АНДРЕЙ ДЕМЕНТЬЕВ.
Умер АНДРЕЙ ДЕМЕНТЬЕВ, желавший, чтобы по мирному небу
летали лебеди, а не бомбардировщики. Чтобы люди любили друг друга, и чтобы
дети всегда почитали своих матерей, отцов. А матери чтобы тоже любили своих
деток, своих мужей и все вместе они любили Родину. И чтобы никогда не было
войны...
«БАЛЛАДА О МАТЕРИ» ВОТ ИСТОРИЯ ЕЕ СОЗДАНИЯ
Это драматическая история о незаживающих ранах давно
отгремевшей войны, крик женщины, увидевшей на миг оживлённого киноэкраном своего
навеки потерянного сына. Это уже история. А начиналось все так. Автор слов -
Андрей Дементьев, музыки - Евгений Мартынов.
Вспоминает Андрей Дементьев: «Как-то я был в санатории на
Кавказе, мне было очень скучно. И вот слушаю приёмник, где передают коротенькую
информацию о матери из грузинского села. Она ждала сына с войны, который
пропал без вести, и вдруг мать видит своё дитя на экране документального
фильма. Остальные слова я домыслил сам, сразу в этот день написал стихотворение
«Баллада о матери».
Вспоминает композитор Евгений Мартынов:
..Ещё в училище Борис Петрович Ландарь, мой первый
преподаватель, советовал мне серьёзно заняться композицией и буквально заставил
меня написать несколько инструментальных пьес. Он-то и привил мне вкус к
сочинительству.
Вскоре я написал свою первую песню "Берёзка" на слова
С.Есенина... Следующей попыткой была песня "Баллада о матери"...
Через месяц песня была готова. И когда я проиграл её
музыкантам в Донецке, то они в один голос посоветовали показать песню
музыкальной редакции Центрального телевидения. Вскоре она прозвучала в
исполнении Людмилы Артёменко в телевизионной передаче "Алло, мы ищем таланты!"
Однако поставила песню "на ноги" София Ротару...
После визита на Центральное телевидение я решил показать
песню "Баллада о матери" автору стихов. Приехал в редакцию журнала "Юность", где
Андрей Дмитриевич работает заместителем главного редактора. Зашёл к нему в
кабинет и сказал: "Хочу показать песню на ваши стихи"... Должен сказать, что
Андрей Дмитриевич не проявил особого восторга. Оказалось, что ему уже дважды
показывали музыку на эти стихи, и всё было неудачно. А тут я ещё явился в
горячую пору: номер сдавали...
Вечером дома у Дементьева я проиграл ему "Балладу" и спел.
Ему понравилось. Вот так состоялось наше знакомство, которое вылилось в большую
творческую дружбу...
Мартынов воспевает в песне именно это – живое чувство к
живой фигуре конкретного живого Алёши. Из конкретного села. Сына конкретной
матери. Не из мрамора, а своего сверстника, которому вот такая досталась доля.
Это живое чувство к человеку военного подвига, как чувство постоянное, чувство и
трагически горькое, и тяжкое, и возвышенное, а стало быть и возвышающее, и
всё-таки застенчивое, не показное, не громогласное, есть самое глубокое и
лучшее, что живёт в песне, а быть может, и вообще в творчестве Мартынова.
Всё так, как и в песне поется, только было это в глухой
сибирской деревушке, когда авто- кинопередвижка привезла документальный
киножурнал "Боевой листок №_"
... Вся деревня собралась на киносеанс. Была там и Мать Солдата погибшего, но
продолжавшая всё ждать сына с войны... Сердце не хотело принимать утрату и
верило, что он вот-вот вернется,.. покажется на дороге,.. такой же ладный и
здоровый... И вот, когда показывали кадры поднятия бойцов в атаку, в темном зале
раздался громкий стон... И женский голос позвал: «Алешенька!.. Сынок!.. Это мой
Алешенька!!!» ...
С экрана смотрел её сын, поднимающий бойцов а атаку... По просьбе матери и
односельчан киномеханик несколько раз повторял кадры атаки... Когда уезжал он,
то оставил матери и сельчанам эту пленку...
Об этом узнал Константин Симонов. Он тогда дописывал
рассказ о Вечном Часовом, которого взрывом засыпало в складе с провиантом и
боеприпасами еще в 1941 году. А в 1946 году при проведении работ произошел
незапланированный провал почвы и открылась ведущая вниз лестница, в какой-то
подвал. Когда решили спуститься туда, их остановил окрик из темноты: «Стой!
Стрелять буду!»...
Если кому - то интересны такие материалы, то я продолжу...
в следующих своих записях. Я тогда в 60-е занимался розыском имен погибших,
неизвестных боестолкновений, захоронением бойцов и т.д. Я был одержим этим
делом, да я и сейчас тягощусь этим. Еще эта война и в Чечне и в Боснии... Я не
могу после боев своих забыть других товарищей, меня не станет - другой найдется.
Я всё еще на войне... И во сне и ... когда фильм смотрю соответствующий! Поэтому
прошу; не обессудьте меня!
БАЛЛАДА О МАТЕРИ
Постарела мать за тридцать лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она всё продолжает ждать,
Потому что верит, потому что
мать.
И на что надеется она?
Много лет, как кончилась война.
Много лет, как все пришли
назад.
Кроме мертвых, что в земле
лежат.
Сколько их в то дальнее село,
Мальчиков безусых, не пришло!
…Раз в село прислали по весне
Фильм документальный о войне.
Все пришли в кино — и стар и
мал,
Кто познал войну и кто не знал.
Перед горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.
Трудно было это вспоминать...
Вдруг с экрана сын взглянул на
мать.
Мать узнала сына в тот же миг,
И пронёсся материнский крик:
Алексей! Алёшенька! Сынок!
Алексей! Алёшенька! Сынок!
Алексей! Алёшенька! Сынок!
Словно сын её услышать мог.
Он рванулся из траншеи в бой.
Встала мать прикрыть его собой.
Все боялась вдруг он упадёт,
Но сквозь годы мчался сын
вперёд.
— Алексей! — кричали земляки,
— Алексей, — просили, —
Добеги...
Кадр сменился. Сын остался
жить.
Просит мать о сыне повторить.
Просит мать о сыне повторить.
Просит мать о сыне повторить...
И опять в атаку он бежит,
Жив-здоров, не ранен, не убит.
Алексей, Алёшенька, сынок.
Алексей, Алёшенька, сынок.
Алексей, Алёшенька, сынок.
Словно сын её услышать мог.
Дома всё ей чудилось кино.
Всё ждала — вот-вот сейчас в
окно,
Посреди тревожной тишины
Постучится сын её с войны.
|