К 100-ЛЕТИЮ РАССТРЕЛА ЦАРСКОЙ СЕМЬИ
17 июля – день памяти Страстотерпцев Императора Николая II,
Императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжон Ольги, Татианы, Марии,
Анастасии.
В Монреале, в Кафедральном Свято-Николаевском соборе в
память об этой трагедии состоится литургия и Крестный ход, а также будет
освящена икона, специально написанная к этой дате. О предстоящих событиях мы
беседуем с протоиереем Михаилом Метни и иконописцем Александром Шелеховым.
В 2000 году последний российский император Николай II и его
семья были канонизированы Русской Церковью в лике святых страстотерпцев. Их
канонизация в Русской Православной Церкви Заграницей состоялась почти на 20 лет
раньше – в 1981 году. В этом году отмечается 100 лет со дня расстрела царской
семьи в доме Ипатьева в Екатеринбурге.
о. Михаил. Во вторник, 17 июля, мы будем служить
литургию в память о Царственных Страстотерпцах. А поскольку больше прихожан
могут посещать церковь по выходным, то мы решили, что будем освещать икону 15
июля, в воскресенье, и после этого совершим Крестный ход вокруг храма. На это я
получил благословение настоятеля храма Высокопреосвященного Гавриила,
архиепископа Монреальского и Канадского.
Царская семья никого не обвиняла в том, что случилось. Они,
как гласит Священное писание, «яко овцы на заклание», шли на свою казнь. Царь
никого не винил. Он смиренно и кротко шел по своему пути, не обращая внимания на
интриги и предательство. Вместе со всей своей семьей. Это мученический подвиг,
путь к вечности. Государь сам знал, что ему предстоит. Есть сведение, что
Николаю II было передано письмо от Преподобного Серафима Саровского. Что в этом
письме – никто не знает, но предполагают, что святой старец предвидел все, что
должно было случиться с Россией и царской семьей.
– О канонизации царя-мученика и всей его семьи споры не
кончаются до сих пор. Сторонники приводят слова пророчества преподобного
Серафима, сказанные им императору Александру I: «Будет некогда Царь, который
меня прославит, после чего будет великая смута на Руси, много крови потечет за
то, что восстанут против этого Царя и самодержавия, но Бог Царя возвеличит». И
ведь действительно именно Николаю II через все препоны, чинимые, как ни странно,
Синодом, удалось добиться канонизации Серафима Саровского, которая состоялась 19
июля 1903 года.
– Император вместе с семьей приехал на празднования по
этому случаю в Саров и сам нес мощи святого.
– Вот как описывают это события: «Сбылось пророчество
преподобного Серафима о том, что «среди лета запоют Пасху». Император,
самодержавный властитель одной шестой части мира, преклонял колени перед мощами,
нес их на своих плечах, а в день прославления царская семья причащалась Святых
Христовых Таин. И если бы не решительность и настойчивость императора Николая II,
кто знает, когда бы православная Россия смогла бы возносить церковные молитвы к
преподобному Серафиму? Ведь после 1918 года Русская Церковь по понятным причинам
была лишена возможности канонизации святых до 1970 года».
Тогда же император прочитал письмо, переданное ему от
Серафима Саровского. Есть сведения, что он горько заплакал после прочтения.
Письмо впоследствии так и не было найдено. Православная церковь отмечает
столетие убиения царственных страстотерпцев, и мы в нашем храме тоже не хотим
пропустить эту печальную дату. Мы хотим отметить это событие в духовном смысле –
напомнить людям о смирении и кротости последнего царя и его семьи.
Поэтому с благословения владыки Гавриила, я попросил нашего
церковного иконописца Александра Шелехова написать икону с изображением святых.
А. Шелехов:
– Где-то полтора месяца тому назад позвонил мне о. Михаил и
сказал, чтобы я оставил все свои заказы и начал писать большую икону царственных
мучеников. У нас в храме нет еще такой иконы...
– Александр, вы потомственный иконописец, и многие иконы
в нашем храме написаны вами. Все эти иконы были заказаны прихожанами?
