободное время, нельзя любить
Бога только тогда, когда есть настроение. Вот у меня сегодня есть настроение, я
буду Бога любить, а нет у меня настроения или я занят, и всё: вы знаете, я не
могу сегодня Бога любить, у меня билет в театр, понимаете, это же очень
серьезное дело – в Большой театр сходить, я ни разу там не был, поэтому я любовь
к Богу откладываю.
Нет, если человек Бога возлюбил, тогда он уже идет этим путем, никуда не
сворачивая, делая прямым этот туннель. И понять здесь на самом деле все очень
просто. Почему же люди не спасаются? Потому что они недуховны. Бог-то есть Дух,
а они плотские и душевные, как зверьки. Вот кошку посади и объясняй ей про
Царствие Небесное, про то, что надо, киска, молиться. Но это же бесполезно: как
только она проголодается, она будет рваться к своей миске, а когда ей захочется
ласки, она будет рваться к тому, кто бы ее погладил. Большего блаженства, чем
сытость, тепло, насыщение инстинкта продолжения рода и ласка, для нее вообще не
существует, это предел ее мечтаний. И она стремится к этому блаженству
постоянно: лечь на теплую батарею, поесть, дать потомство, все время тереться о
сапог хозяина. И большинство людей стремятся к тому же. Вот двухкомнатная
квартира, вот трехкомнатная – если есть возможность, значит, надо в
трехкомнатную. Вот зарплата пятьсот, вот пятьсот пятьдесят – значит, надо на
пятьсот пятьдесят. Вот я сижу книжку читаю, а ребеночек подошел, мешает –
значит, отстань, мне некогда. Думать не хочу, устал – включил телевизор. Кто-то
раздражает – взял отругал. Ну точно как собака: злая собака, если к ней кто-то
подошел, тут же зубы покажет, будет лаять.
Конечно, можно и такую позицию занять, чисто животную. Для большинства людей это
проще. Есть всеобщий закон, по которому любая сложная система стремится к своему
упрощению. Наиболее наглядно это проявляется, когда умирает какой-то организм (а
всякий организм – это очень сложная система). И вот умер, допустим, человек или
та же кошка померла – и она тут же начинает разлагаться, распадаться на самые
простые элементы, все проще, проще, проще. И так все распадается, потому что,
чтобы эту сложность поддерживать, нужны большие усилия, это очень трудно.
Поэтому, конечно, для большинства людей быть кошкой, собакой гораздо проще, чем
быть человеком. Вот у кошки, допустим, нет брака: сегодня у нее один брак,
послезавтра другой и так далее, все очень просто. А у человека должен быть брак.
Но это же сопряжено со сложностями: надо трудиться, надо от чего-то отрекаться,
приспосабливаться. Гораздо проще раз – и это все разорвать, то есть поступить
как кошка, без всяких сложностей.
И
большинство так и делают, потому что это проще. А Господь сказал: «От дней
Иоанна Крестителя», то есть с тех пор, как впервые проповедано Царствие Божие и
покаяние, «Царствие Божие силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» –
те, кто будет трудиться, заставлять себя молиться, заставлять себя поститься,
заставлять себя добрые дела делать, заставлять себя ходить в храм, заставлять
себя готовиться к причастию, заставлять себя посещать больных. Те, кто будет
заставлять себя отказываться от того, что мешает войти в Царствие Небесное,
будет рассуждать: вот я собираюсь нечто сделать – это меня приблизит к Царствию
Небесному или отдалит? Если приблизит, то, значит, я это буду делать. Если
отдалит, я не буду делать. Потому что Господь как сказал? «Ищите прежде Царства
Божия», а остальное «все приложится вам».
Если хочется мне этого вечного блаженства, то, значит, я буду себя понуждать.
Если не хочется, значит, буду как все. Хочешь быть как все? Пожалуйста, будь
кошкой и собакой, это дело твоего добровольного выбора. Это не Бог тебя накажет,
когда ты в аду окажешься, нет, это ты сам добровольно выбрал. Церковь-то
открыта, вот оно, Царствие Небесное: здесь и слово Божие мы слышим
непосредственно, слово в слово – как Он сказал, то мы и слышим; и Телом Своим
Бог здесь присутствует в Святых Тайнах; и Духом Своим присутствует. Господь же
сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» – значит, Он
здесь.
Так
что же нам мешает к Нему приблизиться, с Ним вступить в общение и остаться с Ним
навсегда? Только наше нежелание хранить слово Божие в своем сердце, нежелание
этого блаженства. Нам что-то на стороне дороже – некий плод, который все время
нас соблазняет. И вместо того, чтобы покаяться в этом, мы еще начинаем Бога
обвинять, людей, ищем себе всякие оправдания. Поэтому, к великому сожалению, не
все из нас спасутся. И это не только мое сожаление, Сам Господь об этом
сожалеет. Он говорит: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в
Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного», только тот. А
остальные? Остальные все погибнут люто: «смерть грешников люта», потому что за
ней только мрак и ужас и никакой надежды. Надежда есть, только пока мы здесь, на
земле, живем и сознательно выбираем Царствие Небесное. Помоги нам, Господи,
сделать этот выбор и в этом выборе остаться. Аминь.
Священник Дмитрий Смирнов
|