– Почти все! Даже все главные иконы, которые украшают
алтарь, – это все дарения храму от отца Сергия (Петрова) с его матушкой. Этот
заказ был сделан сразу после пожара в церкви, когда все иконы сгорели.
– В храме имеется икона с изображением Императора
Николая II, но, по-моему, именно она не вами написана.
– Я уже писал иконы с изображением царственных мучеников,
но не для нашего храма. Та, над которой работаю сейчас, будет большой –100 х 75
см. Внизу будет подпись о том, что икона написана ко дню памяти царской семьи.
Помимо членов царской семьи – Императора Николая II, Императрицы Александры и их
детей Алексея, Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии, на иконе будет изображены, по
просьбе о. Михаила, преподобномученицы Варвара и Елизавета Алапаевские.
– Почему именно эти святые были выбраны в дополнение к
царственным мученикам?
– У нас нет отдельной иконы этих святых, но эти женщины
тоже были убиты в то время и считаются мученицами за веру. Великая княгиня
Елизавета Федоровна Романова – сестра императрицы Александры – посвятила свою
жизнь делу православного милосердия и молитве, основала и построила
Марфо-Мариинскую обитель. Монахиня Варвара была ее правой рукой. Они обе погибли
от рук большевиков и были причислены к лику новомучеников. Сверху на иконе будут
изображены два ангела, которые держат икону Державной Божьей Матери – эта икона
считалась чудотворной во время царствования Николая II. Композиция у меня
получается довольно сложная. Сейчас имеется много вариантов икон царственных
мучеников, поэтому у меня была возможность проанализировать разные варианты.
Икона будет уникальная по своей композиции, поскольку, по-моему, еще никто не
писал царских мучеников вместе с Елизаветой и Варварой.
– Вам приходится работать над образами святых, чьи
изображения хорошо известны по светским фотографиям.
– Это все же не портреты. Хотя, конечно, мы хорошо знаем,
как выглядели эти люди при жизни – сохранилось много фотографий. Поэтому я пишу
так, чтобы они были узнаваемы.
– А какие у них будут облачения?
– Византийские, а не светские. Это же символическое
изображение и одежды символизируют Православие. В центре композиции царь с
супругой, у них в руках большой крест, рядом по обеим сторонам Ольга и Татьяна,
чуть дальше – Анастасия и Мария. А впереди, в центре - царевич Алексей.
– В его одежде тоже не предполагается известного всем
элемента – воротника матроски?
– Для меня икона – это в первую очередь возвышенный
символ. Поэтому я не стал вводить какие-либо атрибуты земной жизни мучеников.
Икона – это не портрет человека, а лик святого. Портретное сходство в данном
случае не самое главное. Над каждым святым есть надпись – кто это. Я еще работаю
над созданием образов. Пока прописываю одеяние. А на следующей неделе начинаю
работать над ликами – это самая трудная работа.
– А в чем тогда состоит трудность, если не обязательно
передавать портретное сходство?
– Главное – не исказить лик. Важно работать над выражением
лица.
– А как в лике святого достичь святости? Что вам в этом
помогает?
– Выражение должно быть молитвенное, благодатное, что не
всегда удается написать такое с первого раза. Глаза и губы – это то, от чего
выражение лица зависит больше всего. Если не получается написать сразу, то я
оставляю работу и возвращаюсь к ней через день. А иногда сразу все получается!
***
Путь смирения и кротости, избранный Николаем II, о котором
в начале нашей беседы завел речь о. Михаил, подтверждается словами государя,
сказанными в разные годы. На сообщение о Кронштадтском мятеже он заметил: «Если
вы видите меня столь спокойным, то это потому, что я имею непоколебимую веру в
то, что судьба России, моя собственная судьба и судьба моей семьи – в руках
Господа. Что бы ни случилось, я склоняюсь перед Его волей». Незадолго до гибели,
в конце апреля 1918 года, в Екатеринбурге, он писал: «Быть может, необходима
искупительная жертва для спасения России: я буду этой жертвой – да свершится
воля Божия!» Известно написанное в эти дни письмо его дочери – великой княжна
Ольги: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого
они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него – он всех простил и за всех
молится, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее,
но что не зло победит зло, а только любовь».
Светлана Мигдисова
|